Показатель | 2008год | 2009год | Отклонение | Темп изменения, % |
Прибыль (убыток) за период, млн р. | 735 | 649 | -86 | -11,7 |
Уровень рентабельности, % | 4,10 | 3,86 | -0,24 | - |
Начисленные налоги и сборы из прибыли, млн. р. | 191 | 172 | -19 | -10,0 |
Чистая прибыль, млн. р. | 544 | 477 | -67 | -12,3 |
Среднесписочная численность работников, чел. | 75 | 78 | 3 | 4 |
в т.ч. численность торгово-оперативного персонала, чел. | 48 | 50 | 2 | 4,2 |
Фонд заработной платы, млн р. | 1350 | 1404 | 54 | 4,0 |
Уровень фонда оплаты труда в процентах к товарообороту | 7,53 | 8,35 | 0,82 | - |
Среднемесячная заработная плата, тыс.р. | 1350 | 1500 | 150 | 11,1 |
Товарооборот на 1 работника, млн. р. | 239,1 | 215,6 | -23,5 | -9,8 |
Прибыль на 1 работника, млн. р. | 9,8 | 8,3 | -1,5 | -15,1 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе отчетных данных ООО «Поликом».
Оценивая результаты деятельности ООО «Поликом» можно отметить, что товарооборот в 2009 г. достиг 16818 млн. р. и снизился по сравнению с 2008 г. на 1116 млн. р. или на 6,2%.
По причине снижения товарооборота доходы от реализации уменьшились на 326 млн. р. или на 8,0%.
|
|
При этом уровень дохода от реализации в 2009 г. равен 22,3%, снизившись на 0,4 % к товарообороту.
Одновременно наблюдается снижение и расходов. Если в 2008г. их сумма составила 3428 млн р., то в 2009 г. снизилась на 3380 млн р. и достигла 48,0 млн р. При этом уровень расходов на реализацию вырос на 1%.
Прибыль от реализации снизилась на 278 млн. р. (-43,2%) до 366 млн. р. в 2009 г., что привело к снижению прибыли от реализации в % к товарообороту (-1,41%).
Чистая прибыль также уменьшилась за 2008-2009 гг. на 67 млн. р. (-12,3%) до 477 млн. р. в 2009 г.
Таким образом, можно констатировать, что в целом в 2009г. наблюдается ухудшение финансовых результатов.
Рассмотрим структуру управления предприятия ООО «Поликом».
Директор ООО «Поликом» руководит бухгалтерией в лице главного бухгалтера, и зам.директором, которому в свою очередь подчиняются менеджер по персоналу (его главная задача – подбор и наем персонала), менеджеры, которые занимаются покупкой и продажей товаров, консультируя клиентов.
Директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, обеспечивает выполнение решений, несет ответственность за деятельность компании, без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом и средствами предприятия в пределах устанавливаемых законом, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках все виды счетов, утверждает штаты, принимает на работу и увольняет сотрудников, утверждает положения об условиях оплаты труда руководителей, специалистов, рабочих и служащих, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему сотрудниками, а также решает другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия.
|
|
Рисунок 2.1 - Организационная структура предприятия
Примечание. Источник: собственная разработка
Финансовый отдел предприятия является связующим звеном между всеми подразделениями. Сюда «стекается» вся первичная информация, полученная от организаций-заказчиков (поставщиков), здесь собрана вся техническая и проектная документация по каждому объекту предприятия, анализируется ритмичность работы, повышение качества услуг, внедрение новой техники и технологий, общий технический и организационный уровень производства.
Финансовый отдел возглавляет главный экономист.
Главный экономист осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Главный экономист организует разработку методических материалов по технико-экономическому планированию работы производственных подразделений предприятия, расчету экономической эффективности капитальных вложений, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по мобилизации резервов производства, внедрению новой техники и технологии, научной организации труда.
Главный экономист обеспечивает строгое соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия.
Отдел бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия) анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестоимость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.
Таким образом, в ООО «Поликом» организационная структура является линейной.
Таблица 2.2 - Преимущества и недостатки линейной структуры управления
Тип структуры | Преимущества | Недостатки | Особенности |
Линейная | Создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распоряжения в системе управления, ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач. Простота управления (один канал связи). Четко выраженная и личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. | Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. Перегрузка информацией. Затруднительные связи между инстанциями. Концентрация власти в управляющей верхушке. | Эту структуру используют в малом бизнесе. Является обязательным элементом всех видов структур. |
Примечание. Источник: собственная разработка
Главный экономист ООО «Поликом» подчиняется директору ООО «Поликом».
В своей деятельности главный экономист ООО «Поликом» руководствуется:
законодательными и нормативными документами, регламентирующими организацию экономической работы на предприятиях;
нормативными документами по вопросам выполняемой работы;
методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;
уставом предприятия;
правилами трудового распорядка;
приказами и распоряжениями директора предприятия;
должностной инструкцией.
Главный экономист должен знать:
постановления, решения Президента Республики Беларусь, определяющие направление развития соответствующей отрасти промышленности;
|
|
постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации экономической работы на предприятиях;
профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;
перспективы технического и экономического развития предприятия;
производственные мощности предприятия;
основы технологии производства продукции предприятия;
порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия;
экономические методы управления предприятием;
организацию, формы и методы плановой работы на предприятии;
порядок расчета экономической эффективности от внедрения новых видов продукции, техники, технологии, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по организации труда;
порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;
порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;
отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей отрасли производства и опыт передовых предприятий в области организации и совершенствования экономической работы;
экономику, организацию производства, труда и управления;
основы трудового законодательства Республики Беларусь;
правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.
Во время отсутствия главного экономиста его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.
На главного экономиста ООО «Поликом» возлагаются следующие функции:
Осуществлять организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
|
|
Организация разработки методических материалов по технико-экономическому планированию работы производственных подразделений предприятия, расчету экономической эффективности капитальных вложений, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по мобилизации резервов производства, внедрению новой техники и технологии, научной организации труда.
Обеспечение строгого соблюдения режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия.
Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины, хозяйственного расчета, контроль над ходом выполнения плановых заданий, проведение комплексного экономического анализа и оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.
Менеджер по снабжению ООО «Поликом» должен знать:
Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по материально-техническому обеспечению предприятия.
Методы и порядок перспективного и текущего планирования снабжения предприятия материально- техническими ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, пр.).
Порядок разработки нормативов производственных запасов, проведения работ по ресурсосбережению.
Организацию материально-технического обеспечения.
Порядок заключения договоров с поставщиками и контроля над их выполнением.
Требования к составлению и оформлению документации на отпуск материально-технических ценностей подразделениям предприятия.
Стандарты и технические условия по материально-техническому обеспечению качества продукции, методы и порядок их разработки.
Оптовые цены, номенклатуру потребляемых материально-технических ценностей.
Основы технологии, организации производства, труда и управления.
Требования к организации учета снабженческих операций и порядок составления отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения.
Порядок подготовки претензий к поставщикам за несвоевременное или некачественное исполнение условий заключенных договоров.
Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.
Основы трудового законодательства.
Правила и нормы охраны труда.
Назначение на должность менеджера по снабжению и освобождение от должности производится приказом
руководителя предприятия по представлению
Менеджер по сбыту подчиняется непосредственно заместителю директора ООО «Поликом».
Менеджер по снабжению ООО «Поликом»:
Разрабатывает политику предприятия по вопросам материально-технического обеспечения.
Руководит разработкой проектов перспективных, текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы.
Принимает участие в расчетах нормативов производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях и т.д.).
Руководит разработкой и внедрением программ по непрерывному обеспечению предприятия материально-техническими ресурсами, необходимыми для производства.
Осуществляет поиск поставщиков, ориентируясь на качество предлагаемых материально-технических ресурсов, цену, сроки поставок, благоприятные условия поставок.
Развивает отношения с поставщиками, анализирует их производственные и финансовые возможности, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.
Подготавливает и корректирует преддоговорную документацию.
Проводит переговоры с поставщиками с целью размещения заказов и согласования условий и сроков поставок.
Заключает договоры с поставщиками.
Организует изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых продавцов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, а также закупки материально-технических ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи.
Обеспечивает доставку материальных ресурсов от поставщиков и продавцов в соответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками.
Организует обработку поставок материально-технических ресурсов (приемку по количеству и комплектности, идентификацию качества, составление необходимой приемочной документации, внутреннее перемещение в места хранения или производственные подразделения предприятия).
Подготавливает претензии к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров.
Периодически оценивает условия действующих договоров на предмет качества исполнения обязательств поставщиками для принятия решений о поиске новых поставщиков, изменению схем работы с поставщиками.
Организует контроль над состоянием запасов материально-технических ресурсов, оперативным регулированием производственных запасов на предприятии, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.
Склад является удаленным структурным подразделением. В организационной структуре имеется руководящее должностное лицо – заведующий складом, работающее непосредственно на складе, которое контролирует своевременность сдачи в бухгалтерию документов, координирует ведение на складе учетных процедур и т.д.
По результатам исследования, можно сделать вывод, что осуществление функций управления подразделениями предприятия производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях предприятия, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления.
Структура управления предприятия совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, деятельность предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка.