Оценка организации бухгалтерского учета

 

Бухгалтерский учет СПК «Гулькевичиагропромэнерго» ведется в соответствии с положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности. Осуществляет учет финансово-экономическая служба, возглавляемая директором по экономике – главным бухгалтером, который назначается генеральным директором. Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением. Численность бухгалтерии 12 человек. главный бухгалтер, старший бухгалтер, бухгалтер по заработной плате, бухгалтера по общим вопросам и бухгалтер-кассир. В целом на предприятии применяется централизованная форма учета и линейный тип организации работ бухгалтерского аппарата: все бухгалтера подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.

Должностные обязанности между работниками бухгалтерии распределены с учетом равномерности загрузки.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета, хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии законодательством о бухучете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия. Возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а так же обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота. Обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии и в его подразделениях. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товароматериальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухучета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализация продукции, выполнение работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты всех уровней, страховых платежей, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников предприятия. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, проведением инвентаризации основных средств, товароматериальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухучета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия. Участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товароматериальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства. Участвует в оформлении материалов по недостачам, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в судебные и следственные органы. Принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости предприятия. Осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских вкладах, контроль за проведением учетных мероприятий с кредитными договорами. Ведет работу по обеспечению строго соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, административно-хозяйственных и иных расходов, законности списания со счетов бухучета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и их сдачи в установленном порядке в архив. Участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники. Организует и внедряет на предприятии управленческий учет. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета предприятия. Другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. Оказывает методическую помощь работникам предприятия по вопросам бухучета, контроля, отчетности и экономического анализа. Руководит работниками бухгалтерии.

Для выполнения возложенных на него функций старший бухгалтер предприятия обязан: осуществлять налоговый учет предприятия, формировать в соответствии с действующими законодательными нормами учетную политику предприятия для целей налогообложения с учетом различных видов деятельности предприятия с целью обеспечения стабильности финансово-хозяйственной деятельности предприятия, обеспечивать правильное и своевременное исчисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты различных уровней, участвовать в разработке и внедрении на предприятии прогрессивных методов налогового учета, оказывать консультационную и методическую помощь сотрудникам предприятия по вопросам налогообложения, связанным с коммерческой деятельностью.

Бухгалтер по заработной плате ведет учет поступления и увольнения работников на предприятии, регистрацию паспортных данных, страховых свидетельств и ИНН, регистрацию приказов, составляет графики отпусков, ведет табель учета рабочего времени на специалистов, начисляет заработную плату работникам в соответствии с табелями, предоставляемыми начальниками цехов, заполняет налоговую карточку по учету доходов и налога на доходы физических лиц, заполняет индивидуальную карточку учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, а также сумм начисленного единого социального налога по каждому работнику, ведет книгу по начислению страховых взносов в ПФР РФ, ведет книгу лицевых счетов, заполняет расчетно-платежные ведомости, составляет формы по распределению затрат по заработной плате, анализирует численность работников и их заработную плату, использование рабочего времени.

Кассир оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты рабочим и служащим заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов, ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком, составляет описи ветхих купюр, а также соответствующие документы для их передачи в учреждения банка с целью замены на новые, составляет кассовую отчетность, бережно относится к вверенным ему ценностям, принимает все меры для обеспечения сохранности вверенных ему денежных средств и ценных бумаг и предотвращения ущерба, своевременно сообщает главному бухгалтеру обо всех обстоятельствах, угрожающих обеспечению сохранности вверенных ему ценностей, нигде, никогда и ни в какой мере не разглашает известные ему сведения об операциях по хранению ценностей, их перевозке, охране, а также о служебных поручениях по кассе, выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

Счетовод выполняет под непосредственным руководством бухгалтера работу по заполнению учетных регистров и таблиц на основании данных первичных документов (требований на материалы, нарядов на сдельные работы и др.), осуществляет регистрацию бухгалтерских проводок и разноску их по счетам, производит несложные расчеты по отдельным участкам бухгалтерского учета, принимает и контролирует правильность оформления первичных документов, подготавливает их к счетной обработке, а также для составления установленной бухгалтерской отчетности, участвует в осуществлении мероприятий, направленных на укрепление хозяйственного расчета, выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

В СПК «Гулькевичиагропромэнерго» принята журнально-ордерная форма бухгалтерского учета. Основными регистрами журнально-ордерной формы являются журналы-ордера и вспомогательные ведомости, относящиеся к тому или иному журналу-ордеру. Журналы ордера строятся по кредитовому признаку. На предприятии применяется шестнадцати – ордерная система.

Журнально-ордерная форма позволяет совмещать аналитический учет с синтетическим. Применение журнально-ордерной формы бухгалтерского учета позволяет значительно уменьшить трудоемкость учета за счет совмещения в одном регистре синтетического и аналитического учета, систематических и хронологических записей, отмены ряда регистров. Данная форма учета повышает контрольное значение учета, облегчает составление отчетов.

В приложении к учетной политике предприятие ежегодно утверждает рабочий план счетов, содержащий синтетический и аналитический счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. Однако при анализе было выявлено, что при построении плана счетов нарушен принцип однородности и разграниченности счетов.

Одним из элементов организации бухгалтерского учета является также организация документооборота. На предприятии разработан и утвержден график документооборота, который содержит перечень документов и сроки выполнения, конкретные исполнители не указаны. Также отсутствует график технологии обработки учетной информации, который должен содержать сведения о назначении документов (с приведением кода формы и наименования), количестве экземпляров, должностных лицах, которым передается документ, кода формы и наименовании регистра, составляемого на основании документа, формы отчетности.

