Формирование бюджетов муниципальных образований

Формирование доходной части бюджета города Йошкар-Ола.

Доходная база бюджета муниципального образования на очередной финансовый год формируется исходя из действующего на момент составления бюджета налогового законодательства с учетом вносимых изменений в налоговое законодательство РФ.

Основой расчетов налоговых поступлений на очередной финансовый год является ожидаемое поступление налогов и сборов за текущий год, которое распространяется с учетом объемов налогов и сборов, уплачиваемых юридическими и физическими лицами, находящимися на территории района.

Таблица 1. Доходная часть бюджета города Йошкар-Ола

Наименование доходных источников Сумма, тыс. р. Удельный вес в общей сумме доходов, %

I. Налоговые доходы

528946

95,1

1. Налог на прибыль предприятий

53287

9,58

2. Налог на доходы физических лиц

277084,5

49,8

3.Акцизы

1085

0,19

4. Налог с продаж

46053

8,28

5.Единый налог, взимаемый в связи с упрощенной системой налогообложения

3346

0,60

6. Единый налог на вмененный доход

60188

10,82

7. Налог на имущество, всего

39273

7,06

в том числе:

 

 

физических лиц

1543

0,28

предприятий

37648

6,77

Переходящего в порядке наследования и дарения

82

0,01

8. Платежи за пользование природными ресурсами

904

0,16

в том числе:

 

0,00

за пользование недрами

31

0,01

за пользование водными объектами

1610

0,29

за сверхнормативные выбросы

708

0,13

9. Земельный налог

1646

0,30

10. Прочие налоги, пошлины и сборы

4457

0,80

II. Неналоговые доходы

27542

4,9

1. Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

12000

2,16

 

2.Арендная плата за земли

6401

1,15

3. Платежи от государственных и муниципальных организаций

1000

0,18

4. Штрафные санкции, возмещение ущерба

7981

1,43

5. Прочие неналоговые доходы

160

0,03

Итого собственные доходы

556488

100,00

 

Собственные доходы бюджета города Йошкар-Ола имеют налоговый характер, так как большая доля доходов приходится на налоги – примерно 95,1%. Среди данных поступлений преобладают налоги на доходы физических лиц и единый налог на вмененный доход – 49,8% и 10,82%, соответственно. Неналоговые доходы составляют примерно 4,9%, из них, наибольший удельный вес имеют доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности. К регулирующим доходам бюджета относится отчисления от налога на доходы физических лиц в размере 43,3% на планируемый год в сумме 477 264тыс. рублей;

Безвозмездные и безвозвратные перечисления в бюджет составили:

1. Финансовая помощь из республиканского бюджета в сумме 508 693,7 тыс. рублей;

2. Субвенции из регионального фонда компенсации в сумме 295 289,7 тыс. рублей;

3. Субсидии составили 63335,5 тыс. рублей.

4. Дотации составили 150068,5 тыс. рублей.

Таким образом, совокупная сумма доходной части бюджета города Йошкар-Ола на планируемый год составила 556488 + 477 264+508 693,6 = 1 542 445, 6 тыс. рублей.

Формирование расходной части бюджета города Йошкар-Ола.

Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год.

В случае превышения расходов над доходами образуется дефицит бюджета, который, согласно Бюджетному кодексу РФ, не может превышать 10 процентов доходов без учета суммы по оказанию финансовой помощи из вышестоящего бюджета. При превышении дефицита бюджета свыше 10 процентов расходы бюджета сокращаются пропорционально по всем отраслям народного хозяйства или разрабатываются мероприятия по увеличению доходной части бюджета муниципального образования.

Состав и структура расходной части бюджета города Йошкар-Ола сведены в таблице 2.

Таблица 2. Расходная часть бюджета  города Йошкар-Ола

Основные отрасли и мероприятия, финансируемые из бюджета муниципального образования Сумма, тыс. руб. Удельный вес в общей сумме расходов, %
Государственное управление и местное самоуправление

6721,9

0,44
Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

23068,3

1,51

Промышленность, энергетика и строительство

916,6

0,06

Сельское хозяйство и рыболовство

458,3

0,03

Транспорт, дорожное хозяйство и информатика

305,5

0,02

Жилищно-коммунальное хозяйство

97773,1

6,4
Предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий

305,5

0,02

Образование

844057,5

55,25

Культура и искусство

50567,06

3,31

Средства массовой информации

108619,8

7,11

Здравоохранение и физическая культура

166519,9

10,9

Социальная политика

226406,02

14,82

Обслуживание государственного долга

1069,3

0,07

Прочие расходы

916,6

0,06

Итого расходов

1527706

100

Наибольший удельный вес в общей сумме расходов бюджета города Йошкар-Ола занимает образование и составляет 55,2%. Так же высокий удельный вес имеют расходы социальную политику. Наименьший удельный вес в общей сумме расходов занимают расходы на транспорт, дорожное хозяйство и информатика, предупреждение и ликвидация последствий стихийных бедствий 0,02%. 

Общий объем расходов бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 1527706 тыс.рублей;  предельный размер дефицита бюджета городского округа «Город Йошкар-Ола» в сумме 14739,6рублей.

Так как доходы Йошкар-Олы равны 154 26445,6 р., а расходы равны 1527706 тыс. р., то дефицит бюджета составил:

1 542 445,6 – 1 527 706 =14739,6 (нет необходимости в финансировании из вышестоящего бюджета).

Для уменьшения дефицита бюджета следует рациональнее использовать доходные средства и с большей ответственностью подходить к планированию бюджета со стороны государственных чиновников.

В целом можно сделать вывод о том, что проблемы, связанные с формированием региональных бюджетов, в основном требуют решения на федеральном уровне.

Анализ бюджета

В ходе бюджетного года по окончании его годового цикла центральные и территориальные финансовые органы постоянно проводят аналитическую работу по результатам составления и исполнения бюджета.

Анализ территориальных бюджетов позволяет определить:

• уровень финансовой самодостаточности территории, состояние базы ее собственных доходов;

• уровень устойчивости территориального бюджета;

• факторы, воздействующие на финансовое положение территории, и степень влияния этих факторов на территориальный бюджет;

• приемлемость и справедливость с точки зрения населения, проводимой местной администрацией бюджетной политики.

В современной практике работы финансовых органов применяются главным образом анализы исполнения бюджетных показателей, а вопросы, связанные с анализом состояния бюджетов, их устойчивости еще недостаточно разработаны. В то же время в условиях кризисного состояния экономики в стране и в регионах, повышения роли территориальных органов власти и территориальных бюджетов в решении экономических и социальных задач проблемы устойчивости территориальных бюджетов, а, следовательно, и анализ этих проблем очень актуальны.

 

 



Заключение.

Мы выполнили основные задачи нашей курсовой работы. Проследили за формированием собственных доходов бюджетов муниципальных образований, в данном случае города Йошкар-Ола. Необходимо заметить, что муниципальные финансы определяются как одна из наиболее развивающихся сфер экономической жизни РФ. Их укрепление является основой жизнеобеспечения населения, что выходит за рамки вопросов местного значения и становиться общегосударствен­ной проблемой.  

За время существования местного самоуправления в России наиболее ост­рыми были проблемы его финансового обеспечения Ухудшение материально-технической базы муниципальных образований, все возрастающий объем необес­печенных федеральных мандатов, принимаемые на федеральном уровне решения о повышении заработной работникам бюджетных учреждений преимущественно за счет средств субъектов Федерации и муниципальных бюджетов – все это по­стоянно обостряло ситуацию на местном самоуправлении, вызывая нарекания как со стороны населения, так и со стороны органов государственной власти. 

Сдерживающими внутренними факторами развития местных бюджетов в РФ являются сложность налоговой системы, отсутствие реального налогово-бюджет­ного федерализма, неопределенность с территориальными основами местного са­моуправления. Эти факторы оказывают влияние и на формирование бюджетной устойчивости муниципальных образований, их способность выполнять установ­ленные законодательством функций и принятые обязательства даже при дефор­мации финансовой системы государства.

Направленность преобразований российской финансовой системы соответст­вует общемировой тенденций, формирование которой обусловлено необходимо­стью повышения эффективности управления в государстве путем передачи на нижние уровни власти определенных полномочий, укрепления демократических институтов местного самоуправления и их финансовой основы с целью обеспече­ния потребностей населения в местных услугах и повышения качества жизни.

Образование доходов муниципальных образований тесно взаимосвязано с образованием домашних хозяйств. Развитие домашних хозяйств сильно влияет на уровень жизни в городах и регионах страны.  

 Домашние хозяйства — не только учетно-статистический показатель, кото­рый используется для анализа состояния общества, но и особый тип хозяйства, оказывающий серьезное влияние на все экономические отношения в стране.

 В условиях ограниченности бюджета перед членами домохозяйства посто­янно возникает проблема распределения средств между денежными фондами, между доходами и расходами. Отсюда вытекает неизбежная необходимость для каждой семьи так планировать свои доходы и рационально их использовать, чтобы не допустить появления отрицательного сальдо. В условиях домашнего хозяйства финансовое планирование носит упрощенный характер. Высокий уро­вень бедности российского населения требует от государства проведения раз­нообразных мероприятий по поддержанию лиц, находящихся за чертой бедно­сти. Государственная помощь домохозяйствам должна выражаться не только в финансово-экономической защите населения, но и в правовом и организаци­онном стимулировании индивидуально-трудовой деятельности и семейного бизнеса.

В данной курсовой работе была изучена следующая тема «Финансы домаш­них хозяйств». Была поставлена конкретная цель - раскрыть содержание выбран­ной темы с помощью изучения теоретического и практического материала по данной теме, а также анализа полученных сведений. В процессе изучения были решены следующие задачи:

- изучено домашнее хозяйство, как субъект экономических отношений;

- раскрыто понятие финансов домашнего хозяйства и их функций;

- выяснен состав финансовых ресурсов домохозяйств;

- рассмотрен состав доходов и определены основные направления расходов домохозяйств.

- рассмотрены проблемы эффективного управления домохозяйств и решения этих проблем.

- выяснены перспективы развития домашних хозяйств в РФ.

По итогам проведенных исследований можно сделать выводы. Домашнее хо­зяйство - это отдельный человек или семья, или группа семей, постоянно прожи­вающих в данном месте и совместно обеспечивающих себя всем необходимым для жизни, оно объединяет всех наемных работников, владельцев крупных и мел­ких капиталов, земли, ценных бумаг, которые заняты и не заняты в общественном производстве, и могут состоять из одного и более членов. Домашние хозяйства являются субъектом экономической деятельности, потому как они участвуют во всех экономических процессах общества.

Финансы домохозяйства представляют собой экономические денежные от­ношения по формированию и использованию фондов денежных средств в целях обеспечения материальных и социальных условий жизни членов этого хозяйства и их воспроизводства, они выполняют две функции - обеспечение жизненных по­требностей домохозяйства ираспределительную функцию.

Финансовые ресурсы домашнего хозяйства - это совокупный фонд денежных средств, находящийся в распоряжении конкретного хозяйства (семьи). Созданный в результате производственной деятельности членов домохозяйства, он выступает частью национального дохода всего общества.

В состав финансовых ресурсов домашнего хозяйства включаются:

- собственные средства, то есть заработанные каждым членом домашнего хо­зяйства: заработная плата, полученный доход от подсобного хозяйства, прибыль от коммерческой деятельности;

- средства, мобилизованные на рынке, в форме полученного кредита, диви­денды, проценты;

- средства, поступившие в порядке перераспределения: пенсии, пособия, ссуды из бюджетов и внебюджетных социальных фондов.

Финансовые ресурсы домохозяйства формируют бюджет домашнего хозяй­ства - это форма образования и использования фонда денежных средств конкрет­ного хозяйства, он объединяет совокупные доходы членов домохозяйства и рас­ходы, обеспечивающие их личные потребности. В рамках бюджета формируются обособленные денежные фонды: индивидуальные - для отдельных членов семьи; совместный - для покупки товаров общего пользования; и фонд накопления и обеспечения (резервный фонд) - для будущих капитальных расходов.

Доходы домашнего хозяйства - это часть национального дохода, создаваемая в процессе производства и предназначенная для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домохозяйства. Эти доходы должны возместить трудовые затраты, то есть все физические и умственные способности людей, из­расходованные в процессе производства. Они включают в себя: натуральные до­ходы и денежные доходы. Финансы домашних хозяйств состоят из семейного бюджета. Доходная часть семейного бюджета формируется за счет: заработной платы; доходов от предпринимательской деятельности; от операций с личным имуществом; от владения ценными бумагами; денежных накоплений в финансово-кредитной сфере; доходов в виде льгот и выплат со стороны государства и т.д.

Расходы домохозяйства (семьи) - это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимые для продолжения жизни че­ловека. Они включают в себя потребительские расходы - покупка товаров и услуг, обязательные и добровольные платежи - налоги, сборы, пошлины, отчисления, и сбережения и накопления домохозяйств.

Расходы семейного бюджета выполняют очень важную роль для воспроизводства обеспечения жизнедеятельности семьи. За счет расходов семьи создается финансовый портфель.

В современных условиях домохозяйствам необходимо так планировать полу­чаемые доходы и так рационально их использовать, чтобы не допустить появле­ния отрицательного сальдо в своем семейном бюджете.

Неразрывная связь доходов и расходов домашних хозяйств проявляется, прежде всего, в зависимости структуры и объема расходов от структуры и объема доходов. Так, при снижении общего уровня доходов все меньшую их долю можно потратить на накопления и сбережения, поскольку существует определенный физиологический и социальный минимум потребительских товаров и услуг, который любое домашнее хозяйство должно обеспечить.

Структура расходов домохозяйства показывает, что расходы на продукты питания занимают преобладающую долю. Причем в городе эта доля выше. В сельской местности домохозяйства почти на треть обеспечивают себя за счет натурального хозяйства. Доля расходов на услуги постоянно возрастает. Особенно увеличились затраты семей в городе на жилье, коммунальные услуги, лекарства, а также на проезд в общественном транспорте. Отдельные виды услуг настолько подорожали, что просто выпали из бюджета рядового гражданина (например, чистка одежды, общественная стирка и др.). Однако появились новые виды платных услуг (здравоохранение, образование), которые стали занимать все большую долю расходов семьи.

Количественный состав домохозяйств также оказывает влияние на структуру расходов конечного потребления. В более выгодном положении находятся домохозяйства, состоящие из одного человека. С ростом численности домохозяйств положение ухудшается. У них снижается доля на питание и повышается доля натуральной продукции из личного подсобного хозяйства и из других поступлений.

Уменьшение общих расходов на продовольственные товары отражается на качественном составе продуктов питания: снижается доля таких продуктов, как фрукты, кондитерские изделия, мясо и мясопродукты, и возрастает доля хлеба и хлебопродуктов, картофеля и овощей.

Члены домашнего хозяйства как граждане РФ платят различные обязательные платежи, которых насчитывается более 15, прежде всего это федеральные и местные налоги и сборы.

Распределение накоплений и сбережений в России крайне неравномерно между домохозяйствами. Домохозяйства, доходы которых ниже прожиточного минимума (их насчитывалось в 1998 г. 35 млн. человек), вообще не имеют накопления, перед ними стоит главная задача - выжить.

Денежные накопления и сбережения, аккумулированные в банках, служат источником расширения кредитных отношений. Потребительский кредит пополняет денежные доходы членов домохозяйств и способствует увеличению платежеспособного спроса на товары и услуги. Особенно важен потребительский кредит для России, где уровень жизни относительно низок, а кредитные возможности банковской системы нуждаются в дополнительных капиталах.

Уровень реальных доходов большинства российских домашних хозяйств находится на очень низком уровне. В результате снижается продолжительность жизни, ухудшению здоровья населения, падению уровня рождаемости, сокращается численность населения, падает уровень духовного развития членов общества.

 

 

Список литературы:

1. Иванова Н.Л. «Характер сберегательного поведения домохозяйств в трансформационной экономике»//Вестник ОГУ. - 2007. - № 77.

2. Иванова Н.Л. «Особенности потребительского поведения домохозяйств в трансформацион­ной экономике»//Вестник ОГУ. -2008. - № 9 (91).

3. Кокин А.С., Фетисов В.Д., Фетисова Т.В. «Концептуальные основы финансового менедж­мента домашних хозяйств»//Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачев­ского. Экономика и финансы. -2009. - № 1.

4. Евдокимов Н.М. «Как правильно управлять своими личными финансами. -СПб.: Невский проспект»// Вектор, 2007.

5. Острикова Г. «Как правильно спланировать семейный бюджет, или кто положил деньги в тумбочку.» - М.: НТ Пресс, 2006.

6. Федеральный Закон РФ от 15.12.01 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспе­чении в РФ» (в редакции федеральных законов).

7.  Борисов Е.Ф. «Экономическая теория» - М.: «Юристъ», 2003. -311с.

8. 8. Булатов А.С. «Экономика.» М, 2002. - 557 с.

9. 9. Войтов А.Г. «История экономических учений.» - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2000.- 454 с.

10. 10. Войтов А. Г. «Экономика. Общий курс.»: Учебник. 8_е изд. и доп. М.: «Даш­ков и К», 2003. 600 с.

11.  Галицкая С.В. «Деньги, кредит, финансы.» - М., 2002. - 416 с.

12. Казаков А.П., Минаева Н.В. «Экономика.» - М.,1999. - 298 с.

13. Леонтьев В.Е. «Финансы. Деньги, кредит и банки.» - М., 2003. - 329 с.

14.  Самуэльсон П. «Экономика» - М.: Прогресс, 1964.

15. «Общая экономическая теория. Учебник.»//Под общей ред. акад. Видяпина В.И., акад. Журавлевой Г.П.. - М., 2005. - 336 с.

16. «Финансы предприятий»: Учебник. / Под ред. Зайца М.В. - М: Финансы и статистика, 2004. - 196 с.

17. «Финансы. Денежное обращение и кредит»: Учебное пособие. / Под ред. Романовского М.В. - М., Юрайт, 2006. - 425 с.

18. «Финансы. Денежное обращение. Кредит»: Учебник для вузов / Под ред. проф. Поляка Г.Б. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 512 с.

19. «Финансы» Учебник. / Под ред. Родионовой В.М.. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 369 с.

20. «Финансы»: Учебник /Под ред. Ковалева В.В.-М.,ТК «Велби», 2003.-236с.

21. «Экономика общественного сектора»: Учебное пособие/ Под ред. проф. Жильцова Е.Н., Лафер Ж.Д. - М.: ТЕИС, 2004.- 356 с.

22. «Экономическая теория» / Под редакцией д.э.н. Добрынина А.И., д.э.н. Тарасевича Л.С.: Издательство «Питер Паблишинг», 2003. - 479 с.

23. «Экономическая теория» / Под редакцией проф. Николаевой И.П.: Учебник. - Москва, «Финстатинформ», 1999. - 282 с.

24. «Финансы», Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 1995г.

25.  Http://economy.ru/.

26.. Http://financy.ru/.

27. Http://www.gumer.info.ru/ bibliotec_Buks /

28. Http://www.gks.ru/

29. Е.В. Торопова, Л.В. Кошелева «Финансы»: Учебное пособие. - Йошкар-Ола, 2005 г. 

30.  Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. Финансы и кредит- М.: ЮНИТИ, 2003г.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: