Государственным (муниципальным) долгом являются обязательства, возникающие из государственных (муниципальных) займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.
Внутренним государственным долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.
В объём государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
-основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
-объём основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
-объём основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
-объём обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
|
|
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации осуществляются за счёт средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством Российской Федерации, путём осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» определены основные параметры ФБ на данную перспективу (Приложение 2), установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2011 года в сумме 3301795464,0 тыс. рублей; на 1 января 2012 года в сумме 4109716387,0 тыс. рублей и на 1 января 2013 года в сумме 4344326657,7 тыс. рублей.
Начиная с 2008 года, объём внутреннего государственного долга увеличивается, и его доля по отношению к объёмам ВНП возрастает, что представлено на диаграмме (Приложение 3).
Минфин сможет выпустить в этом году государственные ценные бумаги, номинированные в рублях, на сумму до 869,295 млрд. руб. Соответствующее распоряжение премьер-министр Владимир Путин подписал 3 января 2010 года.
Из указанной суммы для обеспечения сбалансированности федерального бюджета планируется выпустить бумаги объемом до 343,6 млрд. руб., для докапитализации банков через механизм обмена на ОФЗ - до 250 млрд. руб., для погашения государственных долговых обязательств - 275,7 млрд. руб.
|
|
Минфин предусматривает выпуск гособлигаций в 2010 году, исходя из средней цены размещения в размере 98% от номинала, в том числе облигации федеральных займов - в объеме до 695,3 млрд. рублей, государственные сберегательные облигации - до 174 млрд. рублей.
Для поддержания ликвидности рынка государственных ценных бумаг в 2010 будет продолжено размещение государственных облигаций со стандартными сроками обращения - 3 и 5 лет. При этом объем в обращении 3-летних и 5-летних ОФЗ будет доводиться в течение 2010 года до 50-55 млрд. руб. для каждого выпуска.
Кроме того, планируется приступить в 2010 году к размещению новых выпусков ОФЗ со сроками обращения до 10 лет. Объем в обращении 10-летних выпусков планируется доводить до 90-100 млрд. руб. каждый.
Также в 2010 году планируется продолжить выпуск государственных сберегательных облигаций с тем, чтобы исключить негативное влияние на ликвидность рынка государственных ценных бумаг из-за вложения больших объемов средств пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги, обращающиеся на рынке ГКО-ОФЗ.
Правительство Российской Федерации вправе определять объёмы выпуска, формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объёме, не приводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Обобщая изложенное, можно дать краткое определение внутренних государственных заимствований – это общая сумма всех выпущенных, но ещё не погашенных государственных займов и не выплаченных по ним процентов.
Государственный долг образуется вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы. Последние осуществляются путём выпуска и размещения среди населения и кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг (прежде всего казначейских векселей и облигаций), являющихся долговыми обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими» терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения государственной казны за счёт займа средств у населения и юридических лиц, зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного государства, под государственные гарантии путём выпуска государственных ценных бумаг.
Проценты по государственному долгу зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге, не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного бюджета.
Отрицательные последствия государственных заимствований связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
Выделяют следующие формы внутренних государственных заимствований:
· государственные займы, осуществленные путём выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
|
|
· договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
· договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
· соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996г. № 115-ФЗ дана классификация видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также видов муниципального долга.
Согласно данной классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие виды:· Целевой займ 1990 года;· Целевые вклады и чеки на автомобили;· Государственный внутренний займ Российской Федерации 1991 года;· Российский внутренний выигрышный займ 1992 года;· Государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);· Задолженность по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы;· Крайнего Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;· Государственные гарантии;· Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;· Облигации федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК);· Облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД);· Индексация вкладов населения;· Облигации государственных нерыночных займов (ОГНЗ);· Облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК);· Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;· Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;· Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;· Государственные гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;· Задолженность третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской Федерации;· Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;· Муниципальные ценные бумаги;· Муниципальные гарантии;· Задолженность третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;· Прочие государственные ценные бумаги Российской Федерации;· Государственные сберегательные облигации (ГСО);· Облигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД).Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема накопления и обслуживания долга её субъектов носила не в полной мере легитимный характер. В законодательных и нормативных актах статус государственных заимствований субнациональных образований не был закреплён, а бюджетная классификация даже не предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как расходы по обслуживанию государственных заимствований (эта статья существовала только в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в различных видах, субъекты федерации имели право не отражать расходы, связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
|
|
Установлен предельный объём заёмных средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта Федерации – 30% собственных доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учёта финансовой помощи. При этом в составе предельного объёма заёмных средств не учитываются средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объём расходов на обслуживание государственных заимствований субъекта РФ в текущем финансовом году не должен превышать 15% объёма расходов бюджета соответствующего уровня.
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственных заимствований заметно усилился. Стремительный рост объема государственных заимствований, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается два основных фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
Понятие внутреннего и внешнего долга постепенно смыкаются, этот процесс ускоряется при исполнении такой формы заимствования, как выпуск ценных бумаг, в том числе номинированных в валюте. С одной стороны, наблюдается приток средств нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ, с другой – происходит смещение понятий – «внутренний валютный долг», существующий в форме «вэбовок». С допуском нерезидентов на рынок ГКО – ОФЗ изменились основные агрегаты платежного баланса РФ. Сегодня ЦБ вынужден брать на себя не свойственные ему функции гаранта по сделкам нерезидентов с ГКО. Присоединение РФ к ст.8 Устава МВФ и переход к конвертируемости рубля по текущим операциям ускорили процесс «срастания» двух видов государственных заимствований. С выпуском еврооблигаций и их размещением среди резидентов и нерезидентов совершенно иной характер приобрела задача маневрирования рублёвыми и валютными пассивами.