Основным документом, на основании которого осуществляется постановка бухгалтерского учета на предприятии, является учетная политика предприятия. С переходом к рыночным отношениям меняются подходы к постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов заключается в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных учетом задач.

Учетная политика – это выбор организацией вариантов учета и оценки объектов учета, по которым разрешена вариантность, а также формы, техника ведения и организации бухгалтерского учета, исходя из установленных допущений, требований и особенностей своей деятельности.

В СПК «Гулькевичиагропромэнерго» учетная политика формируется генеральным директором и оформляется ежегодно соответствующим приказом. Сравнительная характеристика действующей учетной политики приведена в таблице 2.3

 

Таблица 2.3 – Характеристика учетной политики СПК «Гулькевичиагропромэнерго

Разделы учетной политики Бухгалтерский учет Действующий вариант
Методы учета доходов и расходов Доходы и расходы учитываются методом начисления, то есть в том периоде, в котором они произведены, независимо от даты оплаты Не отражено
Амортизация основных средств Вы вправе выбрать один из следующих способов (п. 18 ПБУ 6/01): – линейный; – уменьшаемого остатка; – списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования; – списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) Линейный
Учет недвижимости, на которую не зарегистрировано право собственности Пункт 52 новых методичек по бухучету основных средств предусматривает возможность учитывать незарегистрированную недвижимость на счете 01 и амортизировать ее уже с того момента, как организация подала документы на регистрацию. Однако в ПБУ 6/01 «Учет основных средств» такой порядок не прописан Не отражено
Амортизация нематериальных активов Начислять амортизацию можно одним из следующих способов (п. 15 ПБУ 14/2000): – линейным способом; – способом уменьшаемого остатка; – пропорционально объему продукции (работ). В учетной политике нужно указать, как вы будете отражать сумму амортизации: на отдельном счете 05 «Амортизация нематериальных активов» или же по кредиту счета 04 «Нематериальные активы» Линейный
Списание материально – производственных запасов Пунктом 16 ПБУ 5/01 предусмотрены следующие способы: – по себестоимости каждой единицы; – по средней себестоимости; – по себестоимости первых по времени приобретения материально – производственных запасов (метод ФИФО); – по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО) По себестоимости каждой единицы
Оценка незавершенного производства Незавершенное производство можно учесть по: – фактической производственной себестоимости; – по плановой себестоимости; – прямым затратам; – стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов Не отражено

Продолжение таблицы 2.3

Разделы учетной политики Бухгалтерский учет Действующий вариант
Порядок списания расходов будущих периодов Расходы будущих периодов можно списывать следующими способами: – равномерно в течение периода, к которому они относятся; – пропорционально объему продукции; – иным способом Пропорционально выполненному объему работ
Учет общехозяйственных расходов Общехозяйственные расходы можно сразу списать в дебет счета 90 «Продажи». Однако можно данные расходы в конце отчетного периода распределить – списать их со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счета 20» Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства» Списывают со счета 26 «Общехозяйственные расходы» на счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»
Проценты по кредитам и займам Согласно п. 11 ПБУ 10/99 вся сумма процентов включается в операционные расходы. Исключение – когда кредиты используются для покупки основного средства или предварительной оплаты материалов. Тогда проценты включаются в первоначальную стоимость имущества до того момента, как оно будет учтено на счете 01 или 10 соответственно  
Резерв по сомнительным долгам Порядок создания резерва по сомнительным долгам не прописан. Его организация утверждает самостоятельно. Резервы не создавать
Резервы на предстоящие расходы и платежи Можно создавать резервы на: – выплату отпускных и вознаграждений; – гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; – ремонт основных средств; – подготовительные работы в сезонных производствах; – рекультивацию земель и иные природоохранные мероприятия. Порядок создания резервов не прописан. Его организация устанавливает самостоятельно Не создавать
Способ списания финансовых вложений Можно применять один из следующих способов (ПБУ 19/02): – по стоимости единицы; – по средней первоначальной стоимости; – по первоначальной стоимости первых по времени приобретения финансовых вложений (способ ФИФО) Не отражено

 

Учетная политика предприятия должна отвечать требованиям полноты, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности. От правильного понимания, оформления и раскрытия учетной политики во многом зависит экономическая эффективность управления и деятельности предприятия.

Как видно из таблицы 2.3, учетная политика СПК «Гулькевичиагропромэнерго» не полностью раскрывает элементы бухгалтерского учета. Так в учетной политике не отражается вариант оценки запасов и расчета фактической себестоимости отпущенных в производство материальных ресурсов. Метод списания запасов на себестоимость оказывает существенное влияние на величину себестоимости и формирование финансового результата. Фактически списание на предприятии производятся по методу средней себестоимости.

Необходимость отражения перечисленных выше элементов определяется допустимой в рамках законодательства разновариантностью учета. Не отражение данных элементов в учетной политике может привести к неоднозначному пониманию учета и снижению достоверности и эффективности его ведения по тем элементам учетного процесса, которые нашли отражение в учетной политике и также предполагают выбор вариантов, предприятие, как правило, выбирает традиционные способы ведения бухгалтерского учета, которые не всегда нацелены на повышение эффективности ведения учета и оперативность получения учетных данных для принятия управленческих решений.

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что организация бухгалтерского учета в СПК «Гулькевичиагропромэнерго» не в полной мере соответствует требованиям ПБУ 1/98 «Учетная политика организации».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: