Человек — продукт развития природы и общества

Поистине удивительное существо — человек! Уже с давних времен люди стали размышлять о том, что такое человек. Они видели великие дела и подвиги, которые он способен совершать, и слагали об этих подвигах легенды. Они удивлялись могуществу че­ловеческого разума и понимали, что нет на Земле существ, равных человеку. Но тогда люди еще почти ничего не знали о действительной природе че­ловека. Думали, что человек имеет неземное проис­хождение и что главное в нем — его душа; она дви­жет его разумом, чувствами и поступками и при­надлежит особому, «потустороннему» миру. Фанта­зия людей населила этот потусторонний мир богами. Люди стали считать их творцами не только всей при­роды, но и самого человека, которого, в отличие от животного, боги якобы наделили бессмертной, как и они сами, душой. Человек стал казаться им про­водником силы и воли богов. Способности, свойствен­ные человеку, называли «дарами богов»; когда че­ловеку удавалось совершить что-нибудь замечатель­ное, то говорили: «Бог ему помог»; когда же он тер­пел неудачу или погибал, говорили: «Такова божья воля».

Наш язык до сих пор еще хранит следы этих ста­рых верований.

По мере того как развивалась практическая дея­тельность людей, все более расширялись и их зна­ния об окружающем мире. Постепенно накаплива­лись знания и о живых организмах, строении тела животных и человека. Так начали складываться спе­циальные науки, которые, прежде всего, отвечали по­требностям медицины, — анатомия и физиология животных и человека.

Сравнивая между собой строение организма раз­личных животных, ученые не могли не обратить вни­мания на черты сходства между ними. Шаг за ша­гом вырисовывалась картина постепенного перехода от более простых организмов к более сложным и, на­конец, к человеку. Это и привело к величайшему до­стижению науки: к созданию учения о постепенном развитии — эволюции животных, которое позднее было распространено и на человека. Как известно, законы, управляющие процессом эволюции, были от­крыты великим естествоиспытателем Ч. Дарвином. Дарвин научно объяснил происхождение не только разных видов животных, но и человека. Стало со­вершенно очевидным, что предками человека были особенно высокоразвитые, ныне вымершие живот­ные (ближе всего к ним стоят современные челове­кообразные обезьяны). Так было установлено, что человек имеет естественное, животное происхожде­ние.

Это явилось огромным завоеванием науки, ко­торое нанесло смертельный удар сказкам о божест­венном происхождении человека.

Однако далеко не все особенности человека могли быть поняты как результат действия законов био­логической эволюции. Оказалось, что эти законы бессильны объяснить как раз те особенности чело­века, которые ставят его неизмеримо выше даже са­мых высокоразвитых представителей животного ми­ра: способность производить орудия и пользоваться ими для целесообразного воздействия на природу в процессе труда, в производстве; способность пользо­ваться языком для обмена мыслями и накопленны­ми знаниями; способность создавать науку и про­изведения искусства.

Жившие многие десятки тысячелетий тому назад полулюди-полуобезьяны в борьбе с природой вынуж­дены были объединяться, чтобы совместно произво­дить средства для своего существования. Так возник­ло человеческое общество, основой которого стал труд — производство благ, необходимых для жизни членов общества.

Когда люди начали сообща трудиться и изготов­лять орудия и средства труда, они делали их для оп­ределенных целей. Появились первые разумные че­ловеческие действия, совершаемые не голой рукой, а вооруженной орудием, которое во много раз увели­чивало силы и возможности человека; действия каждого человека были согласованы с действиями других членов первобытного сообщества, В процессе труда у людей возникла потребность общаться друг с другом. Постепенно в первобытных сообщест­вах формировался звуковой язык, который через сотни тысячелетий превратился в членораздельную речь. Труд и речь были самым главным, что превра­тило людей, которые еще не вполне вышли из жи­вотного состояния, в настоящих людей.

В дальнейшем процесс развития орудий, средств производства и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться дейст­вию новых законов — законов общественно-историче­ского развития. Один из основных законов состоит в следующем. Прежде чем заниматься наукой, искус­ством, философией и т. д., люди должны есть, пить, иметь жилище, одежду. А для этого нужно трудить­ся, производить материальные блага. Именно про­изводственная деятельность людей, отношения меж­ду ними, складывающиеся в процессе производства, определяют духовную жизнь общества, представля­ют основу, на которой развиваются государственные учреждения, наука, искусство, философия. Когда на смену одному способу производства материаль­ных благ приходит другой, более совершенный, ме­няется и общественно-исторический строй общества.

Итак, материальные экономические отношения людей определяют их общественное сознание — те нравственные, политические, научные, философские идеи, теории, взгляды, которыми люди руководст­вуются в своей деятельности. Всякий человек живет в исторически определенном обществе, принадлежит к определенному классу, нации и с необходимостью в той или иной мере усваивает взгляды этого об­щества, класса, нации, направляющие поведение данного человека.

С изменением материальных производственных от­ношений меняется сознание людей, исчезают старые идеи и возникают новые, соответствующие новым условиям, новым общественным потребностям.

Таким образом, то, как живут люди, какой образ жизни они ведут, кем становятся, какие черты и спо­собности у них развиваются, зависит, прежде всего, от общественно-исторических условий "их жизни, а не от природной среды. Действие законов биологи­ческой эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместно­го труда.

Эти законы объясняют, как произошел человек, как он появился на Земле, но дальнейшее разви­тие общества и самого человека стало управляться уже законами общественно-историческими. Это и позволило человеку развить в себе такие особен­ности, какие не могут появиться ни у одного жи­вотного. Почему? Да потому, что самый процесс, са­мый путь развития людей стал совершенно другим. Попробуем разобраться в этом накопленный бесчисленными поколениями предков животного.

Однако поведение животных определяется не толь­ко унаследованными ими инстинктами, но и опы­том, приобретаемым каждым отдельным животным в жизни. Мозг животного не только «помнит» до­стижения развития предшествующих поколений. Он способен накапливать и новый, индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизни каждого отдельного животного. Попросту говоря, животные способны научиться приноравливать унаследованное ими поведение к изменяющимся условиям жизни, иногда довольно сложным.

Что же самое существенное у животных: их ин­стинктивное, унаследованное от предшествующих по­колений поведение или поведение, приобретаемое под влиянием их собственного, индивидуального опыта? Конечно, главным, основой, на которой строится по­ведение любого животного, является унаследованный им опыт.

Напротив, все то, что приобретает животное на протяжении собственной жизни, представляет со­бой только видоизменение унаследованного им ви­дового опыта, заложенных в нем инстинктов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: