Экономическая сущность доходов, расходов и прибыли

Прибыль — это не просто учетная величина, но и экономическая категория, которая является мерой эффективности бизнеса. Реальная величина прибыли должна рассматриваться как мера жизнеспособности предприятия.

В условиях рыночной экономики величина прибыли зависит от следующих факторов:

1) Соотношения доходов и расходов;

2) Регулирование прибыли за счет выбора таких приемов учета, которые позволяют целесообразно исчислять финансовые результаты и на законных основаниях снизить налоги в бюджет. Предпосылками регулирования показателей отчетности являются:

стремление снизить обложение налогами;

привлечение в оборот дополнительных средств за счет внутренних источников;

попытка снизить коммерческие риски;

желание показать лучшие финансовые результаты перед инвесторами, кредиторами и др.

Экономическая сущность прибыли заключается в следующем:

1) характеризует финансовый результат деятельности предприятия, который зависит от уровня себестоимости, качества и количества выпускаемой продукции, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а также насколько продукция удовлетворяет потребности потребителя, т.е. имеет ли она спрос;

2) является основой экономического развития предприятия. Прибыль выступает как один из основных источников расширенного воспроизводства. Таким образом, прибыль – часть чистого дохода, который непосредственно получают предприятия после реализации продукции как вознаграждение за вложенный капитал и риск предпринимательской деятельности.

Как финансовый результат деятельности предприятия, прибыль характеризуется многоаспектной ролью и многообразием форм, в которой она выступает. Виды прибыли могут быть систематизированы по определенным признакам.

По источникам формирования выделяют прибыль от продажи продукции, работ, услуг и прибыль от прочей реализации. Прибыль от продажи продукции, работ, услуг является основным видом прибыли на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой деятельности предприятия. Прибыль от прочей реализации представляет доход от продажи неиспользуемых основных фондов, нематериальных активов, а также доход от участия в совместных предприятиях, доходы от акций, облигаций и других ценных бумаг, штрафы, пени и неустойки полученные и т.п.

По видам деятельности выделяют прибыль от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Операционная прибыль является результатом производственно–сбытовой или основной для данного предприятия деятельности. Результат инвестиционной деятельности частично отражается в виде доходов от участия в совместной деятельности, от владения ценными бумагами и депозитными вкладами, частично – в прибыли от реализации имущества. Кроме этого, результаты инвестиций отражаются на операционной прибыли, когда инвестиции превращаются в реальные активы по расширению, обновлению и модернизации производства. Под прибылью от финансовой деятельности понимается косвенный эффект от привлечения капитала из внешних источников на условиях более выгодных, чем среднерыночные условия. Кроме того, в процессе финансовой деятельности может быть получена и прямая прибыль на вложенный собственный капитал путем использования эффекта финансового левериджа.

По составу включаемых элементов различают маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, чистую прибыль. Маржинальная прибыль – это разница между выручкой – нетто и прямыми производственными затратами по реализованной продукции. Прибыль до налогообложения характеризует общий финансовый результат предприятия. Прибыль до налогообложения представляет собой сумму финансового результата от обычной деятельности и прочих доходов и расходов. Чистая прибыль – это сумма прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

По характеру использования чистая прибыль подразделяется на капитализированную и потребляемую. Капитализированная прибыль, часть чистой прибыли, направляемая на финансирование прироста активов предприятия. Потребляемая прибыль – та, которая расходуется на выплату дивидендов акционерам и учредителям предприятия.

По характеру налогообложения различают налогооблагаемую и не облагаемую налогом. Такое деление прибыли играет важную роль в формировании налоговой политики, так как позволяет оценивать альтернативные хозяйственные операции с позиции их эффекта. Состав прибыли, не подлежащий налогообложению, регулируется налоговым законодательством.

По характеру инфляционной очистки прибыли различают номинальную и реальную прибыль, скорректированную на темп инфляции в отчетном периоде.

По рассматриваемому периоду формирования выделяют прибыль отчетного года, прибыль предыдущего года и планируемая прибыль.

Приведенный перечень классификационных признаков не отражает всего многообразия видов прибыли, используемых в научной терминологии и практике работы предприятия. [2].

В процессе анализа используются различные показатели прибыли. Модель формирования финансовых результатов является единой для всех предприятий независимо от организационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности. По составу включаемых элементов различают валовую прибыль, прибыль от реализации, прибыль (убыток) до налогообложения и чистую прибыль.

Классификация доходов и расходов определяется Положениями по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99) и «Расходы организации» (ПБУ 10/99).

В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 в форму № 2 включаются следующие доходы и расходы:

доходы и расходы по обычным видам деятельности;

прочие доходы и расходы.

Доходами организации в соответствии с ПБУ (ПБУ 9/99) признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не могут признаваться доходами различные поступления от других юридических и физических лиц: НДС, акцизы, налоги, экспортные пошлины и иные аналогичные обязательные платежи и др.

Доходы включают следующие статьи:

выручку от продаж товаров, услуг;

проценты и дивиденды к получению;

доходы от участия в других организациях (ДрД);

поступления от продажи основных средств и другого имущества;

прочие доходы (ПрД);

отложенные налоговые активы.

Доходами от обычных видов деятельности являются выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, арендная плата и т.д.

К прочим доходам относятся поступления:

от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации;

от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленных образцов и других видов интеллектуальной собственности;

прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Расходами организации в соответствии с ПБУ 10/99 признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Расходы классифицируются по следующим группам:

себестоимость, коммерческие, управленческие расходы;

проценты к уплате;

прочие расходы;

расходы по операциям с активами;

отложенные налоговые обязательства;

налог на прибыль.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и продажей товаров.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

доходы, полученные (расходы, понесенные) от долевого участия в совместных предприятиях;

доходы от сдачи (получения) имущества в аренду;

доходы (расходы) по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;

суммы, полученные и уплаченные в виде экономических санкций и в возмещение убытков;

другие доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции. При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходов от внереализационных операций.

В ходе анализа доходов и расходов рассчитываются следующие показатели: абсолютное отклонение, темп роста каждого показателя, уровень каждого показателя в итоговой величине (доходов или расходов) в %, изменение структуры доходов и расходов, проводится факторный анализ.

Доктор экономических наук И.Н. Чуев, кандидат экономических наук Л.Н. Чуева в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» рекомендуют в анализе и оценке финансовых результатов использовать следующую систему показателей:

Валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации (за минусом НДС, акцизов и других обязательных платежей) и себестоимостью продаж товаров и услуг.

Прибыль от реализации равна разности валовой прибыли, управленческих и коммерческих расходов.

Прибыль (убыток) до налогообложения равна сумме прибыли от реализации продукции, работ, услуг и прочих доходов за минусом расходов.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разницу между прибылью до налогообложения и суммой доходов, полученных по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях, рентных платежей, а также суммой льгот по налогу на прибыль в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Чистая прибыль определяется как разность прибыли (убытка) до налогообложения, уменьшенная на сумму текущего налога на прибыль и отложенных налоговых обязательств и увеличенная на величину отложенных налоговых активов. [34].

Предприятие исходя из своей финансовой стратегии может увеличивать или уменьшать величину прибыли до налогообложения за счет выбора того или иного способа: оценки имущества; порядка его списания; установления сроков использования. Все это должно быть отражено в учетной политике, поэтому бухгалтер должен уметь выбрать и предложить руководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализацию финансовой стратегии предприятия.

Влиять на финансовые результаты в рамках учетной политики можно различными путями:

варьированием границей норматива отнесения актива к основным средствам; переоценкой основных средств и использованием понижающих коэффициентов к амортизационным отчислениям; использованием механизма ускоренной амортизации; различным порядком отнесения отдельных видов расходов на себестоимость реализованной продукции (например, финансирование ремонта); выбором оценки потребленных производственных запасов (сырья, топлива и т. п.);

выбором метода определения выручки от реализации и др.

Основными задачами анализа являются: оценка динамики показателей прибыли до налогообложения; выявление и измерение действия различных видов доходов на величину прибыли; оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли до налогообложения.

По мнению доктора экономических наук И.Н. Чуева, кандидата экономических наук Л.Н. Чуевой, изложенному в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», анализ следует начинать с общей оценки динамики величины и состава прибыли до налогообложения. Затем, по мнению авторов, необходимо проанализировать прибыль до налогообложения в динамике за ряд лет.

При изучении динамики прибыли следует учитывать уровень инфляции. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период. После этого нужно проанализировать изменение каждого показателя за текущий анализируемый период.

Как считает автор, чтобы снизить воздействие инфляции на финансовые результаты, необходимо своевременно контролировать уровень рентабельности, закладываемой в расчетную цену изделия. [34].

Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятия, являются показатели рентабельности (прибыльности).

Рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.

Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности деятельности предприятия с альтернативным использованием капитала или с доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рисковые инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.

При его помощи можно оценить эффективность управления предприятием, так как получение высокой прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления предприятием.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для кредиторов и инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели ликвидности и финансовой устойчивости, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.

Рентабельность имеет большое значение для принятия решений в области инвестирования, планирования, при составлении смет, координации, оценке и мониторинге деятельности предприятия и его результатов.[2].

Условно все показатели рентабельности, рассчитываемые в финансовом анализе, можно подразделить на группы:

1 группа – показатели рентабельности капитала

2 группа – показатели рентабельности продаж

Рентабельность всего капитала определяется отношением различных показателей прибыли к средней величине всего капитала.

