Эффективность управленческих решений можно повысить за счет анализа механизма действия в конкретных ситуациях следующих экономических законов:
1) закона зависимости между ценой и предложением;
2) закона спроса и предложения;
3) закона возрастания дополнительных затрат;
4) закона убывающей доходности;
5) закона экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
6) закона эффекта масштаба производства;
7) закона экономии времени;
8) закона конкуренции и антимонопольного законодательства.
Остановимся подробнее на механизме действия закона конкуренции и антимонопольного законодательства.
Конкуренция – состязательность, соперничество, напряженная борьба юридических или физических лиц за покупателя, за свое выживание.
Рассмотрим механизм действия закона конкуренции (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Механизм действия закона конкуренции
Допустим, однородную продукцию выпускают 6 фирм. Сравнивать продукцию фирм можно по показателю удельной цены (Цуд) как отношению цены к полезному эффекту, отражающему отдачу потребительских свойств продукции в конкретных условиях.
|
|
В первое время самой отстающей фирмой оказалась первая, – та у которой самая высокая удельная цена. Поэтому 1-я фирма принимает стратегию перехода на вторую модель продукции, с лучшим показателем удельной цены. Аналогично поступили 2-я, 3-я и 4-я фирмы, 5-я фирма не успела перейти на новую модель, а старую модель потребители не стали покупать, и она обанкротилась. Ее место на рынке заняла 7-я фирма, сразу освоившая конкурентоспособную продукцию. Таким образом постоянно идет процесс “вымывания” с рынка некачественной, дорогой продукции. Никто никого не заставляет повышать качество работы, существует только угроза банкротства. В соответствии с законом конкуренции в мире происходит объективный процесс повышения качества продукции и снижения ее удельной цены.
Закон конкуренции долгое время может действовать только при наличии качественного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов (например, в США в 1890 г.).
В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует перечень общих требований к товарам, их упаковке, экологичности, безопасности применения, организации торговли, контроля доли рынка, занятой данным изготовителем; порядок осуществления санкций в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Допустим, по данному виду продукции законодательство ограничивает действия шести предприятий: для одного изготовителя не более 35% общего объема внутреннего рынка по данной продукции, для двух изготовителей — в сумме 45 %, трех — 55% и т.д. (см. рис. 1.6). Больше можно выпускать, но тогда прибыль от программы свыше этого норматива (допустим, свыше 35%) идет в бюджет. В некоторых странах вводится и второй норматив, допустим, первый — 35%, второй — 40%. Тогда прибыль от реализации продукции объемом до 35% от объема рынка идет изготовителю, от 35% до 40% — в бюджет, а свыше 40% — в бюджет идет не только прибыль, но и часть себестоимости продукции. Таков механизм ограничения внутренней монополии (международная монополия не ограничивается).
|
|
Рис. 1.6. Схема ограничения рынка по антимонопольному законодательству
В Российской Федерации основу антимонопольного законодательства составляет Закон РФ от 22.03.91 г. “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, который регулирует отношения хозяйствующих субъектов на республиканском и местных товарных рынках. Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения на товарных рынках.