Трансформация системы расселения: структурные проблемы энергетики

К 1989 г. население Мурманской области достигло 1 164 586 чел. Осуществлявшиеся с 1930–50-х гг. масштабные проекты освоения минерально-сырьевой базы, обеспечение Мурманском стратегической функции в условиях холодной войны и необходимость развития Северного морского пути – при доступном на тот момент уровне технологий – требовали вовлечения значительных людских ресурсов, размещавшихся в крупных городских центрах: Мурманске, Апатитах, Кировске, Мончегорске, Кандалакше, закрытых гарнизонах Северного флота. С этой целью государство разработало и внедрило разветвленную систему поддержки северных территорий, в т.ч. и Мурманской области. Помимо районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы система поддержки включала ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, сокращенную рабочую неделю для женщин, дополнительный выходной день для работников, имеющих детей до 16 лет, и т.д.

Экономические трудности 1990-х гг. заставили государство существенно пересмотреть приоритеты развития, что выразилось в сокращении Северного

флота, снижении грузооборота на Севморпути (с 8–10 млн. т в конце 1980-х гг. до 2 млн. т в 2000-е гг.), а также в пересмотре системы северных льгот. Так, был ликвидирован ряд федеральных законов, регулировавших проблемы Севера, а также устранен ряд соответствующих норм из других федеральных законов. Наиболее показательным примером является принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, которым была ликвидирована гарантия, предусматривающая выплату молодежи (лицам в возрасте до 30 лет) процентной надбавки к заработной плате в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет. С 1995 г. в России стали действовать различные программы государственной поддержки переселения граждан из северных районов, с 1998 г. - Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Сокращение населения области до 836374 чел. в 2009 г. (в наибольшей степени этот процесс затрагивает города) влечет за собой возникновение проблем с уже сложившейся и рассчитанной на большее население инженерной инфраструктурой. При этом централизованность и ориентированность в основном на промышленность электро- и теплоснабжения, особенности жилого фонда, представленного в большинстве своем многоквартирными домами, не позволяют проводить последовательную оптимизацию инженерной инфраструктуры.

  3.6. Бюджетная сеть

В связи со специфическим характером структуры системы расселения большая часть учреждений бюджетной сети расположена в двух крупных узлах – там достигнута плотность сети, характерная для старожильческих территорий Центральной России.

Первый узел включает г. Мурманск и 5 закрытых административно-территориальных образований на побережье Кольского залива и Баренцева моря: Североморск, Александровск, Заозерск, Видяево, Островной. Здесь расположено более половины стационаров (включая госпитали ВМФ), большая часть учреждений среднего и почти все учреждения высшего профессионального образования, отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты как класс учреждений здравоохранения. Уровень обеспеченности бюджетной сетью в целом соответствует уровню, характерному для регионов средней полосы России с высокой плотностью населения. Второй узел состоит из городов Оленегорск, Мончегорск, Апатиты, Кировск и Полярные Зори – центров развития горнодобывающей промышленности, науки и энергетики. Отраслевая специализация определила расположение филиалов таких вузов, как МГТУ, ИНЖЭКОН, Петрозаводский госуниверситет (горный и физико-энергетический факультеты). Медицинская помощь осуществляется в том числе и ФАПами, поскольку подведомственная территория городов включает и ряд удаленных сельских населенных пунктов. Остальная часть территории области (Ловозерский, Кандалакшский, Ковдорский, Терский, Кольский и Печенгский районы) значительно уступает по степени развития бюджетной сети.

Средняя обеспеченность учреждениями образования и здравоохранения в Мурманской области превышает общероссийские показатели (по ДОУ на 10 тыс. чел. – в 1,16 раза, по числу больничных коек и мощности АПУ – на 2,6 %). Такая ситуация обусловлена сокращением населения области на 28,2 % за 1989–2009 гг. Города области в наибольшей степени оказались затронуты данным процессом, при этом темпы сокращения населения соответствующих возрастных групп существенно превышали темпы оптимизации бюджетной сети.

 При этом Мурманская область отстает по обеспеченности домами-интернатами для престарелых и инвалидов (взрослых и детей): в 2010 г. – 22,2 места на 10 тыс. жителей (при нормативе 30 мест на 10 тыс. жителей, установленном распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р, или 74 % от установленного норматива). Кроме того, в регионе существует дефицит мест в стационарных учреждениях психоневрологического профиля (обеспеченность местами на 26 % ниже нормативной), а также недостаточно высокий уровень охвата престарелых граждан и инвалидов нестационарными формами социального обслуживания.

Слабое развитие дорожной сети в области (в 2008 г. – 18,5 км автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории, что в два раза меньше, чем в среднем по России) и низкая плотность населения (в Ловозерском и Терском районах – 0,2 чел. на 1 кв. км) являются предпосылками к внедрению принципа удаленного предоставления бюджетных услуг с применением передовых коммуникационных, медицинских, образовательных и социально-гуманитарных технологий. В 2006–2008 гг. в области осуществлялась региональная программа «Разработка телекоммуникационных технологий в здравоохранении Мурманской области», в соответствии с которой произошло оснащение 27 учреждений здравоохранения телекоммуникационным оборудованием, вычислительной техникой и программным обеспечением. Участниками программы стали только учреждения здравоохранения Мурманска, Апатитов, Мончегорска и Печенги, т.е. в настоящий момент остаются неохваченными наиболее удаленные и зачастую самые проблемные с точки зрения качества и объема предоставляемых услуг территории Мурманской области (Ловозерский, Терский, Ковдорский и Кандалакшский районы).

Внебюджетная социальная сеть в области развита слабо14. Негосударственный сектор представлен в основном учреждениями высшего профессионального образования, сосредоточен в г. Мурманске и г. Коле и в большинстве своем предоставляет подготовку по гуманитарным специальностям, экономике и управлению. В здравоохранении негосударственный сектор развился в специализированной медицинской помощи массового потребления – стоматологии, акушерстве и гинекологии. При этом как государственные, так и частные учреждения слабо учитывают смену парадигм в развитии здравоохранения, заключающуюся в переходе от концепции лечения (treatment paradigm, illness) к концепции wellness. Первая рассматривает здоровье человека как его физическое состояние, болезнь – как набор различных симптомов, объединенных только диагнозом, а организм – как набор систем, работающих отдельно друг от друга. Вторая стремится интегрировать в понятие здоровья эмоциональную составляющую, считая, что появление болезней связано с образом жизни и душевным состоянием человека. Организм рассматривается как единое целое, а здоровое состояние более не приравнивается к отсутствию симптомов болезней. Наличие в регионе сети учреждений, предоставляющих услуги в рамках парадигмы wellness – йога, фитнес, спа, танцы, аэробика и др., – превращается из экзотической «фишки» в важный фактор конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: