П Л А Н
Наименование разделов | № стр. |
Введение | 4 |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Теоретические основы проектирования производственной инфраструктуры | 7 |
1.1. Задачи производственной инфраструктуры на современном этапе | 7 |
1.2. Основные элементы производственной инфраструктуры | 10 |
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ Анализ основных аспектов производственно-хозяйственной деятельности МУПБО «Бодрость» | 15 |
2.1. Краткая характеристика предприятия | 15 |
2.2. Анализ конъюнктуры рынка | 22 |
2.2.1. Анализ предложения услуг | 23 |
2.3. Анализ основных ТЭП деятельности МУПБО «Бодрость» | 28 |
2.3.1. Анализ производства и реализации услуг | 29 |
2.3.2. Анализ заработной платы | 34 |
2.3.3. Анализ численности работающих | 37 |
2.3.4. Анализ производительности труда | 39 |
2.3.5. Анализ использования рабочего времени | 41 |
2.3.6. Анализ финансовых результатов деятельности МУПБО «Бодрость» | 43 |
2.3.7. Сравнительная таблица показателей производственной деятельности МУПБО «Бодрость» | 45 |
2.4. Характеристика производственной инфраструктуры МУПБО «Бодрость» | 46 |
2.4.1. Анализ уровня использования производственной мощности | 50 |
2.4.2. Анализ эффективности использования рабочего времени | 57 |
2.5. Выводы | 60 |
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ Рекомендации по совершенствованию производственной инфраструктуры для МУПБО «Бодрость» | 62 |
3.1. Технология влажной обработки белья | 62 |
3.1.1. Последние достижения отрасли прачечного производства | 62 |
3.1.2. Организационная структура производства прачечной МУПБО «Бодрость» | 66 |
3.1.3. Анализ ассортимента изделий, поступающих в обработку | 69 |
3.1.4. Расчет сменной производительности цехов по технологическим операциям | 71 |
3.2. Охрана труда | 83 |
3.2.1. Анализ условий труда в прачечном цехе МУПБО «Бодрость» | 83 |
3.2.2. Расчет общеобменной вентиляции производственных помещений | 87 |
3.3. Мероприятие по интенсификации процесса удаления воды во время центрифугирования | 94 |
3.4. Мероприятие по совершенствованию ремонтного обслуживания (введение плана-графика ППР) | 99 |
3.5. Мероприятие по сокращению времени обслуживания | 104 |
3.6. Мероприятие по модернизации оборудования | 106 |
3.7. Расчеты и выводы результативности и экономической эффективности организационно-технических мероприятий | 109 |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ | 112 |
4.1. Годовая программа производства бытовых услуг | 112 |
4.2. Расчет плана по труду и заработной плате | 114 |
4.3. Расчет плана по себестоимости, прибыли и рентабельности | 116 |
4.4. Сравнительная таблица основных технико-экономических показателей деятельности МУПБО «Бодрость» | 118 |
Заключение | 119 |
Литература | 121 |
Приложения | 123 |
|
|
Введение
Известно, что развитая рыночная инфраструктура – необходимый атрибут товарной экономики с рыночным механизмом производства, распределения, обращения и потребления в процессе воспроизводства общественного продукта. Это – комплекс отраслей и сфер хозяйства, а также непроизводственных сфер деятельности, обеспечивающих общие условия воспроизводства в условиях рынка, в то числе адекватно обслуживающих систему товарного обращения средств производства.
|
|
Необходимо относить к данному комплексу, в первую очередь, отрасли, обслуживающие производство (производственная инфраструктура): транспорт и транспортное хозяйство в целом; связь; линии энергопередачи; материально-техническое снабжение; заготовку и сбыт продукции; рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.
Рынок на современном этапе предъявляет специфические требования к решению инфраструктурной проблемы. И, в первую очередь, к составу элементов производственной инфраструктуры, к направленности и результативности их функционирования как системы, обеспечивающей развивающийся в стране новый социально-экономический механизм.
Совершенствование производственной инфраструктуры является важным направлением интенсификации общественного производства. Высокий уровень ее развития позволяет полно и комплексно использовать накопленный производственный потенциал, сокращает время нахождения материальных благ в сфере обращения, повышает мобильность производственных ресурсов, способствует углублению разделения труда и тем самым – повышению эффективности общественного производства. Таким образом, на современном этапе переориентации экономики на рыночный тип развития вопросы улучшения функционирования и развития производственной инфраструктуры становятся особенно актуальными.
В предстоящем периоде становления рынка основными направлениями улучшения бытового обслуживания населения являются:
- увеличение объемов и расширение видов услуг;
- улучшение качества исполнения заказов и работ;
- сокращение затрат времени заказчиков на получение услуг;
- повышение культуры обслуживания;
- совершенствование ценообразования на услуги.
Эти задачи должны решаться на основе рационального и эффективного использования ресурсов предприятий бытового обслуживания.
Несмотря на сложности перехода к рынку, объективно необходимо быстрое и успешное развитие предприятий сферы сервиса на принципиально новой основе. Предстоит перестроить и существенно улучшить работу предприятий бытового обслуживания населения, повысить эффективность их хозяйственной деятельности как в сфере производства услуг, так и в процессе транспортировки изделий.
Бытовое обслуживание как система состоит из двух взаимосвязанных частей и обслуживающей их инфраструктуры. Первая часть охватывает организацию бытового обслуживания, вторая – производство бытовых услуг и работ. Инфраструктура системы обеспечивает рациональное соединение двух основных частей системы в единое целое. Основные функции инфраструктуры заключаются в обеспечении координации процесса функционирования частей системы по времени и месту, т.е. определении, согласовании, перераспределении моментов получения и выдачи заказов (заявок) на обслуживание с моментами их обработки или доработки; организации транспортировки принятых от клиентов заказов (заявок) до места их обработки (доработки) и после этого до места передачи клиенту.
Цель проекта – проектирование производственно инфраструктуры МУПБО «Бодрость».
Для достижения этой цели необходимо определить основные задачи проектирования:
- провести анализ основных технико-экономических показателей;
|
|
- проанализировать производственную инфраструктуру МУПБО «Бодрость»;
- разработать мероприятия, направленные на проектирование производственной инфраструктуры;
- рассчитать показатели экономической эффективности предлагаемых мероприятий;
- выполнить технико-экономические расчеты планируемых показателей деятельности МУПБО «Бодрость» на текущий год и выявить влияние на них проектируемых организационно-технических мероприятий.
Объектом исследования дипломного проекта является предприятие (МУПБО «Бодрость») в целом, и, в частности, его производственная инфраструктура.
Результаты деятельности предприятия в значительной мере зависят от организации работы производственной инфраструктуры. Входящие в нее звенья предприятия обеспечивают своевременный ремонт оборудования, бесперебойное снабжение основных производственных участков всеми необходимыми видами энергии, организуют рациональное использование транспортных средств и перемещение обрабатывающих изделий в процессе производства и за его пределами, правильное хранение материалов. Успешная работа этих участков создает необходимые условия для совершенной организации основного производства.
От работы производственной инфраструктуры в значительной мере зависит уровень обслуживания населения.
Таким образом, совершенствование организации и улучшение работы звеньев производственной инфраструктуры является одной из важнейших задач предприятия бытового обслуживания населения.
Для раскрытия темы проекта была использована работа В.П.Орешина «Планирование производственной инфраструктуры», в которой автор рассматривает проблемы развития производственной инфраструктуры народнохозяйственного уровня, а также локального уровня (т.е. инфраструктура отдельного предприятия). Решение этих проблем предлагается В.П. Орешиным на основе разработки методики комплексного планирования производственной инфраструктуры.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Задачи производственной инфраструктуры на современном этапе
|
|
В экономической литературе имеется множество определений инфраструктуры, различающих последнюю как по выполняемым ею функциям, так и поп перечню входящих в нее отраслей. Одни ученые понимают под этим всю систему обслуживания, видя функцию инфраструктуры в «предоставлении услуг и производству, и населению». В «обслуживании производства и населения», в «осуществлении социально-экономических функций, обусловленных потребностями материального производства и населения»; другие понимают под инфраструктурой только систему производственного обслуживания, видя ее назначение в «создании общих условий производства», в «обеспечении деятельности основного производства».
В некоторых работах инфраструктура понимается как накопленное материальное богатство, как совокупность объектов и сооружений, «обеспечивающих необходимые материально-технические условия для успешного функционирования предприятий промышленности и сельского хозяйства», «как часть национального богатства, которая призвана обеспечить беспрепятственное поле деятельности». Другие экономисты считают, что инфраструктура – не просто накопленное материальное богатство, а сфера деятельности человека, «совокупность отраслей и предприятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в процессе общественного воспроизводства».
Исходя из семантики данного термина (infra – под, struktura – строение), производственную инфраструктуру можно определить как фундамент экономики, видя в ней нечто вспомогательное по отношению к основному производству. Действительно, развитие инфраструктуры с точки зрения конечных задач функционирования экономической системы не является основополагающей целью социально-экономического развития, поскольку здесь не производится основа человеческого существования – продукт в материальной форме. В то же время инфраструктура является важнейшей предпосылкой налаживания современного по своим характеристикам общественного производства.
Можно выделить три понятия инфраструктуры. На уровне сущности – это сфера приложения труда, обеспечивающая обращение продукции в народном хозяйстве.
На уровне явления первого порядка – это совокупность отраслей, т.е. организационно обособленных предприятий или организаций, имеющих своей функцией транспортировку, хранение и реализацию продукции.
На уровне явления второго порядка – это совокупность материальных объектов, создающих условия для обеспечения нормального протекания процесса общественного воспроизводства.
Инфраструктура подвергается трансформации с развитием общественного производства, с более глубоким познанием действия объективных экономических законов рынка. Необходимо выделять два понятия: производственная инфраструктура и система производственного обслуживания. Первое охватывает объекты, функциональным назначением которых является создание благоприятных условий для осуществления процесса общественного воспроизводства путем обращения материальных благ (средств производства), т.е. их транспортировка, накопление, хранение и реализация.
Второе понятие – система производственного обслуживания – более широкого плана. Она предназначена для создания благоприятных условий постоянного возобновления процесса производства наиболее рациональным образом и включает в себя, помимо элементов сферы обращения, также элементы производящей сферы (подработка продукции в процессе обращения, капитальный ремонт, автосервис, машиносервис и т.д.)
В условиях рынка происходят трансформация понимания производственной инфраструктуры как сферы обращения в понимании ее как системы производственного обслуживания. То есть, система производственного обслуживание есть то состояние, к которому стремится производственная инфраструктура в своем развитии.
Производственная инфраструктура как объект анализа имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать. Деятельность отраслей инфраструктуры является производительной. Отрасли, входящие в ее состав, участвуют в производстве национального дохода и совокупного общественного продукта. Вместе с тем «работа» инфраструктуры имеет ряд существенных отличий от деятельности базисных отраслей. Главное из этих отличий заключается в том, что результат функционирования инфраструктуры выступает в виде полезного эффекта, но не в виде продукции в материально-общественной форме.
То, что продукция отраслей инфраструктуры не материализуется в вещи, а выступает в виде полезного действия и исчезает вместе с этим действием, предопределяет особую форму резервов в инфраструктуре. Здесь должно происходить не резервирование продукции, как в базисных отраслях материального производства, а резервирование производственных мощностей – пропускной способности, подвижного состава, трудовых ресурсов.
Роль инфраструктуры в процессе общественного воспроизводства состоит, в первую очередь, в обеспечении условий, необходимых для непрерывного возобновления процесса производства во времени и в пространстве.
Главной задачей производственной инфраструктуры является обеспечение связей между предприятиями (или подразделениями предприятий), создание материальных предпосылок для объединения их в единый хозяйственный организм в целях эффективного функционирования народнохозяйственного комплекса. Главная функция производственной инфраструктуры – обеспечение обращения средств производства.