Бухгалтерский учет СПК «Гулькевичиагропромэнерго» ведется в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Осуществляет учет финансово-экономическая служба, возглавляемая директором по экономике – главным бухгалтером, который назначается генеральным директором. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением. Численность бухгалтерии 12 человек. главный бухгалтер, старший бухгалтер, бухгалтер по заработной плате, бухгалтера по общим вопросам и бухгалтер-кассир. В целом на предприятии применяется централизованная форма учета и линейный тип организации работ бухгалтерского аппарата: все бухгалтера подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Должностные обязанности между работниками бухгалтерии распределены с учетом равномерности загрузки.
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета, хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии законодательством о бухучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а так же обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товароматериальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухучета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализация продукции, выполнение работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней, страховых платежей, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, проведением инвентаризации основных средств, товароматериальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухучета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товароматериальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в судебные и следственные органы. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских вкладах, контроль за проведением учетных мероприятий с кредитными договорами. Ведет работу по обеспечению строго соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, административно-хозяйственных и иных расходов, законности списания со счетов бухучета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и их сдачи в установленном порядке в архив. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники. Организует и внедряет на предприятии управленческий учет. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета предприятия. Другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. Оказывает методическую помощь работникам предприятия по вопросам бухучета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии.
Для выполнения возложенных на него функций старший бухгалтер предприятия обязан: осуществлять налоговый учет предприятия, формировать в соответствии с действующими законодательными нормами учетную политику предприятия для целей налогообложения с учетом различных видов деятельности предприятия с целью обеспечения стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивать правильное и своевременное исчисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней, участвовать в разработке и внедрении на предприятии прогрессивных методов налогового учета, оказывать консультационную и методическую помощь сотрудникам предприятия по вопросам налогообложения, связанным с коммерческой деятельностью.
Бухгалтер по заработной плате ведет учет поступления и увольнения работников на предприятии, регистрацию паспортных данных, страховых свидетельств и ИНН, регистрацию приказов, составляет графики отпусков, ведет табель учета рабочего времени на специалистов, начисляет заработную плату работникам в соответствии с табелями, предоставляемыми начальниками цехов, заполняет налоговую карточку по учету доходов и налога на доходы физических лиц, заполняет индивидуальную карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога по каждому работнику, ведет книгу по начислению страховых взносов в ПФР РФ, ведет книгу лицевых счетов, заполняет расчетно-платежные ведомости, составляет формы по распределению затрат по заработной плате, анализирует численность работников и их заработную плату, использование рабочего времени.
Кассир оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком, составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые, составляет кассовую отчетность, бережно относится к вверенным ему ценностям, принимает все меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и ценных бумаг и предотвращения ущерба, своевременно сообщает главному бухгалтеру обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему ценностей, нигде, никогда и ни в какой мере не разглашает известные ему сведения об операциях по хранению ценностей, их перевозке, охране, а также о служебных поручениях по кассе, выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
Счетовод выполняет под непосредственным руководством бухгалтера работу по заполнению учетных регистров и таблиц на основании данных первичных документов (требований на материалы, нарядов на сдельные работы и др.), осуществляет регистрацию бухгалтерских проводок и разноску их по счетам, производит несложные расчеты по отдельным участкам бухгалтерского учета, принимает и контролирует правильность оформления первичных документов, подготавливает их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности, участвует в осуществлении мероприятий, направленных на укрепление хозяйственного расчета, выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.
В СПК «Гулькевичиагропромэнерго» принята журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Основными регистрами журнально-ордерной формы являются журналы-ордера и вспомогательные ведомости, относящиеся к тому или иному журналу-ордеру. Журналы ордера строятся по кредитовому признаку. На предприятии применяется шестнадцати – ордерная система.
Журнально-ордерная форма позволяет совмещать аналитический учет с синтетическим. Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров. Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.
В приложении к учетной политике предприятие ежегодно утверждает рабочий план счетов, содержащий синтетический и аналитический счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Однако при анализе было выявлено, что при построении плана счетов нарушен принцип однородности и разграниченности счетов.
Одним из элементов организации бухгалтерского учета является также организация документооборота. На предприятии разработан и утвержден график документооборота, который содержит перечень документов и сроки выполнения, конкретные исполнители не указаны. Также отсутствует график технологии обработки учетной информации, который должен содержать сведения о назначении документов (с приведением кода формы и наименования), количестве экземпляров, должностных лицах, которым передается документ, кода формы и наименовании регистра, составляемого на основании документа, формы отчетности.
Основным документом, на основании которого осуществляется постановка бухгалтерского учета на предприятии, является учетная политика предприятия. С переходом к рыночным отношениям меняются подходы к постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных учетом задач.
Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техника ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.
В СПК «Гулькевичиагропромэнерго» учетная политика формируется генеральным директором и оформляется ежегодно соответствующим приказом. Сравнительная характеристика действующей учетной политики приведена в таблице 2.3
Таблица 2.3 – Характеристика учетной политики СПК «Гулькевичиагропромэнерго
Разделы учетной политики | Бухгалтерский учет | Действующий вариант |
Методы учета доходов и расходов | Доходы и расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они произведены, независимо от даты оплаты | Не отражено |
Амортизация основных средств | Вы вправе выбрать один из следующих способов (п. 18 ПБУ 6/01): – линейный; – уменьшаемого остатка; – списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; – списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | Линейный |
Учет недвижимости, на которую не зарегистрировано право собственности | Пункт 52 новых методичек по бухучету основных средств предусматривает возможность учитывать незарегистрированную недвижимость на счете 01 и амортизировать ее уже с того момента, как организация подала документы на регистрацию. Однако в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» такой порядок не прописан | Не отражено |
Амортизация нематериальных активов | Начислять амортизацию можно одним из следующих способов (п. 15 ПБУ 14/2000): – линейным способом; – способом уменьшаемого остатка; – пропорционально объему продукции (работ). В учетной политике нужно указать, как вы будете отражать сумму амортизации: на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов» или же по кредиту счета 04 «Нематериальные активы» | Линейный |
Списание материально – производственных запасов | Пунктом 16 ПБУ 5/01 предусмотрены следующие способы: – по себестоимости каждой единицы; – по средней себестоимости; – по себестоимости первых по времени приобретения материально – производственных запасов (метод ФИФО); – по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО) | По себестоимости каждой единицы |
Оценка незавершенного производства | Незавершенное производство можно учесть по: – фактической производственной себестоимости; – по плановой себестоимости; – прямым затратам; – стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов | Не отражено |
Продолжение таблицы 2.3 | ||
Разделы учетной политики | Бухгалтерский учет | Действующий вариант |
Порядок списания расходов будущих периодов | Расходы будущих периодов можно списывать следующими способами: – равномерно в течение периода, к которому они относятся; – пропорционально объему продукции; – иным способом | Пропорционально выполненному объему работ |
Учет общехозяйственных расходов | Общехозяйственные расходы можно сразу списать в дебет счета 90 «Продажи». Однако можно данные расходы в конце отчетного периода распределить – списать их со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счета 20» Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» | Списывают со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» |
Проценты по кредитам и займам | Согласно п. 11 ПБУ 10/99 вся сумма процентов включается в операционные расходы. Исключение – когда кредиты используются для покупки основного средства или предварительной оплаты материалов. Тогда проценты включаются в первоначальную стоимость имущества до того момента, как оно будет учтено на счете 01 или 10 соответственно | |
Резерв по сомнительным долгам | Порядок создания резерва по сомнительным долгам не прописан. Его организация утверждает самостоятельно. | Резервы не создавать |
Резервы на предстоящие расходы и платежи | Можно создавать резервы на: – выплату отпускных и вознаграждений; – гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; – ремонт основных средств; – подготовительные работы в сезонных производствах; – рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия. Порядок создания резервов не прописан. Его организация устанавливает самостоятельно | Не создавать |
Способ списания финансовых вложений | Можно применять один из следующих способов (ПБУ 19/02): – по стоимости единицы; – по средней первоначальной стоимости; – по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) | Не отражено |
Учетная политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности. От правильного понимания, оформления и раскрытия учетной политики во многом зависит экономическая эффективность управления и деятельности предприятия.
Как видно из таблицы 2.3, учетная политика СПК «Гулькевичиагропромэнерго» не полностью раскрывает элементы бухгалтерского учета. Так в учетной политике не отражается вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов. Метод списания запасов на себестоимость оказывает существенное влияние на величину себестоимости и формирование финансового результата. Фактически списание на предприятии производятся по методу средней себестоимости.
Необходимость отражения перечисленных выше элементов определяется допустимой в рамках законодательства разновариантностью учета. Не отражение данных элементов в учетной политике может привести к неоднозначному пониманию учета и снижению достоверности и эффективности его ведения по тем элементам учетного процесса, которые нашли отражение в учетной политике и также предполагают выбор вариантов, предприятие, как правило, выбирает традиционные способы ведения бухгалтерского учета, которые не всегда нацелены на повышение эффективности ведения учета и оперативность получения учетных данных для принятия управленческих решений.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что организация бухгалтерского учета в СПК «Гулькевичиагропромэнерго» не в полной мере соответствует требованиям ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».