Rk = Рв; Рр; Рб; Рч (ф. №2) (1)

К [0,5 (стр 300 нг + стр 300 кг) ф№1]


 

где Pв – валовая прибыль

Рp- прибыль от продаж

Рб- бухгалтерская прибыль

Рч- чистая прибыль

К- средняя величина всех активов организации за период исследования

Rk- рентабельность всех активов организации

Данная группа показателей оценивает рациональность использования имущества организацией. На его основе можно судить о том, сколько денежных единиц прибыли получено организацией с каждого рубля всех активов. Рост показателей рентабельности (убыточности) всего капитала указывает на повышение уровня деловой активности организации, а их снижение на излишне накопленный капитал.

Рентабельность основного капитала рассчитываем путем деления показателей прибыли на среднюю величину основного капитала.

Kok = Рв; Рр; Рб; Рч (ф. №2) (2)

ОК [0,5 (стр 190 нг + 230 нг+ 190 кг+ 230 кг) ф№1]

 

где ОК - средний размер основного капитала за период исследования. Он состоит из внеоборотных активов (стр. 190 ф. №1) и долгосрочной дебиторской задолженности (строка 230 ф. №1).

Данная группа показателей оценивает рациональность использования организацией как в целом основного капитала, так и его элементов – нематериальных активов и основных средств. Эффективность измеряется величиной прибыли (убытка), полученной на единицу стоимости основного капитала.

Рентабельность оборотного капитала определяется отношением показателей прибыли к средней величине оборотного капитала.

На основе этих показателей оцениваем рациональность использования организацией своих оборотных активов, которая отражается в величине прибыли, полученной на единицу их себестоимости.

Koб.k = Рв; Рр; Рб; Рч (ф. №2) (3)

Об. К [0,5((стр 290 – 220 - 230) нг + (стр. 290 + 220+ 230) кг) ф №1]

 

где Об. К - средняя стоимость оборотного капитала за период исследоваия

стр. 290 ф№1- всего оборотных средств;

стр. 220 ф№1-НДС;

стр. 230 ф№1- долгосрочная дебиторская задолженность;

Рентабельность собственного капитала исчисляется отношением прибыли к средней величине собственного капитала. На основании этой группы показателей судят о величине прибыли, полученной с каждого рубля собственного капитала.

KСk = Рв; Рр; Рб; Рч (ф. №2) (4)

СК [0,5((стр. 490+ 640) нг + (стр 490 + 640) кг) ф. №1]

 

где Сk - собственный капитал в целом за период исследования

стр. 490 ф№1- итог раздела 3 пассива баланса;

стр. 640 ф№1- доходы будущих периодов;

 

Рентабельность заемного капитала рассчитывается отношением показателей прибыли к средней за период величине заемного капитала. В состав заемного капитала включены долгосрочные и краткосрочные обязательства. Заемный капитал используется эффективно в том случае, если он приносит прибыли больше на каждый заемный рубль, чем плата процентов за его пользование.

K зk = Рв; Рр; Рб; Рч (ф. №2) (5)

ЗК[0,5((стр 590+ 690- 640)нг+(стр 590 + 690- 640)кг) ф. №1]

 

где зk- средняя величина заемного капитала за период анализа

стр. 590 ф. №1- долгосрочные обязательства;

стр. 690 ф. №1- краткосрочные обязательства;

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатели рентабельности товарной продукции и рентабельности продаж.

Рентабельности товарной продукции  определяется отношением величины прибыли к объему товарной продукции:

RNTП = Рв; Рр; Рч (ф. №2) (6)

Nтп

 

где RNTП  – рентабельность товарной продукции;

Р  – прибыль от продажи продукции (прибыль от продаж, валовая прибыль, чистая прибыль); Nтп  – объем товарной продукции

Рентабельность реализованной продукции  рассчитывается путем деления прибыли (прибыль от продаж, чистая прибыль) на объем продаж:

RNP = Рр; Рч (ф. №2) (7)

Np

 

где RNP  – рентабельность продаж;

Р – прибыль от продажи продукции (прибыль от продаж, чистая прибыль);

Np  – выручка от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

В качестве величины прибыли могут быть показатели: прибыль от продаж, валовая прибыль, чистая прибыль. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности и показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж. Рассчитывается в целом по предприятию и по отдельным видам продукции. [34].

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:

оценка динамики абсолютных и относительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);

факторный анализ прибыли от реализации продукции (работ, услуг);

анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной деятельности;

анализ и оценка использования чистой прибыли;

выявление и оценка возможных резервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемов производства и издержек производства и обращения;

анализ взаимосвязи затрат, объема производства (продаж) и прибыли; разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: