В пространстве семьи существует ряд факторов, определяющих развитие личности ребенка, одним из важнейших является тип родительского отношения к ребенку, который именно поэтому был выбран как определяющий успеваемость ребенка в школе. Для определения типа родительского отношения к ребенку мы использовали тест – опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин) [14].
Таблица 1
Высокие значения родительского отношения к ребенку, %
Типы родительского отношения к ребенку | Значения матерей | |
Конструктивный | «Отвержение» | 31,6 |
Деструктивный тип | «Принятие» | 37 |
«Гиперсоциализация» | 34,24 | |
«Симбиоз» | 25,3 | |
«Маленький неудачник» | 23,6 |
Опросник «ОРО» А.Я. Варга, В.В. Столина позволил нам выделить доминирующе-конструктивный тип родительского отношения, характеризующийся оптимальным контактом с ребенком, доминирующе-деструктивный и «баланс» – средние значения всех стратегий.
Доминирующе-конструктивные стратегии, характеризующиеся оптимальным контактом с ребенком, «принятие» преобладают у 44% матерей (12 человек), доминирующе-деструктивные – у 37% (10 человек), и «баланс» у 19% (5 человек).
На основе анализа сопоставления полученных данных – 1) доминирующе – конструктивного или доминирующе – деструктивного стиля родительского отношения; 2) высоких и низких показателей успеваемости детей в школе. Определения достоверности различий с помощью критерия углового преобразования φ - Фишера велся поиск эмпирического подтверждения выдвигаемой гипотезы – если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве успеваемости ребенка в школе.
В группе детей, родители которых характеризуются доминированием конструктивной родительской стратегией (далее будем условно называть их детьми «конструктивных» родителей), преобладают высокое значение проявлений детской успеваемости в учебе – 90%, а в группе респондентов, родители которых характеризуются доминированием деструктивной родительской стратегии (далее будем условно называть их детьми «деструктивных» родителей) – 20%.
Различия выраженности успеваемости ребенка в школе в зависимости от доминирующего типа родительского отношения представлены в табл. 2.
Анализ достоверности различий параметров успеваемости ребенка в школе, в зависимости от родительского типа отношений, показал, что у 90% детей «конструктивных» родителей преуспевают в учебе, а у «деструктивных» - 20% (p≤0,01). Рассмотренные различия иллюстрируются на рис. 1.
Из таблицы следует, что конструктивный тип родительского отношения связан с хорошей успеваемостью ребенка в школе, а деструктивный – с проявлением низкой успеваемостью. Это на наш взгляд говорит о том, что уважение родителем индивидуальности ребенка, одобрение его интересов и др. приводит к высокой успеваемости в школе.
Таблица 2.
Распределение выраженности школьной успеваемости ребенка в зависимости от доминирующего типа родительского отношения, %
Тип родительской стратегии | Качества успеваемости | Уровень значимости различий | |
«Успевающие» | «Неуспевающие» | ||
«Конструктивный» | 20% | 80% | * |
«Деструктивный» | 90% | 10% | * |
Примечание. Знаком * отмечены значимые отличия (p ≤ 0,01).
Рис. 1. Распределение школьной успеваемости детей в зависимости то типа родительского отношения к ребенку
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что если родители характеризуются преобладанием деструктивного типа родительского отношения, то это негативно отразится на качестве успеваемости ребенка в школе.