Этап 2. Выбор альтернативы

 

Итак, я выявила главную проблему АО «Самаравтормет»: повышение уровня конкурентоспособности.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Конкурентоспособность товара - способность товара или услуги выдержать сравнение с аналогичными товарами и услугами других производителей при сохранении среднерыночной цены.

Для решения данной проблемы я предлагаю три альтернативы:

1. Диверсификация производства

2. Кредит банка

3. Возвратный лизинг.

Вторая альтернатива (кредит банка) базируется на том, что предприятие получит необходимое количество денежных средств, с помощью которых оно может начать устранение причин кризиса. То есть предприятие может начать исследование рынка и конкурентов, чтобы в дальнейшем не уступать им по многим показателям, фирма сможет стабилизировать свое финансовое положение и, наладив производство не отступать на задние позиции, а так же инвестирование будет способствовать улучшение кадровой политики. Но кредит говорит о том, что денежные средства придётся возвращать, да еще и с процентами. Вместо того чтобы денежные средства вкладывать в свое развитие, которое сейчас так необходимо предприятию, оно будет возвращать их кредитору.

Достоинства: быстрота получения денег.

Недостатки: отсутствие гарантии успеха. В случае провала предприятие лишь увеличит свой внешний долг, тем самым станет ещё на шаг ближе к банкротству.

По-моему мнению, это не самая лучшая альтернатива.

Третья же альтернатива (возвратный лизинг) предназначена для покрытия недостатка в оборотных средствах. Несомненное преимущество состоит в том, что имущество организации (например, оборудование) может по-прежнему использоваться в производственном процессе. И в то же время организация, продав это имущество лизинговой компании, получает единовременно деньги на различные расходы. В целом сделку возвратного лизинга можно сравнить с выдачей кредита под залог. Только для лизингополучателя расходы по лизинговому договору, как правило, ниже, чем проценты по банковским кредитам. К тому же за счёт оптимизации налогообложения сделка возвратного лизинга может быть для клиента выгоднее, чем кредит.

Достоинства:

Преимущество возвратного лизинга перед традиционным состоит в том, что организация заключает договор не с целью получения конкретного оборудования, а с целью получения денежных средств, которые она может использовать по своему усмотрению на любые приобретения.

Для заключения договора возвратного лизинга не требуется предъявлять бухгалтерские балансы и прочие документы, которые обычно требуют банки для выяснения платежеспособности своих клиентов. Кроме того, не забывайте, что при заключении обычного договора лизинга лизингополучатель часто должен оплатить до 30% от стоимости лизингового имущества. Иногда организации не могут найти подобные средства. Взяв свое же имущество в возвратный лизинг, организация может на вырученные средства купить новое оборудование (или хотя бы использовать их как часть платы за оборудование, приобретаемое в кредит или по другому лизинговому договору).

В отличие от процентов по банковскому кредиту (который привлекается для тех же целей) лизинговые платежи полностью включаются в расходы для целей налогообложения прибыли – без всякого нормирования.

Недостатки:

Налоговые органы будут тщательно проверять сделку возвратного лизинга, ориентируясь при этом на добросовестность организации как налогоплательщика. В случае если данный договор имеет признаки схемы “оптимизации налогов”, есть вероятность, что заключение лизинговой сделки будет рассматриваться как признак недобросовестности организации. В результате ей доначислят налоги, пени и выпишут штрафы. Поэтому, если фирма решится на заключение договора возвратного лизинга, надо тщательно подготовить обоснование его экономической целесообразности.

Кроме того, сделки возвратного лизинга, если их предметом является недвижимость, сопряжены с рядом технических неудобств, точнее, с необходимостью регистрации перехода права собственности на недвижимость от организации к лизинговой компании. Затем нужно регистрировать сам лизинговый договор. По окончании срока действия договора и при возврате имущества в собственность лизингополучателя также нужно регистрировать переход права собственности на недвижимость. Если предметом лизинга является отдельное здание, добавьте к этому еще и сложности с оформлением прав на землю (или регистрацией прав собственности на нее).

Итак, договор возвратного лизинга требует взвешенного подхода и по определению является более рисковым способом привлечения денежных средств, нежели банковский кредит. Но риск может быть компенсирован простотой получения таких средств, их меньшей дороговизной и экономией на налогах. Однако выбирать, что важнее – спокойствие или экономия, организациям придется самостоятельно. Я считаю, что АО «Самаравтормет» находится не в самом безнадёжном положении. Поэтому прибегать к столь рисковому способу не стоит.

Я считаю, что наиболее оптимальной альтернативой является диверсификация производства. Т.к. нестабильность финансового положения предприятия, прежде всего, связано с отсутствием новых клиентов, с его низкой конкурентоспособностью, и именно диверсификация поможет преодолеть сложившуюся ситуацию.

Диверсификация производства - одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий в рамках одного предприятия, концерна и т.п. Диверсификация применяется с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создание новых производств и оказание всевозможных услуг. Расширив свой вид деятельности, предприятие сможет получать собственные денежные средства и вкладывать их в свое развитие и дальнейшее расширение. Новые сферы деятельности привлекут новых клиентов, причем, не только поставщиков металлолома, но и потребителей каких-либо товаров или услуг, будет всё зависеть оттого, что АО «Самаравтормет» будет производить.

Но в любом случае необходимо найти инвестора, так как необходимо новое оборудование, а в финансовом плане на данный момент положение АО «Самаравтормет» оставляет желать лучшего. И всё же данная альтернатива кажется мне наиболее привлекательной, потому что она предполагает развитие и модернизацию предприятия, расширение ассортимента товаров и услуг. Необходимо только найти компетентного руководителя, который смог бы изменить организационную структуру управления предприятием (например, на матричную), мотивировать персонал. Соответственно, это поспособствует повышению эффективности производства, а значит возможному привлечению инвесторов со стороны и повышению конкурентоспособности. Так как предприятие АО «Самаравтормет» обладает потенциалом: его производственные мощности загружены не полностью в связи с отсутствием ресурсов. Но с появлением капиталовложений появятся ресурсы, увеличится производство, появятся возможность провести маркетинговые исследование, что поспособствует привлечению новых клиентов, а следовательно, предприятие преодолеет сложившуюся неблагоприятною ситуацию.

Таким образом, получается, что первую альтернативу без второй или третьей реализовать нельзя – это главный недостаток в этом варианте. Но преимущество все же в том, что даже если инвестор найден не буден и придётся взять кредит, то кредит будет меньшего размера. Ведь средства, взятые в кредит, можно вложить в новое оборудование, и уже потом за счет новых собственных доходов погасить долги, создать маркетинговый центр и начать совершенствование персонала. Кроме того, если руководство АО «Самаравтормет» решит выбрать первую или вторую альтернативу, т.е. без использования диверсификации, то это не гарантирует успеха. Конечно, появление нового оборудования – неоспоримый плюс, но никто не гарантирует, что старое производство всё тех же товаров привлечёт новых клиентов. Ведь предприятие пришло к такому положению дел именно по причине отсутствия клиентов. А чтобы привлечь их – необходимо расширение ассортимента. Другими словами, диверсификация – наиболее подходящая альтернатива.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: