I.2 Принципы выбора методов менеджмента

 

Методы менеджмента - способы осуществления целенаправленного воздействия на производственный коллектив или отдельного работника. Они отличаются друг от друга мотивационной характеристикой, т.е. тем, на активацию каких мотивов поведения людей они ориентированы. Все методы управления подразделяются на административные, экономические и социально-психологические. Основными ограничениями при выборе методов являются:

1) Административных - их соответствие правовым нормам;

2) Экономических – их соответствие экономическим законам;

3) Социально-психологических – их соответствие морально-этическим нормам.

В основу выбора и реализации методов управления положены следующие принципы:

1- Целенаправленность, т.е. применение методов управления должно побуждать работников действовать для достижения определенной цели;

2- Реализуемость, т.е. должна быть возможность разработки и осуществления мероприятий, позволяющих реализовать избранный метод управления в соответствии с правовыми и социальными нормами, имеющимися ресурсами и техническими средствами;

3- Системность, т.е. применяемые методы управления должны представлять собой единую систему;

4- Динамичность, т.е. используемые методы управления должны осуществляться в форме, позволяющей их изменить в соответствии с ситуацией;

5- Эффективность, т.е. применение избранного метода управления должно обеспечивать достижение максимального социального и экономического эффекта при минимальных затратах на разработку и реализацию мероприятий.

I.3 Административные методы управления

Административные или организационно-распорядительные методы управления имеют особенности:

a) Оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта;

b) Носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирование;

c) Требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнение;

d) Требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

Административные методы управления подразделяются на:

1) Организационные (ориентированные на использование в типовых ситуациях и подразделяемые на регламентирование, нормирование, инструктирование);

2) Распорядительные и дисциплинарные

Сущность регламентирования заключается в установлении:

- статуса и целей функционирования;

- полномочий, прав и ответственности;

- правил функционирования и критериев оценки деятельности объекта регламентирования.

В качестве объекта регламентирования может рассматриваться:

a) Организация в целом (основной регламентирующий документ – устав организации);

b) Структурное подразделение (основной регламентирующий документ – паспорт подразделения или положение);

c) Должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ – должностная инструкция);

d) Технология выполнения управленческих работ (основной регламентирующий документ – технологический паспорт);

e) Документооборот в организации и подразделениях.

Нормирование, как метод управления, использует:

- нормы, которые имеют конкретное числовое выражение;

- нормативы, которые носят общий типовой характер и являются основой для разработки норм.

Выделяются основные виды нормирования:

1. нормирование численности (определение количества людей, необходимого для выполнения определенной работы);

2. нормирование выработки и обслуживания (определение количества выполняемых производственных операций в единицу времени);

Определение количества единиц произведенной продукции и определение количества обслуженных клиентов или оказанных услуг.

3. нормирование расхода ресурсов (определение количества ресурсов необходимых для выполнения какой-либо работы);

4. нормирование управления (определение количества подчиненных у одного руководителя).

Целью инструктирования является ознакомление работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами. Соответственно выделяют виды инструктирования:

- ознакомление;

- совет;

- объяснение;

- предостережение;

- разъяснение.

Распорядительные методы применяются при необходимости вмешательства в процесс производства и управления для устранения существующих отклонений или реализации представившихся возможностей. Распорядительные методы применяются в форме:

1) приказа (документ, в котором сформулированы цели, содержание, объем и сроки, а также указаны исполнители и условия выполнения этих заданий, определено должностное лицо, осуществляющее контроль за выполнением задания);

2) постановления (принимается на уровне организации совместно с административными и общественными организациями);

3) распоряжение (устное или письменное требование к подчиненным выполнить определенные виды работ с целью решения каких-либо вопросов);

4) указание (осуществляется в устной форме, используется на низшем уровне управления).

 

I.4 Достоинства и недостатки административных методов управления

Главными преимуществами административных методов управления выступают:

- строгая дисциплина производственного и управленческого персонала;

- обеспечение выбранной технологии производства и управления.

Недостатки:

- они не способствуют развитию творческого начала личности;

- приводят к концентрации власти;

- требуют обязательного оформления всех принимаемых решений, что отрицательно влияет на время их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: