Понятие, Сущность и роль малого бизнеса в экономике

Курсовая работа

на тему:

Малый бизнес

 и его роль в российской экономике

 

                                                           Выполнила

                                                     студентка 2 курса

                                                12 группы

                                                           Факультета Экономики и Менеджмента

                                                    Фокина Анастасия

 

 

                                                   Научный руководитель

                                                       кандидат экономических наук

                                                   доцент

                                                      Сомов В. Л.

 

Саратов 2009
Содержание

                                            

Введение …………………………………………………………………..... 3

Глава I Понятие, сущность и роль малого бизнеса в экономике………………………………………………………………..…. 8

§ 1.1 Сущность малого бизнеса………………………………..…..……... 8

§ 1.2 Правовые основы деятельности малого бизнеса….………..……... 14

§ 1.3 Роль малого бизнеса в экономике………………………………..… 16

Глава II Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России………………………………………………………..………….….. 20

§ 2.1 Проблемы становления малого бизнеса в России……………..…... 20

§ 2.2 Инфраструктура поддержки и регулирования малого бизнеса государством………………………………………………………….…..... 23

Заключение ………………………………………………..………...…..... 28

Библиографический список ……….……………………….………........ 31

 

 

 




ВВЕДЕНИЕ

В самом начале моей работы я бы хотела отметить, что в силу исторической специфики России прочных традиций, развития малый бизнес в стране не имел. И в досоветский период малое предпринимательство было развито достаточно слабо. Его прообразом можно считать сложившиеся к середине XIX века в рамках крепких крестьянских хозяйств полупромышленные формы производства, но это малое предпринимательство после отмены крепостного права либо перешло в разряд среднего (мануфактуры, торговые дома и тому подобные), либо погибло, если не считать мелких лавок в городе и так называемых кулацких хозяйств в деревне. Советская власть, которая дала было возможность малому предпринимательству возродиться в первые годы НЭПа, вскоре сама же задушила его. Причина нелюбви большевиков к малому бизнесу была понятна. Ленин справедливо писал о том, что мелкотоварное производство, то есть тот самый семейный малый бизнес, ежедневно и ежечасно рождает капитализм.

Последним ударом по зародышевым формам частнопредпринимательской инициативы были совершенные уже при Хрущеве, в годы оттепели, решительные шаги по сокращению личных приусадебных хозяйств и ликвидации кооперативных артелей. После этого, как казалось, всякие ростки предприимчивости и инициативы, которые являются основным ресурсом малого бизнеса, в России искоренены всерьез и надолго.

Между тем малый бизнес в любой рыночной экономике это тот подлесок, без которого не бывает настоящего леса.[1]

Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Особенно актуальна проблема внедрения на рынок малых предприятий в свете недавних изменений в экономике нашей страны. В условиях жесточайшего экономического кризиса (произошедшего всего лишь десятилетие назад), который привел к банкротству большого числа крупных олигополий, нельзя не вспомнить о поддержке малого бизнеса. Обвал рубля привел к тому, что крупные компании потеряли свои позиции на рынке товаров и услуг, а большинство средних и мелких предприятий, которые «держались на плаву» до сентября 1998 года, вообще перестали существовать.

Сейчас экономическую ситуацию в стране нельзя назвать стабильной. Сказываются последствия финансового кризиса 2008-2009 годов. Приведем наиболее яркие показатели упадка современной российской экономики. По заявлению министра финансов Алексея Кудрина, в 2009 году госбюджет РФ ожидает дефицит в 1,5-2 трлн рублей, который будет покрыт из резервных фондов.Согласно данным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре — 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падение промышленного производства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009 года примерно на 10 %.[2] Произошла девальвация рубля. Кроме того, всё это привело к сокращению рабочих мест и увеличению уровня безработицы.

Стабилизации кризисной ситуации может поспособствовать развитие малого и среднего бизнеса в России. Экономически это выгодно, потому что появление большого числа фирм приведет к появлению новых рабочих мест. Кроме того, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, да и это принесет реальные деньги в бюджет не только центра, но и регионов. Это особенно важно, учитывая выделение Москвы и огромный упадок субъектов Российской Федерации (взять, к примеру, наше сельское хозяйство). И одним из самых главных преимуществ является то, что появление малого и среднего бизнеса неизбежно ведет к появлению конкуренции на отечественном рынке, чего так не хватало экономике России на последних этапах развития.

Отметим, что предпринимательство занимает свое особое место в экономических и социальных отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно, воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.[3]

Проблемы малого бизнеса и предпринимательства рассматривались многими учеными-экономистами. Первым теоретиком бизнеса многие ученые считают Р. Катильона, определившего предпринимателя как человека, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения дохода. Предприниматель принимает на себя обязательства по издержкам, часто не зная, по каким ценам может осуществиться реализация.

Предприниматель во времена А. Смита - собственник капитала, берущий на себя риск хозяйствования. А. Смит описывает скрытую пружину рынка свободной конкуренции, где личный интерес побуждает производителя поступать так, будто его "ведет невидимая рука ради достижения той цели (богатство всех), которая никак не входила в его намерения" [4].

Ж. Сэи определяет предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства или передвигающего его экономические ресурсы из области низкой производительности и прибыльности в область более высокой рентабельности и производительности.

Профессора экономики К. Макконнелл и С. Брю- авторы известной в России книги "Экономикс" - рассматривают предпринимательство как особый вид деятельности, в основе которого лежит ряд непременных условий и требований. Во-первых, предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги. Выполняя роль свечи зажигания и катализатора, предприниматель одновременно является движущей силой производства и посредником, сводящим вместе другие ресурсы для осуществления процесса, который обещает быть прибыльным делом. Во-вторых, предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса. В-третьих, предприниматель - это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса. Наконец, в-четвертых, предприниматель - это человек, идущий на риск: он рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами - своими собственными и своих компаньонов или акционеров.[5]

Академик Л.И. Абалкин также рассматривает предпринимательство как особый вид деятельности, который имеет ряд отличительных признаков:

 - свободу в выборе направлений и методов работы;

 - самостоятельность принятия решений;

 - ответственность за принимаемые решения и их последствия, связанный с этим риск;

 - ориентация на достижение коммерческого успеха, получение прибыли.[6]

По мнению Л.И. Абалкина естественной базой, на которой складывается предпринимательство, является достаточно развитое рыночное хозяйство.

Как видим, сущностная, содержательная основа едина во всех приведенных определениях. Они отличаются только некоторой конкретизацией этих понятий.

Кроме того, сущность, проблемы и пути их решения интересовали большинство экономистов на протяжении долгого времени, так как малый бизнес является фундаментом рыночной экономики. Поэтому мне очень интересно исследовать эту тему.

Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом и пути их решения.



ГЛАВА I

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ

 

§ 1.1 Сущность малого бизнеса

Для начала определим, что же относится к малому бизнесу. Малые предприятия — это не организационно-правовая форма, термин «малое» характеризует лишь размер предприятия, а критериями отнесения предприятия к малым являются численность работающих и доля государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений в ус­тавном капитале этих предприятий, которая должна составлять не более 25%.

В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: - численность персонала; - размер уставного капитала; - величина активов; - объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

В российской практике развитие малого предпринимательства началось в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Под субъектами малого бизнеса понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней: в промышленности – 100 человек; в строительстве – 100 человек; на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве – 60 человек; в научно технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.[7]

Регистрация малого предприятия

В целом процедура регистрации малого предприятия ничем не отличается о регистрации любого другого предприятия, а количество необходимых для этого документов зависит от выбранной организационно-правовой формы малого предприятия и региона, где оно регистрируется. В соответствии со сложившейся практикой регистрацию коммерческих организаций осуществляют органы местного самоуправления и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Во многих субъектах Российской Федерации для регистрации юридических лиц создаются специальные органы – регистрационные палаты. Их права определяются положениями, утверждаемыми законодательными (представительными) или исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Приступая созданию фирмы и подготовке учредительных документов, необходимо определиться по следующим позициям:

 - организационно-правовая форма предприятия;

 - наименование предприятия;

 - предмет и цели деятельности;

 - состав учредителей;

 - размер уставного капитала и распределение долей уставного капитала или акций между учредителями;

 - порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли;

 - органы управления и контроля, условия хранения документов;

 - условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

Организационно-правовые формы малого предприятия

Организационно-правовая форма малого предприятия определяется в соответствии со статьей 50 ГК, в которой говорится, что юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в следующих формах:

хозяйственных товариществ – полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества);

хозяйственных товариществ – акционерного общества открытого и закрытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа, общества с ограниченной ответственностью (ОДО);

производственных кооперативов.

Хозяйственные товарищества и товарищества являются наиболее распространенной формой осуществления предпринимательской деятельности, прежде всего в сфере малого бизнеса. Создание юридического лица часто дает возможность снизить предпринимательский риск учредителя, переложив ответственность по обязательствам на само предприятие.

Различие правового положения хозяйственных обществ и товариществ заключается в том, что общества являются объединениями капиталов, а товарищества – объединениями лиц, что предполагает также и непосредственное участие учредителей в деятельности товарищества. Участники товарищества несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, в то время как участники общества отвечают в пределах своих взносов в его уставный капитал.

Преимущество и недостатки малого бизнеса по сравнению с крупными, их взаимодействие

Субъекты малого предпринимательства как субъекты рыночной экономики имеют как преимущества так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества:

 - более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;

 - большая независимость действий субъектов малого предпринимательства;

 - гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений;

 - относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление;

 - большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности;

 - более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков;

 - относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.[8]

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что продолжительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Субъекты малого предпринимательства лучше знают уровень спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию большему количеству людей, чем крупные предприятия, тем самым содействуют обстановке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение, как по числу, так и удельному весу в производстве товаров, выполнении работ, оказания услуг.

В то же время субъектам малого предпринимательства свойственны и определенные недостатки, среди которых следует выделить самые существенные:

- более высокий уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;

- зависимость от крупных компаний; недостатки в управления делом; - слабая компетентность руководителей;

- повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;                              - трудности в привлечении дополнительных финансовых средств и получение кредитов;

- неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др.

Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектом малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с менеджерской неопытностью или профессиональной некомпетентностью собственников малых и средних предприятий.

В регулярно проводимых опросах в среде малых бизнесменов США главными причинами неудач их деятельности чаще всего называют:

- некомпетентность;

- несбалансированный опыт (например, опытный инженер, но неопытный коммерсант);

- нехватка опыта в коммерции, финансах, поставках производстве, управлении в единоличных формах владения и в товариществах, умении заводить и поддерживать деловые связи и контакты, общего менеджерского опыта.

Другими причинами банкротств малых фирм являются:

 - запущенность бизнеса;

 - плохое здоровье или вредные привычки;

 - катастрофы, пожары, воровство и т.д.;

 - мошенничество.

По данным, приведенным фирмой «Дан энд Брэдст-ритм», коммерческими причинами краха малых фирм в 49% случаев являются незначительные объемы продаж, в 23 – конкуренция, в 16 – слишком большие эксплуатационные расходы. Кроме того, производственные и розничные фирмы указывают на трудности в сфере дебиторских задолженностей по счетам. Неудачи розничных фирм также связаны сих неудачным месторасположением и проблемами управления складскими запасами.

Практика деятельности американских малых фирм свидетельствует о том, что наличия одного предпринимательского опыта и хватки недостаточно. В современном малом бизнесе крайне необходимы специальные знания. Обычно новый бизнес начинает либо новый коммерсант, почти ничего не знающий о производстве, либо инженер, который ничего не знает о коммерции. Нередко владелец малой фирмы имеет слишком мало опыта в управлении специфическими структурами бизнеса.

Шансы фирмы на успех повышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одном владельце, приносят более стабильный доход, чем фирмы, которые часто меняют владельцев. Американская статистика показывает, что женщины-владельцы малых фирм более удачливы в бизнесе, чем мужчины. В ходе исследований отмечается, что преуспевают те малые предприниматели, которые много работают, но в то же время не переходят в своей деятельности рамки здравого смысла.

На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация предпринимателей. Предприниматели, уже накопившие опыт ведения дел в маленьких фирмах, как правило, более удачливы. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух или нескольких человек, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решение более профессионально. На живучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды.

Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса.

Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон для испытания методов и принципов предпринимательства будущего.

 

§ 1.2 Правовые основы деятельности малого бизнеса

По мере развития мелкого предпринимательства образуются различные формы организации частных фирм. На данный момент известны три основные правовые формы: единоличные, партнерства и корпорации.

Фирма, находящаяся в единоличном владении наиболее простая форма для мелкого бизнеса. Обычно для открытия такого предприятия достаточно лишь получить лицензию от местных властей и зарегистрировать торговое имя. Деловые партнерства представляют собой организацию из двух и более лиц, между которыми заключается контракт на совместное владение предприятием. Партнерства могут быть полными и ограниченными. Третий тип - корпорации. И хотя формально управление корпорацией должно быть отделено от ее владения, нередко бывают случаи, когда корпорацией владеет и руководит один собственник при помощи подставных лиц, которые реально не вкладывают в нее средства и не принимают участия в управление ею.

Нормативной базой для создания и ликвидации МП является закон РФ "О развитии малого и среднего бизнеса", его глава IV.

<< Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и порядке, предусмотренном Законом.

Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия, объединения, организации одного или нескольких структурных подразделений с сохранением за ними существующих обязательств перед предприятием. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

Учредительными документами предприятия являются устав предприятия, а также решение о его создании или договор учредителей. В уставе предприятия определяются организационно правовая форма предприятия, его название, адрес, органы управления и контроля, порядок распределения прибыли и образования фондов предприятия, условия реорганизации и ликвидации предприятия. Устав предприятия утверждается его учредителем. На государственном и муниципальном предприятии, а также на предприятии смешанной формы собственности, в имуществе которого доля государства или местного Совета составляет более 50%, устав утверждается учредителем совместно с трудовым коллективом.

Предприятие считается утвержденным и приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.[9] >>

 

§ 1.3 Роль малого бизнеса в экономике

Разобравшись в самом определении малого бизнеса, его сущности и правовой основе, необходимо отметить его роль в рыночной экономике.

Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.[10]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная статистика учитывает их как самостоятельные единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее десятилетие во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.[11]

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

Таким образом, в этой теоретической части моей курсовой работы мы определили понятие малого бизнеса, рассмотрели критерии отнесения предприятия к малому бизнесу. Отметим, что практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период (в среднем - не более 100 человек). Кроме того, мы рассмотрели плюсы и минусы малого и среднего бизнеса по сравнению с крупным. Мы отметили правовые основы ведения малого бизнеса, рассмотрели закон РФ "О развитии малого и среднего бизнеса". В заключении была обозначена огромная роль малого бизнеса в экономике; отмечено, что он заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

 



ГЛАВА II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: