Анализ влияния структуры товарного ассортимента на прибыль ООО « Малыш»

 

Основными текущими показателями работы любого торгового предприятия является величина розничного товарооборота (выручки) как основного источника прибыли, в котором увязаны между собой затраты и доходы торгового предприятия, взаимосвязь с ассортиментом.

Согласно Инструкции Госкомстата РФ под розничным товарооборотом понимается продажа потребительских товаров населению за наличный расчет, а так же с использованием пластиковых карт независимо от каналов их реализации: юридическим лицам, осуществляющим розничную торговлю и организациям общественного питания; физическим лицам, осуществляющим продажу товаров на вещевых, продовольственных и смешанных рынках.

В схематичном варианте розничный товарооборот можно представить как

РТО = ∑ Рi*Qi (10),

где Рi- цена товара, включающая расходы по приобретению товара и величину дохода предпринимателя;

Qi- количество физических единиц товара проданных за анализируемый период;

РТО = Он+ П - Ок (11),

где Он- Остатки товаров на начало очередного отчетного периода; П- поступление товаров;

Ок- остаток нереализованных товаров на конец отчетного периода.[9,с 24-25]

При анализе розничного товарооборота, прежде всего, интересует его динамика, как в стоимостных показателях, так и относительных путем определения темпов прироста к сравниваемому периоду. Причем расчет показателей введется как в действующих, так и сопоставимых ценах для исключения влияния фактора инфляции. Однако анализ товарного ассортимента любого розничного торгового предприятия начинается с таких количественных характеристик как его широта, глубина, степень обновления, о которых говорилось в первой части работы.

Оптимизация предлагаемого ассортимента продукции дает дополнительный шанс на победу в конкурентной борьбе, то есть на основе данных базового периода необходимо определить, какой объем закупок в планируемом периоде товаров х1,…хn необходим для увеличения уровня выручки или прибыли на уровне, достигнутом предприятием в базовом периоде. Для этого воспользуемся методом экономического анализа как «директ – костинг», основанном на раздельном учете постоянных и переменных затрат.

Главная особенность системы «директ - костинг» заключается в том, что себестоимость продукции (совокупность затрат на ее приобретение и доведение до покупателя) учитывается и планируется только в части переменных затрат. По переменным расходам оцениваются также остатки товаров на складах. Постоянные затраты в этой системе управленческого учета сразу относятся на уменьшение доходов в том отчетном периоде, в котором они возникли (обычно постоянные затраты распределяются между товарами пропорционально выручке от реализации, что при широкой номенклатуре может привести к завышению или наоборот к занижению роли тех или иных ассортиментных позиций в формировании общей прибыли предприятия). Для выполнения расчетов такой вариант намного проще.[1, с.40-41]

Эта система позволяет:

определять минимальную цену продукции;

проводить сравнительный анализ прибыльности различных видов товаров;

формировать оптимальную стратегию реализации продукции как по ассортименту, так и по цене;

выбирать оптимальную с экономической точки зрения форму торговли;

 определять точку безубыточности и запас прочности предприятия торговли.[1,с 45]

Директ - костинг позволяет в качестве показателя эффективности использовать соотношение маржинального дохода к переменным затратам.

Но этот метод планирования рационального ассортимента не предусматривает использование торговым предприятием заемных средств. В любом случае, при использовании любого метода и способа планирования необходимо на основе собранных статистических данных определить величину спроса, определить рациональность существующего ассортимента для построения более гармоничной товарной политики, определить наличие на рынке товаров конкурентов, оценить степень влияния инфляции и др. факторов, определить временные границы прогноза, в течение которого он будет максимально приближен к реальности.

АВС - анализ один из способов проведения таких исследований по системе директ - костинг. АВС- анализ основан на исследовании структуры сбыта по критериям удельного веса той или иной товарной группы или товара в общем объеме сбыта, прибыли и покрытию затрат. Все продукты делят на три группы: А - большой вклад в общий объем; В - средний вклад; С - малый вклад. Результаты представляются в виде накопленных частот продуктов и долей по сбыту (прибыли).[20,с.4]

АВС показывает, какие товары являются наиболее выгодными, а какие нежелательными в ассортименте. С точки зрения затрат предприятию выгоднее сконцентрироваться на малом числе продуктов из групп В и А, однако при исключении убыточных продуктов из ассортимента нужно тщательно изучить мнение потребителей. Следует также учесть удельный вес отдельных продуктов в покрытии общих затрат (убытки возникают только за счет переменных затрат). Постоянные расходы при исключении убыточных продуктов из номенклатуры реализуемых перераспределяются на оставшиеся, увеличивая их себестоимость.

Интересы предприятия могут пострадать, если будут удалены все малодоходные позиции, так как это может ущемить интересы покупателей.

Достоинства АВС - анализа: количественное измерение доли отдельных видов продукции в сбыте и прибыли. Помогает выстроить последовательность продуктов в зависимости от размеров вклада в общий сбыт, затраты, прибыль.

Иногда даже выгоднее оставить нерентабельный товар с маленькой долей в сбыте по результатам исследования, если в результате связей между продуктами приносится доход в другом месте.

 Недостаток – трудоемкость потому, что для каждого вида продукции рассчитывается себестоимость, доходность.

 Необходимые условия проведения:

ü широкий ассортимент;

ü изучение микроспроса.

Проведение АВС классификации включает ряд этапов.

Первый-выбор критерия классификации. Для предприятия частной формы собственности, не являющегося юридическим лицом, показателем эффективности работы является величина дохода (прибыли). Также на выбор критерия оптимизации товарного портфеля влияет стратегия развития – удержание рынка и повышение прибыли от реализации.

Второй этап подразумевает проведение расчета нарастающего итога значения критерия классификации по номенклатурным позициям (см. таблицы 4,5). Удельный вес критерия классификации рассчитывается как отношение значения критерия каждой позиции (стол.2) к итоговой сумме значения критерия классификации второго столбца. 4-ый столбец таблицы получается следующим образом: удельный вес первой позиции переписывается без изменений, последующие строки получаются суммированием нарастающего итога предыдущей позиции и удельного веса текущей.

Таблица 4

Структура номенклатуры за период 10.04.05-10.05.05г.

 

номенклатура

 Валовый доход руб.

уд. вес %

нарастающий итог %

группа

1

2

3

4

5

6

1

подгузники

19265,57

58,23

58,23

А

2

м/с

3789,6

11,45

69,68

А

3

соки

3482,88

10,52

80,2

А

4

игрушки

1668,5

5,04

85,24

В

5

косметика

1015,5

3,07

88,31

В

6

каши

1147,98

3,47

91,78

В

7

пюре стекло

617,3

1,87

93,65

В

8

аксессуары

598,08

1,81

95,46

В

9

мол. кухня

408,63

1,24

96,70

С

10

пюре жесть

366

1,11

97,81

С

11

печенье

363,3

1,10

98,91

С

12

чай

216,86

0,66

99,56

С

13

вода детская

144,9

0,44

100

С

14

итого:

33085,10

100

 

 

 

Таблица 5

Структура номенклатуры за период 11.05.05-11.06.05г.

 

номенклатура

 Валовый доход руб.

уд. вес %

нарастающий итог %

группа

1

2

3

4

5

6

1

подгузники

18262,44

56,78

56,5

А

2

м/с

3757,38

11,68

68,46

А

3

соки

3671,84

11,41

79,87

А

4

игрушки

1584

4,9

84,77

В

5

каша

1067,98

3,32

88,09

В

6

косметика

911,4

2,83

90,92

В

7

аксессуары

791,76

2,46

93,38

В

8

пюре стекло

609,04

1,89

95,27

В

9

мол. кухня

468,63

1,46

96,73

В

10

печенье

363,3

1,13

97,86

В

11

пюре жесть

306

0,95

98,81

С

12

чай

210

0,65

99,46

С

13

вода детская

157,5

0,5

100

С

14

итого:

32161,27

100

 

 

 

Шаг три – выделение групп классификации по принципу Паретто, где 20% качественного критерия определяется 80% количества выбранной совокупности объектов (группа А); группа В- до 15% в объеме прибыли и оставшаяся часть – блок С. Деление может быть и другим в зависимости от потребностей анализа, при более детальном анализе при резком увеличении исследуемых позиций можно воспользоваться методом кумулятивной кривой линии нарастающего удельного веса.

Из таблиц видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: подгузники, соки, молочные смеси-80%. Эта группа не зависит от сезонных колебаний спроса, исключение составляют пики рождаемости, приходящиеся на осень и весну, когда спрос возрастает, особенно на специализированные молочные смеси. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: игрушки, косметика, пюре в стеклянной таре, аксессуары, каши, в июне добавилась молочная кухня. Молочной кухни в более доходную группу связано с ростом физических продаж вследствие изучения микроспроса. Переход из одного блока в другой товаров предполагает разнообразие бизнес ситуаций и невозможность ориентации на единственное зафиксированное как универсальное соотношение границ групп классификации по накопленному значению качественного критерия.

По итогам анализа можно дать следующие рекомендации. Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса. Широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы. В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%) усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.

АВС анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла. Вся товарная номенклатура согласно матрице БКГ в зависимости от стадий ЖЦТ-ров ее составляющих может быть поделена на 4 части (Рис.10).

 

«Звезды» Проблемный товар
«Дойные коровы»   «Собаки»

 

Рисунок 10 - Бостонская матрица товаров

 

В группу проблемных товаров входят товары, находящиеся на стадии выведения на потребительский рынок и первой половины периода роста продаж. На этом этапе требуется значительное вложение средств для налаживания серийного выпуска, создания узнаваемого положительного имиджа товара, при том, что нет абсолютной гарантии в успехе продукта.

Категория звезды – это товары второй половины стадии роста и самого начала этапа зрелости. Это период получения максимально возможных прибылей от реализации данного товара за счет новизны и резкого роста объемов продаж. После того как данный продукт станет легко узнаваемым и доступным большинству потребителей, он перейдет в категорию дойных коров. Дойные коровы обеспечивают предприятию стабильный доход при минимальных затратах на его поддержание на рынке.

Последняя группа товаров – изгоняемые собаки, т.е. продукты морально и технологически устаревшие, стремительно теряющие свои позиции на рынке.

Наиболее благоприятным с точки зрения стабильного развития и финансового благосостояния в будущем является преобладание дойных коров, чуть меньше звезд и обязательное наличие проектов новых товаров - проектов (проблемных товаров), причем все равно будут ли это модификации уже реализуемых продуктов или абсолютно новый товар. Ранжирование товарного портфеля по БКГ позволяет наглядно представить будущее розничного торгового предприятия при сохранении существующего ассортимента. Основой для распределения товаров по матрице могут служить данные по динамике продаж за несколько последовательных временных отрезков.

Весь имеющийся товарный ассортимент делиться на четыре группы в зависимости от перспектив дальнейшего существования на рынке (Таблица 6)

Распределение товаров внутри матрицы говорит о том, что у фирмы прочное положение на рынке, достаточный запас новинок и звезд. Некоторые товары сразу попали в несколько секторов матрицы (Малютка м/с, Либеро - подгузники, Тонус соки) из-за того, что на рынок были выпущены их усовершенствованные варианты, а старый товар еще не покинул рынок полностью.

Изначально при открытии магазина широта ассортимента составляла 1328 наименования из 3560 находящихся на складе, к концу второго отчетного месяца широта ассортимента уменьшилась на 27 товарных позиций (1301-1328=-27), то есть совокупная широта товарного ассортимента по магазину «Малыш» составила 98% от первоначальной (3560/1328*100%=98%). В данном случае понятие широты и насыщенности совпадают.

В группах соки, пюре стекло, молочных смеси, подгузники и аксессуары было отмечено сужение товарной номенклатуры, а вот в группах каши, молочная кухня, вода, игрушки, косметика количество представленных товарных позиций выросло. Следует отметить, что изменение товарной номенклатуры происходило внутри товарных групп за счет изменения длины ассортиментного ряда (глубины ассортимента). Как и предполагалось каши дороже 40 рублей за пачку слишком дороги для рядового покупателя, постоянно проживающего в этом районе, поэтому концу второго месяца глубина товарного ассортимента составила 12 (были сняты с продажи каши марок Семпер и Фрутолино).

Однако насыщенность товарной линии каш Малышка и Бэби резко выросла, что позволило даже увеличить общую широту ассортимента этой группы на 20 (144-124) позиций по итогам отчетного периода или 16,%(.Изменение широты в относительных показателях представляет собой коэффициент широты (124/144*100-100=16),

Кп дб *100%-100,% (12)

где Пд- полнота действительная;

Пб-полнота ассортимента принятого за базисный.

Подобные процессы происходили и внутри других групп, вследствие чего общий коэффициент обновления номенклатуры составил 4% за два месяца наблюдений

н= Н/Шд*100%-100%=56/1301*100-100 = 4 %

где Н-количество новых позиций;

Шд- широта на конец отчетного периода)

 

«Звезды»Топ-топ, Фрисокрем, Фрутолино каши; Вини-пюре; Тонус(новый), Топ-топ, Бабушкино лукошко-соки; Памперс; Джамбо-Памперс; Хипп-печенье; Растишка-мол.кухня; Нени, Хипп(б.уп), нов. Малютка, Нестле мол.-м/с   Проблемный товар Фрисолак, Даниа-каши; МакЛав, Типтоп, Фруто-няня, Динка, Бабушкино лукошко, Блядишеф-пюре; Спеленок, ОазисВкуса (гранат.1л)-сок; Еврон, Белла беби, вкладыши в подгузник-памперсы; Нестле(бол)-печенье; Беби-вода; Даниа-чай; Био-Макс, мол.кухня; Вини, Хумана, Семпер-м/с
«Дойные коровы»Малышка, Хайнц, Вини, Беби, Малышка-каши; Топ-топ, Азов, Тихорецк, Тонус, Хипп-пюре; Тонус, Фруто-няня, Фруктовый сад, Азов, Тип-топ-сок; Хаггис, Либеро, Памперс, Трусики, Хелен Харпер-памперсы; Малышок, Хайнц-печенье ;Вини, Бабушкино лукошко, Тип-топ-вода; Хипп-чаи; Агуша-мол.кухня; Нутрилоны, Малютка, Нан, Фрисо, Малыш»Истра»-м/с   «Собаки» Крошка-каши;Гербер, Бичнат, Дева, Фрисолак, Фрутек-пюре; Бичнат, Дева, Фрутек-сок; Фиксис, Молтекс, Либеро(устар)-памперс Нутрилак-аква-вода,Бебе, Беби Ситтер-чай; Нутрилак, Малыш с варкой,Малютка-м/с

 

Таблица 6

Товарный портфель

 

Далее следует проанализировать развитие товарооборота магазина по улице Мичурина в динамике (таблица 7).

В соответствии с таблицей 7 данные об объеме розничного товарооборота магазина «Малыш» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении до 98,5% от уровня базисного периода, что в стоимостном выражении составляет 4360,72 рубля вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: каши, пюре, чаи, молочные смеси, косметика, подгузники и игрушки. (Таблица 8).

Таблица 7

Развитие товарооборота в динамике, руб.

 

номенклатура

розничный товарооборот,руб.

цепной темп роста,%

абсолютный прирост,руб.

10.04.-10.05.06

11.05-10.06.06

каши

14349,8

13349,8

93,0

-1000

пюре стекло

8818,61

8700,62

98,7

-117,99

соки

43536

45898

105,4

2362

пюре жесть

6100

5100

83,6

-1000

вода детская

2070

2250

108,7

180

чай

3098

3000

96,8

-98

м/с

63160

62623

99,1

-537

печенье

5190

5190

100,0

0

молочная кухня

6810,5

7810,5

114,7

1000

Косметика

6770

6076

89,7

-694

Аксессуары

4984

6598

132,4

1614

Подгузники

113326,87

107426,14

94,8

-5900,73

игрушки

3337

3168

94,9

-169

итого:

281550,78

277190,06

98,5

-4360,72

 

Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре розничного товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности возросла доля в товарообороте продажи соков, аксессуаров, игрушек в натуральном выражении и стоимостном. Снизились продажи подгузников и других товаров, завозимых из стран Евросоюза вследствие удорожания в экономичных упаковках и целыми пачками из-за привязки импортеров к валютным курсам евро и доллара.

Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому магазин «Малыш» при формировании цен учитывает этот фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, чтобы покупателя устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.



Таблица 8

Динамика РТО в натуральном выражении магазина «Малыш».

 

 

 период

каши

пюре стекло

соки

пюре жесть вода детская

чай

м/с

печенье

молочная кухня Косметика Аксессуары Подгузники игрушки итого:

продажи,шт

10,05-11,06

550

937

2345

423

105

31

540

110

1023

158

95

562

60

8964

11,06-10,07

504

837

2481

364

109

31

535

110

1123

136

150

557

77

9827

Ди

на

ми

ка

 

шт.

-46

-100

136

-59

4

0

-5

0

100

-22

55

-5

17

863

%

-8,4

-10,7

5,8

-14

,0

3,8

0,0

-0,9

0,0

9,8

-13,9

57,9

-0,9

28,3

9,6

 

Динамика РТО в натуральном выражении магазина «Малыш», представленная в таблице свидетельствует о положительных тенденциях в ассортиментной политике ООО «Малыш».

Данные о доходе магазина представлена в таблице 9.

Таблица 9

Основные показатели хозяйственной деятельности магазина

 

показатель апрель-май май - июнь динамика
РТО

281550,78

277190,06 -4360,72

Тприроста РТО

-1,55

Закупочн.стоим. 248465,68 245028,79 -3436,89
валовый доход(руб.)

33085,10

32161,27

-923,83

%

11,75

11,60

-0,15

Тприроста дох.

-2,79

Аренда 6000 6000 0
З/П1,1% 3097,1 3049,1 -48,0
Прочие расходы 320 400 0
Налоги 2700 2700 0
Прибыль(руб.) 20968 20012,17 -955,83
%

7,44

7,21

-0,22

 

Из таблицы видно, что розничный товарооборот снизился на 4360,72 рубля, хотя продажи в натуральном выражении в целом по магазину, как было отмечено выше, выросли на 9,6% по сравнению с первым месяцем работы. Это связано с тем, что из-за сильной конкуренции фирма не может резко повышать цену на товары, и сдерживает её рост за счет своих доходов для сохранения клиентуры.

Общая сумма валового дохода снизилась на 923,83 рубля или-0,15%.Это произошло за счет того, что отрицательные темпы роста валового дохода выше темпов роста товарооборота. Причина в новых поставщиках с более низкими ценами закупки при сохранении величины розничной цены по одним товарам и резкое удорожание других позиций импортируемых из-за рубежа, дефицита сырья у иностранных производителей, вызванного эпидемией коровьего бешенства в ряде стран, являющихся основными поставщиками сырья на международном сельскохозяйственном рынке. Как следствие потребители вынуждены были перейти на более доступные аналоги ранее используемых ими товаров. Так же уменьшился показатель чистой прибыли остающейся в распоряжении предприятия на 0,22% (955,83 руб.).

На основные показатели экономической деятельности розничного торгового предприятия «Малыш» по адресу ул. Мичурина, 21 повлияли следующие факторы (таблица 10).

Таблица 10

Влияние факторов на величину валового дохода

 

фактор

расчет

сумма

изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту

рто.отч*динам уровн.дохода

-415,79

277190,06*(-0,15%)

изменение объема РТО

Изм РТО*Удох.баз.

-512,38

11,75%*(-4360,72)

влияние структурных сдвигов дох. баз*Уд.вес тов.грбаз.)+(Удох.баз*Уд.вес тов.гр.отч.)

4,35

 

 Из таблицы видно, что наибольшее влияние на показатель доходности оказали увеличение переменных расходов и как следствие снижение уровня доходности и изменение объёмов розничного товарооборота. Изменения товарной номенклатуры особого влияния на величину валового дохода не оказали.

Те же самые факторы оказали на прибыль следующие влияние:

· Динамика розничного товарооборота.

(РТОотч. – РТО баз)*Рбаз/100,(13) где Рбаз- уровень рентабельности базисного периода.

 (281550,78 - 277190,06)* 7,44/100= -324,44 руб.

· Динамика уровня рентабельности.

отч. – Р баз)* РТОотч/100 (14)

(7,44-7,21)* 277190,06/100= - 609,82 руб.

· Влияние структурных сдвигов внутри розничного товарооборота составило – 21,57 рубля.

(Рiбаз * Уiбаз)+(Рiбаз * Уiотч)+ ……(15), где Уiотч – удельный вес товарной группы в общем объеме розничного товарооборота.

На конечный финансовый результат те же самые факторы оказали большее влияние, чем на величину валового дохода. Причем структурные изменения оказали противоположное влияние за счёт снижения скорости товарооборачиваемости пюре в стекле, подгузников, каш, что не компенсировалось увеличением продаж соков и игрушек.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: