Окончание таблицы 2.1

Показатель 2008год 2009год Отклонение Темп изменения, %
Прибыль (убыток) за период, млн р. 735 649 -86 -11,7
Уровень рентабельности, % 4,10 3,86 -0,24 -
Начисленные налоги и сборы из прибыли, млн. р. 191 172 -19 -10,0
Чистая прибыль, млн. р. 544 477 -67 -12,3
Среднесписочная численность работников, чел. 75 78 3 4
в т.ч. численность торгово-оперативного персонала, чел. 48 50 2 4,2
Фонд заработной платы, млн р. 1350 1404 54 4,0
Уровень фонда оплаты труда в процентах к товарообороту 7,53 8,35 0,82 -
Среднемесячная заработная плата, тыс.р. 1350 1500 150 11,1
Товарооборот на 1 работника, млн. р. 239,1 215,6 -23,5 -9,8
Прибыль на 1 работника, млн. р. 9,8 8,3 -1,5 -15,1

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе отчетных данных ООО «Поликом».

 

Оценивая результаты деятельности ООО «Поликом» можно отметить, что товарооборот в 2009 г. достиг 16818 млн. р. и снизился по сравнению с 2008 г. на 1116 млн. р. или на 6,2%.

По причине снижения товарооборота доходы от реализации уменьшились  на 326 млн. р. или на 8,0%.

При этом уровень дохода от реализации в 2009 г. равен 22,3%, снизившись на 0,4 % к товарообороту.

Одновременно наблюдается снижение и расходов. Если в 2008г. их сумма составила 3428 млн р., то в 2009 г. снизилась на 3380 млн р. и достигла  48,0 млн р. При этом уровень расходов на реализацию вырос на 1%.

Прибыль от реализации снизилась на 278 млн. р. (-43,2%) до  366 млн. р. в 2009 г., что привело к снижению прибыли от реализации в % к товарообороту (-1,41%).

Чистая прибыль также уменьшилась за 2008-2009 гг. на 67 млн. р.                   (-12,3%) до 477 млн. р. в 2009 г.

Таким образом, можно констатировать, что в целом в 2009г. наблюдается ухудшение финансовых результатов.

Рассмотрим структуру управления предприятия ООО «Поликом».

Директор ООО «Поликом» руководит бухгалтерией в лице главного бухгалтера, и зам.директором, которому в свою очередь подчиняются менеджер по персоналу (его главная задача – подбор и наем персонала), менеджеры, которые занимаются покупкой и продажей товаров, консультируя клиентов.

Директор осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, обеспечивает выполнение решений, несет ответственность за деятельность компании, без доверенности действует от имени предприятия, представляет его интересы, распоряжается имуществом и средствами предприятия в пределах устанавливаемых законом, заключает договора, выдает доверенности, открывает в банках все виды счетов, утверждает штаты, принимает на работу и увольняет сотрудников, утверждает положения об условиях оплаты труда руководителей, специалистов, рабочих и служащих, принимает меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми подчиненными ему сотрудниками, а также решает другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью предприятия.

Рисунок 2.1 - Организационная структура предприятия

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Финансовый отдел предприятия является связующим звеном между всеми подразделениями. Сюда «стекается» вся первичная информация, полученная от организаций-заказчиков (поставщиков), здесь собрана вся техническая и проектная документация по каждому объекту предприятия, анализируется ритмичность работы, повышение качества услуг, внедрение новой техники и тех­нологий, общий технический и организационный уровень производства.

Финансовый отдел возглавляет главный экономист.

Главный экономист осуществляет организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Главный экономист организует разработку методических материалов по технико-экономическому планированию работы производственных подразделений предприятия, расчету экономической эффективности капитальных вложений, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по мобилизации резервов производства, внедрению новой техники и технологии, научной организации труда.

Главный экономист обеспечивает строгое соблюдение режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия.

Отдел бухгалтерского учета и отчетности (бухгалтерия) анализирует выполнение сметы затрат на производство, себестои­мость продукции, выполнение плана прибыли и ее использование, финансовое состояние, платежеспособность предприятия и т.п.

Таким образом, в ООО «Поликом» организационная структура является линейной.

Таблица 2.2 - Преимущества и недостатки линейной структуры управления

Тип структуры Преимущества Недостатки Особенности
Линейная Создает реальные условия для единоначалия, обеспечи­вает единство распоряжения в системе управления, ориенти­рует руководителей в основ­ном на решение оперативных задач. Простота управления (один канал связи). Четко выраженная и личная ответственность руководителя за конечные результаты дея­тельности своего подразделе­ния. Высокие требования к ру­ководителю, который дол­жен быть подготовлен все­сторонне. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. Перегрузка информацией. Затруднительные связи между инстанциями. Концентрация власти в управляющей верхушке. Эту структуру используют в ма­лом бизнесе. Является обяза­тельным элемен­том всех видов структур.

 

 

Примечание. Источник: собственная разработка

 

Главный экономист ООО «Поликом» подчиняется директору ООО «Поликом».

В своей деятельности главный экономист ООО «Поликом» руководствуется:

законодательными и нормативными документами, регламентирующими организацию экономической работы на предприятиях;

нормативными документами по вопросам выполняемой работы;

методическими материалами, касающимися соответствующих вопросов;

уставом предприятия;

правилами трудового распорядка;

приказами и распоряжениями директора предприятия;

должностной инструкцией.

Главный экономист должен знать:

постановления, решения Президента Республики Беларусь, определяющие направление развития соответствующей отрасти промышленности;

постановления, распоряжения, приказы вышестоящих органов и другие руководящие, методические и нормативные материалы по организации экономической работы на предприятиях;

профиль, специализацию и особенности структуры предприятия;

перспективы технического и экономического развития предприятия;

производственные мощности предприятия;

основы технологии производства продукции предприятия;

порядок разработки и утверждения планов производственно-хозяйственной и социальной деятельности предприятия;

экономические методы управления предприятием;

организацию, формы и методы плановой работы на предприятии;

порядок расчета экономической эффективности от внедрения новых видов продукции, техники, технологии, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по организации труда;

порядок разработки нормативов материальных, трудовых и финансовых затрат;

порядок заключения и исполнения хозяйственных договоров;

отечественные и зарубежные достижения науки и техники в соответствующей отрасли производства и опыт передовых предприятий в области организации и совершенствования экономической работы;

экономику, организацию производства, труда и управления;

основы трудового законодательства Республики Беларусь;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Во время отсутствия главного экономиста его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение.           

На главного экономиста ООО «Поликом» возлагаются следующие функции:                            

Осуществлять организацию и совершенствование экономической деятельности предприятия, направленной на повышение производительности труда, эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой продукции, снижение ее себестоимости, достижение наибольших результатов при наименьших затратах материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Организация разработки методических материалов по технико-экономическому планированию работы производственных подразделений предприятия, расчету экономической эффективности капитальных вложений, рационализаторских предложений и изобретений, мероприятий по мобилизации резервов производства, внедрению новой техники и технологии, научной организации труда.

Обеспечение строгого соблюдения режима экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех участках хозяйственной деятельности предприятия.

Обеспечение соблюдения финансовой дисциплины, хозяйственного расчета, контроль над ходом выполнения плановых заданий, проведение комплексного экономического анализа и оценки результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

Менеджер по снабжению ООО «Поликом» должен знать:

Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по материально-техническому обеспечению предприятия.

Методы и порядок перспективного и текущего планирования снабжения предприятия материально- техническими ресурсами (сырьем, материалами, полуфабрикатами, пр.).

Порядок разработки нормативов производственных запасов, проведения работ по ресурсосбережению.

Организацию материально-технического обеспечения.

Порядок заключения договоров с поставщиками и контроля над их выполнением.

Требования к составлению и оформлению документации на отпуск материально-технических ценностей подразделениям предприятия.

Стандарты и технические условия по материально-техническому обеспечению качества продукции, методы и порядок их разработки.

Оптовые цены, номенклатуру потребляемых материально-технических ценностей.

Основы технологии, организации производства, труда и управления.

Требования к организации учета снабженческих операций и порядок составления отчетности о выполнении плана материально-технического обеспечения.

Порядок подготовки претензий к поставщикам за несвоевременное или некачественное исполнение условий заключенных договоров.

Методы обработки информации с использованием современных технических средств коммуникации и связи, компьютеров.

Основы трудового законодательства.

Правила и нормы охраны труда.

Назначение на должность менеджера по снабжению и освобождение от должности производится приказом

руководителя предприятия по представлению

Менеджер по сбыту подчиняется непосредственно заместителю директора ООО «Поликом».

Менеджер по снабжению ООО «Поликом»:

Разрабатывает политику предприятия по вопросам материально-технического обеспечения.

Руководит разработкой проектов перспективных, текущих планов и балансов материально-технического обеспечения производственной программы.

Принимает участие в расчетах нормативов производственных запасов на основе определения потребностей в материальных ресурсах (сырье, материалах, полуфабрикатах, оборудовании, комплектующих изделиях и т.д.).

Руководит разработкой и внедрением программ по непрерывному обеспечению предприятия материально-техническими ресурсами, необходимыми для производства.

Осуществляет поиск поставщиков, ориентируясь на качество предлагаемых материально-технических ресурсов, цену, сроки поставок, благоприятные условия поставок.

Развивает отношения с поставщиками, анализирует их производственные и финансовые возможности, изучает возможность и целесообразность установления прямых долгосрочных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов.

Подготавливает и корректирует преддоговорную документацию.

Проводит переговоры с поставщиками с целью размещения заказов и согласования условий и сроков поставок.

Заключает договоры с поставщиками.

Организует изучение оперативной маркетинговой информации и рекламных материалов о предложениях мелкооптовых продавцов и оптовых ярмарок с целью выявления возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, а также закупки материально-технических ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи.

Обеспечивает доставку материальных ресурсов от поставщиков и продавцов в соответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками.

Организует обработку поставок материально-технических ресурсов (приемку по количеству и комплектности, идентификацию качества, составление необходимой приемочной документации, внутреннее перемещение в места хранения или производственные подразделения предприятия).

Подготавливает претензии к поставщикам при нарушении ими договорных обязательств, контролирует составление расчетов по этим претензиям, согласовывает с поставщиками изменения условий заключенных договоров.

Периодически оценивает условия действующих договоров на предмет качества исполнения обязательств поставщиками для принятия решений о поиске новых поставщиков, изменению схем работы с поставщиками.

Организует контроль над состоянием запасов материально-технических ресурсов, оперативным регулированием производственных запасов на предприятии, соблюдением лимитов на отпуск материальных ресурсов и их расходованием в подразделениях предприятия по прямому назначению.

Склад является удаленным структурным подразделением. В организационной структуре имеется руководящее должностное лицо – заведующий складом, работающее непосредственно на складе, которое контролирует своевременность сдачи в бухгалтерию документов, координирует ведение на складе учетных процедур и т.д.

По результатам исследования, можно сделать вывод, что осуществление функций управления подразделениями предприятия производится в соответствии с положениями о самостоятельных структурных подразделениях предприятия, положениями о должностных лицах, должностными инструкциями, стандартами предприятия, процедурами управления.

Структура управления предприятия совершенствуется по мере изменения рыночных условий путем создания новых и реорганизации (реструктуризации) существующих подразделений. Это вызвано необходимостью создания организационно-технических условий для эффективного воздействия на экономическую, финансовую, производственную, социальную, деятельность предприятия в зависимости от конъюнктуры рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: