Основана она на двух предыдущих процессуальных теориях. По мнению Портера и Лоулера результаты, которые достиг сотрудник зависят от: затраченных усилий, особенностей и его способностей, осознания им своей роли в процессе труда. Уровень усилий зависит от ценности вознаграждения, от того насколько верит человек в получение вознаграждения. Данная концепция партисипативного управления основывается на следующем. Если человек вовлечен во внутриорганизационную деятельность, то он получит удовлетворение и будет работать с большей отдачей и производительностью. Связанно это с тем, что это дает работнику доступ к принятию решений связанных с его работой и повышение мотивирования, что приводит к лучшему выполнению работы. Это приведет и к большему вкладу работника в жизнь организации. У работников появится чувство собственника, тем самым повысится мотивация и он лучше выполнит им же принятое решение. Создается атмосфера совместной работы, повышается производительность, улучшается трудовая мораль. На основе анализа Портера и Лоулера видно, что труд результативный ведет к удовлетворению работника. Их концепцию нельзя связывать только с процессом мотивации- это один из подходов к управлению человека в организации. Данную концепцию можно соотнести к содержательным теориям мотивации, рассматривающим потребности человека: постановку и реализацию целей, которые способствуют удовлетворению потребности; участие в решении вопросов функционирования организации, способствующее удовлетворению потребностей в самоутверждении, самореализации; участие в принятии решения позволяет работнику иметь представление о том, что он ожидает в качестве результата своей деятельности и каково может быть вознаграждение за это.
|
|
Рассматриваемы теории показываю, что нет на сегодня конкретного учения, которое однозначно бы лежало в основе мотивации человека. Каждая из теорий имеет свое принципиальное отличие, в них анализируются факторы главным образом, лежащие в основе мотивации, но самому процессу мотивации уделено мало внимания. Главное, что система стимулирования работника должна учитывать элементы всех приведенных теорий. То есть действия по мотивации должны включать: создание условий для саморазвития работников, моральное и экономическое стимулирование. Менеджеры должны постоянно воздействовать на те факторы, которые способны повысить результативность работы.
- это рост профессиональной квалификации работников
-работы по содержанию
-возможность проявления инициативы
-осуществление самоконтроля
-удобный график работы
|
|
-повышение ответственности
-карьерный рост
Чтобы мотивировать своих работников, руководитель должен умело определять их потребности, которые должны удовлетворяться через хорошую работу. Методы управленческой мотивации можно разделить на конкретные виды:
Методы экономической мотивации. К ним относится: льготы, зарплата, премия, различные доплаты, проценты, пакет акций.
Методы социальной мотивации, такие как: презрение или уважение, восхищение, благодарность.
Методы психологической мотивации: ненужность, безразличие, ощущение собственной значимости.
Методы властной мотивации: делегирование, предоставление дополнительных полномочий, повышение или понижение в должности.
Методы социально-психологические, то есть методы, с помощью которых возникает социальная активность, критика, профессиональная, деловая и управленческая этика, обмен опытом и др.
Методы моральной мотивации: похвала или критика, личное или публичное признание и др.
Проектирование и перепроектирование (обогащение) работ
Вовлечение сотрудников в управление
Экспериментальные методы – методы изучения мотивации и мотивов поведения, его причин со стороны.
Методы изучения: беседа, вопрос, анкетирование и проч.
Мотивацию можно рассматривать двояко, как: создание определение неких условий, причин, которые побуждают к эффективному труду с учетом потребностей, психологии, поведения человека и группы. И как процесс, начинающийся с физической и психологической нехватки или потребностей, которые способны активизировать поведение, создать побуждение к действию, направленное на достижение поставленных целей или получению вознаграждения.
ГЛАВА 2. Система мотивации в Российской Федерации и Американская модель мотивирования персонала. Общее положение, сходства и различия
мотивация стимулирование персонал труд