Виды и порядок расчета прямых налогов, уплачиваемых в

Бюджет

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги направлены на имущественные объекты либо доходы (прибыль) юридических или физических лиц. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций. К косвенным налогам относят платежи, включенные в цену товара (работы, услуги). К прямым налогам, уплачиваемым Гомельским райпо, относятся:

· налог прибыль;

· налог на недвижимость;

· земельный налог;

· налог на использование природных ресурсов (экологический налог);

· местные налоги, уплачиваемые из прибыли (целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры).

Мнения отдельны авторов в вопросе по отнесению тех или иных налогов к прямым или к косвенным не совпадают. Так, автор В.А. Гюрджан считает, что “земельный налог и экологический налог включаются в себестоимость продукции, а значит, не являются прямыми”.Е.М. Попов, относит эти налоги к прямыми. Автор данной дипломной работы придерживается точки зрения Е.М. Попова и относит земельный и экологический налоги к группе прямых налогов.

Рассмотримпорядок расчета и уплаты налога на прибыль.

Основным документом, регулирующим порядок расчета и уплаты налога на доходы и прибыль является Инструкция о порядке исчисления и уплаты в бюджет налогов на доходы и прибыль, утвержденная постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2010 №19. с изменениями и дополнениями.

Плательщиками налога на доходы и прибыль являются организации. Объектом налогообложения налогом на прибыль является облагаемая налогом прибыль, которая исчисляется исходя из:

1. Суммы прибылиот реализации товаров (работ, услуг);

2. Сумма прибыли от реализации иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы);

3. Сумма прибыли от реализации имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от их реализации, и затратами по реализации этих товаров (работ, услуг), иных ценностей (за исключением основных средств), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении, а также суммами налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами Республики Беларусь порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг).

Прибыль (убыток) от реализации основных средств определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой, полученной от реализации основных средств, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых согласно установленному законодательными актами порядку из выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и остаточной стоимостью основных средств, а также затратами по реализации основных средств.

Безвозмездная передача товаров (работ, услуг) и иных ценностей (в том числе товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг), за исключением безвозмездной передачи этих ценностей в пределах одного собственника по его решению или уполномоченного им органа, у передающей стороны включается в объем реализации.

В целях исчисления налога на прибыль в состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность получателя от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг), включая доходы, полученные от операций по сдаче имущества в аренду (лизинг), а также безвозмездно полученные денежные средства и иные ценности (в том числе основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), кроме передачи этих ценностей в пределах одного собственника.

К доходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом прибыли, в Гомельском райпо относят:

· доходы (проценты), полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за пользование банком денежными средствами, находящимися па банковском счете;

· суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условии договоров (учитываются в составе внереализационных доходов при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные суммы поступили на банковский счет или в кассу организации);

· поступления в счет возмещения организации убытков;

· стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), иного имущества;

· принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке по результатам инвентаризации;

· суммы кредиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности;

· другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг), поступившие в собственность организации.

В состав доходов от внереализационных операций для целей налогообложения Гомельское райпо не включает:

· средства, поступающие из созданных в соответствии с законодательством Республики Беларусь фондов и бюджета Республики Беларусь, использованные по целевому назначению;

· средства, полученные в порядке долевого участия в строительстве жилья, содержании объектов непроизводственной сферы и использованные по целевому назначению;

Расходами от внереализационных операций в Гомельском райпопризнаются затраты (расходы, потери, убытки) по операциям, непосредственно не связанным с реализацией продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей. К расходам от внереализационных операций, учитываемым для определения облагаемой налогом относятся:

· отчисления в резервы по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями, а также с отдельными лицами, подлежащие резервированию в соответствии с законодательством; восстановление резерва при восстановлении сомнительных долгов;

· суммы штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение условий договоров (учитываются в составе внереализационных расходов при определении облагаемой налогом прибыли в том отчетном периоде, в котором указанные средства перечислены с банковского счета организации);

· суммы возмещения убытков;

· убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереальных для взыскания;

· суммы недостач, потерь и порчи активов в соответствии с законодательством, в том числе произошедшие сверх норм естественной убыли, виновники которых не установлены или суд отказал во взыскании с них;

· расходы, связанные с рассмотрением дел в судах;

· не компенсируемые виновной стороной потери от простоев по внешним причинам;

· убытки по операциям с тарой;

· другие расходы, не связанные с реализацией продукции (работ, услуг).

При определении облагаемой налогом прибыли Гомельское райпо не учитывает:

1. Прибыль, полученную от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доходы;

2. Прибыль (убыток), полученная от реализации (погашения) ценных бумаг.

Кроме того, облагаемую налогом прибыль согласно действующего законодательства, Гомельское райпо уменьшает на суммы:

· налога на недвижимость за основные средства;

· льготируемой прибыли.

Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 процента.

Налоговые декларации (расчеты) по налогу на прибыль (Приложение П), а также расчеты, необходимые для предоставления льгот по налогу Гомельское райпо представляет ежемесячно не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет нарастающим итогом с начала года. Уплачивает налог на прибыль ежемесячно не позднее 22-го числа каждого месяца, следующего за отчетным.

Если срок представления налоговых деклараций (расчетов) по налогам на доходы и прибыль или срок уплаты налогов приходится на государственный праздник или праздничный день, установленный и объявленный Президентом Республики Беларусь нерабочим днем, либо на выходной день, этот срок переносится на первый рабочий день после выходного (нерабочего) или праздничного дня.

Гомельское райпо является плательщиком и налога на недвижимость.

Налогом на недвижимость облагается:

· стоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся в его владении;

· стоимость объектов незавершенного строительства.

Годовая ставка налога для организаций установлена в размере 1%.

Советы депутатов имеют право увеличивать (уменьшать) ставки, изменять сроки уплаты налога отдельным категориям плательщиков.

При использовании льгот по налогу плательщики представляют сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, по установленной форме, а также документы, подтверждающие право на льготы.

Уточненная налоговая декларация (расчет) по налогу за I квартал с учетом переоценки основных средств и незавершенного строительства по состоянию на 1 января текущего года, произведенной в соответствии с законодательством, представляется организациями в налоговые органы не позднее 1 апреля отчетного года. Доплата в бюджет причитающихся сумм налога производится не позднее 10 апреля отчетного года без применения экономических санкций и начисления пени.

Общая сумма налога со стоимости основных средств отражается в налоговой декларации (расчете) по налогу на прибыль отдельной строкой и исключается из прибыли к налогообложению. При этом сумма налога при определении налогооблагаемой прибыли за соответствующий отчетный период отражается нарастающим итогом с начала года.

Сумма налога за год и соответствующий период года (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев) определяется путем сложения сумм месячных платежей налога за соответствующий период отчетного года.

Суммы налога со стоимости основных средств уплачиваются Гомельским райпо в бюджет исходя из фактического расчета не позднее 22-го числа каждого месяца равными долями в размере 1/3 части квартальной суммы налога.

Не позднее 20-го числа первого месяца отчетного квартала Гомельское райпо представляет инспекции Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет и по месту расположения объектов недвижимого имущества расчет остаточной стоимости основных средств, облагаемых налогом (Приложение Р) и налоговую декларацию (расчет) по налогу на недвижимость (Приложение С). При этом перечень объектов недвижимого имущества (зданий и сооружений) следует определять на основании Временного республиканского классификатора амортизируемых основных средств и нормативных сроков их службы, утвержденных постановлением Министерства экономики №186 (с изменениями и дополнениями).

Налог на землю.

Цель налога на землю – обеспечение экономическими методами рационального использования земель, формирование средств для осуществления мероприятий по землеустройству, повышению качества земель и их охране. Размер платы за землю зависит исключительно от факта наличия земельного участка.

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица как отечественные, так и иностранные, которым земельные участки предоставлены во владение, пользование или в собственность. Гомельское райпо является также плательщиком этого налога.

Объектом платы за землю является площадь земельного участка, выраженная в гектарах. При этом в расчет принимаются следующие виды земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, энергетики; земли лесного фонда; земли водного фонда.

Основанием для исчисления земельного налога является акт на земельный участок или удостоверение на право пользования земельным участком или решение исполкома о предоставлении земельного участка.

Платежи за землю подлежат включению в расходы по реализации продукции (работ и услуг) и в расходы по реализации продукции, товаров (работ и услуг), учитываемые при налогообложении. По строящимся объектам платежи за землю подлежат включению в стоимость незавершенного строительства.

Земельный налог исчисляется начиная с месяца, следующего за месяцем предоставления им земельного участка. Юридические лица исчисляют земельный налог самостоятельно и предоставляют в налоговые органы налоговые декларации о сумме налога на текущий год не позднее 1 марта текущего года, а по вновь отведенным земельным участкам – в течение 1 месяца со дня их предоставления. Уплачивается налог в течение года равными частями не позднее 15 апреля, 15 июля, 15 сентября, 15 ноября, а по землям сельскохозяйственного назначения не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Гомельское райпо является плательщиком экологического налога.

Этим налогом облагаются:

· выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников;

· объемы добываемых природных ресурсов.

Он введен с января 1992 года в целях более рационального использования природных ресурсов и улучшения экологической обстановки, а так же изыскание для этого необходимых ресурсов.

Гомельское райпо не осуществляет добычу природных ресурсов и является плательщиком только налога за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников. Ставки налога за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь согласно постановления.

Отметим, что для передвижных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу лимит допустимых выбросов этих веществ не устанавливается.

Налог за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников (автомобильного транспорта) начисляется из фактических объемов этих выбросов, рассчитанных по количеству израсходованного топлива за передвижение на территории Республики Беларусь. Суммы уплаченного налога включаются Гомельским райпо в расходы на реализацию товаров.

Налог за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников исчисляется и уплачивается ежемесячно. Расчеты предоставляются до 20 числа месяца, следующего за отчетным (Приложение У), а платят до 22 числа месяца, следующего за отчетным.

Законом Республики Беларусь “О бюджете Республики Беларусь на 2010 год” местным Советом депутатов предоставляется право вводить на своей территории местные налоги и сборы. В Гомельской области к таким налогам и сборам относят целевой сбор на содержание и развитие инфраструктуры.

Гомельское райпо является плательщиком целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры. Базой для начисления этого сбора является прибыль, остающаяся в распоряжении организаций после ее налогообложения. При исчислении налоговой базы из прибыли вычитаются:

· льготируемая прибыль (необлагаемая налогом на прибыль);

· налог на недвижимость;

· налог на прибыль;

· доходы, облагаемые налогом на доходы.

Налоговая ставка установлена в размере 4% от налоговой базы.

Расчет суммы целевого сбора на содержание и развитие инфраструктуры производится нарастающим итогам с начала года и предоставляется в налоговую инспекцию не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным, а уплачиваются не позднее 22 числа месяца следующего за отчетным. Расчет предоставляемый в инспекцию представлен в приложении Ф.

Кроме того, из прибыли Гомельское райпо уплачивает и налог на приобретение автотранспортных средств.

Плательщики налога: юридические и физические лица, приобретающие автотранспортные средства, подлежащие обязательной регистрации в органах Государственной автомобильной инспекции МВД Республики Беларусь. Кроме бюджетных организаций и граждан, приобретающих легковые автомобили и прицепные устройства к ним в частную собственность.

Объектом налогообложения является приобретение автотранспортных средств путем купли, мены, безвозмездной передачи (дарения), передачи в качестве взноса в уставной фонд, а также по договору финансовой аренды (лизинга).

Не являются объектами налогообложения:

· приобретение автотранспортных средств для их дальнейшей реализации при наличии лицензии на торговлю автомобилями; лизингодателем для передачи лизингополучателю; предназначенных для перевозки пассажиров транспортом общего пользования (кроме такси);

· отчуждение автотранспортного средства близким родственникам (супругу, родителям, детям и др.);

· перераспределение автотранспортных средств между структурными подразделениями внутри одной организации.

Налоговой базой выступает цена приобретение автотранспортного средства без учета налога на добавленную стоимость.

Налог исчисляется в зависимости от конкретной ситуации приобретение автотранспортных средств:

· при обмене на какой либо товар (работы, услуги) – от цены этого товара (работ, услуг), но не ниже цены автотранспортного средства;

· при приобретении автотранспортных средств, бывших в использовании, – от цены приобретения этих автотранспортных средств, но не ниже остаточной стоимости;

· при приобретении автотранспортных средств за пределами Республики Беларусь – от цены приобретения по контракту;

· при приобретении автотранспортных средств за валюту – исходя из цены приобретения автотранспортных средств, пересчитанных в белорусских рублях по курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату их оприходования (таможенного оформления);

· при приобретении автотранспортных средств путем финансовой аренды, лизинга налог уплачивается исходя из цены, определенной договором лизинга.

Ставка налога на приобретение автотранспортных средств – 5%.

Налог уплачивается плательщиками до его регистрации в ГАИ, а в случае изменения владельца автотранспортного средства – до перерегистрации.

Гомельское райпо, в случае приобретения автотранспортных средств и уплаты налога, обязано не позднее 20 числа месяца, следующего за их регистрацией (перерегистрацией) в ГАИ, предоставить в налоговый орган налоговую декларацию (расчет).

Кроме того, любая организация осуществляет начисление и уплату в бюджет такого налога как подоходный. Объектом налогообложения выступает совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года. Подоходный налог уплачивается ежемесячно в момент получения денежных средств на выдачу заработной платы. Таким образом, плательщиками этого налога являются физические лица (работники организации). А Гомельское райпо является лишь посредником между физическими лицами и налоговыми органами, на которое возложена обязанность по начислению и уплате подоходного налога.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: