Данная методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера, модификация для использования в России осуществлена А.Д. Андреевой.
Фамилия, имя______________________ Школа _________Возраст Класс ______Дата проведения ________________________________ |
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно себя чувствуете себя там. Нет правильных и неправильных ответов.
Почти никогда | иногда | часто | Почти всегда | |
Я спокоен Мне хочется узнать, понять Я разъярен Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе Я напряжен Я испытываю любопытство Мне хочется стукнуть кулаком по столу Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки Я раскован Мне интересно Я рассержен Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе Меня волнуют возможные неудачи Мне кажется, что урок никогда не кончится Мне хочется на кого-нибудь накричать Я стараюсь все делать правильно Я чувствую себя неудачником Я чувствую себя исследователем Я чувствую, что не справлюсь с заданием Мне хочется что-нибудь сломать Я взвинчен Я энергичен Я взбешен Я горжусь своими школьными успехами Я чувствую себя совершенно свободно Я чувствую, что у меня хорошо работает голова Я раздражен Я решаю самые трудные задачи Мне не хватает уверенности в себе Мне скучно Я стараюсь не получить двойку Я уравновешен Мне нравится думать, решать Я чувствую себя обманутым Я стремлюсь показать свои способности и ум Я боюсь Я чувствую уныние, тоску Меня многое приводит в ярость Я хочу быть среди лучших | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 |
|
|
Обработка результатов.
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл.1).
Таблица 1.
Ключ
шкалы | Пункты, номер |
Познавательная активность | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация достижения | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 39 |
тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
|
|
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 12 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими "обратными" пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале - 10 баллов, максимальная - 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
Оценка и интерпретация результатов
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (-Т) + (-Г), где ПА - балл по шкале познавательной активности; МД - балл по шкале мотивации достижения; Т-тревожность; Г - балл по шкале гнева.
Выделяются следующие уровни мотивации учения (см. таблицу 2).
Таблица 2
Уровень | Суммарный балл |
I II III IV V | 45-60 29-44 13-28 (-2) - (+12) (-3) - (-60) |
I уровень - продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивацией
II уровень - продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу
III уровень - средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией
IV уровень - сниженная мотивация, переживание "школьной скуки", отрицательное эмоциональное отношение к учению
V уровень - резко отрицательное отношение к учению
Нормативные показатели
Таблица 3
шкала | уровень | Половозрастные группы, интервал значений 15 - 16 лет | |
Дев. | Юн. | ||
Познавательная Активность | Высокий Средний низкий | 29-39 18-28 10-17 | 31-39 21-29 10-20 |
Тревожность | Высокий Средний низкий | 25-39 17-24 10-16 | 23-39 16-22 10-15 |
гнев | Высокий Средний низкий | 21-39 14-20 10-13 | 18-39 12-18 10-11 |
Приложение 3