Поистине удивительное существо — человек! Уже с давних времен люди стали размышлять о том, что такое человек. Они видели великие дела и подвиги, которые он способен совершать, и слагали об этих подвигах легенды. Они удивлялись могуществу человеческого разума и понимали, что нет на Земле существ, равных человеку. Но тогда люди еще почти ничего не знали о действительной природе человека. Думали, что человек имеет неземное происхождение и что главное в нем — его душа; она движет его разумом, чувствами и поступками и принадлежит особому, «потустороннему» миру. Фантазия людей населила этот потусторонний мир богами. Люди стали считать их творцами не только всей природы, но и самого человека, которого, в отличие от животного, боги якобы наделили бессмертной, как и они сами, душой. Человек стал казаться им проводником силы и воли богов. Способности, свойственные человеку, называли «дарами богов»; когда человеку удавалось совершить что-нибудь замечательное, то говорили: «Бог ему помог»; когда же он терпел неудачу или погибал, говорили: «Такова божья воля».
|
|
Наш язык до сих пор еще хранит следы этих старых верований.
По мере того как развивалась практическая деятельность людей, все более расширялись и их знания об окружающем мире. Постепенно накапливались знания и о живых организмах, строении тела животных и человека. Так начали складываться специальные науки, которые, прежде всего, отвечали потребностям медицины, — анатомия и физиология животных и человека.
Сравнивая между собой строение организма различных животных, ученые не могли не обратить внимания на черты сходства между ними. Шаг за шагом вырисовывалась картина постепенного перехода от более простых организмов к более сложным и, наконец, к человеку. Это и привело к величайшему достижению науки: к созданию учения о постепенном развитии — эволюции животных, которое позднее было распространено и на человека. Как известно, законы, управляющие процессом эволюции, были открыты великим естествоиспытателем Ч. Дарвином. Дарвин научно объяснил происхождение не только разных видов животных, но и человека. Стало совершенно очевидным, что предками человека были особенно высокоразвитые, ныне вымершие животные (ближе всего к ним стоят современные человекообразные обезьяны). Так было установлено, что человек имеет естественное, животное происхождение.
Это явилось огромным завоеванием науки, которое нанесло смертельный удар сказкам о божественном происхождении человека.
Однако далеко не все особенности человека могли быть поняты как результат действия законов биологической эволюции. Оказалось, что эти законы бессильны объяснить как раз те особенности человека, которые ставят его неизмеримо выше даже самых высокоразвитых представителей животного мира: способность производить орудия и пользоваться ими для целесообразного воздействия на природу в процессе труда, в производстве; способность пользоваться языком для обмена мыслями и накопленными знаниями; способность создавать науку и произведения искусства.
|
|
Жившие многие десятки тысячелетий тому назад полулюди-полуобезьяны в борьбе с природой вынуждены были объединяться, чтобы совместно производить средства для своего существования. Так возникло человеческое общество, основой которого стал труд — производство благ, необходимых для жизни членов общества.
Когда люди начали сообща трудиться и изготовлять орудия и средства труда, они делали их для определенных целей. Появились первые разумные человеческие действия, совершаемые не голой рукой, а вооруженной орудием, которое во много раз увеличивало силы и возможности человека; действия каждого человека были согласованы с действиями других членов первобытного сообщества, В процессе труда у людей возникла потребность общаться друг с другом. Постепенно в первобытных сообществах формировался звуковой язык, который через сотни тысячелетий превратился в членораздельную речь. Труд и речь были самым главным, что превратило людей, которые еще не вполне вышли из животного состояния, в настоящих людей.
В дальнейшем процесс развития орудий, средств производства и отношений между людьми, а также самого человека стал полностью подчиняться действию новых законов — законов общественно-исторического развития. Один из основных законов состоит в следующем. Прежде чем заниматься наукой, искусством, философией и т. д., люди должны есть, пить, иметь жилище, одежду. А для этого нужно трудиться, производить материальные блага. Именно производственная деятельность людей, отношения между ними, складывающиеся в процессе производства, определяют духовную жизнь общества, представляют основу, на которой развиваются государственные учреждения, наука, искусство, философия. Когда на смену одному способу производства материальных благ приходит другой, более совершенный, меняется и общественно-исторический строй общества.
Итак, материальные экономические отношения людей определяют их общественное сознание — те нравственные, политические, научные, философские идеи, теории, взгляды, которыми люди руководствуются в своей деятельности. Всякий человек живет в исторически определенном обществе, принадлежит к определенному классу, нации и с необходимостью в той или иной мере усваивает взгляды этого общества, класса, нации, направляющие поведение данного человека.
С изменением материальных производственных отношений меняется сознание людей, исчезают старые идеи и возникают новые, соответствующие новым условиям, новым общественным потребностям.
Таким образом, то, как живут люди, какой образ жизни они ведут, кем становятся, какие черты и способности у них развиваются, зависит, прежде всего, от общественно-исторических условий "их жизни, а не от природной среды. Действие законов биологической эволюции только подготовило появление на Земле людей, которые объединились для совместного труда.
Эти законы объясняют, как произошел человек, как он появился на Земле, но дальнейшее развитие общества и самого человека стало управляться уже законами общественно-историческими. Это и позволило человеку развить в себе такие особенности, какие не могут появиться ни у одного животного. Почему? Да потому, что самый процесс, самый путь развития людей стал совершенно другим. Попробуем разобраться в этом накопленный бесчисленными поколениями предков животного.
|
|
Однако поведение животных определяется не только унаследованными ими инстинктами, но и опытом, приобретаемым каждым отдельным животным в жизни. Мозг животного не только «помнит» достижения развития предшествующих поколений. Он способен накапливать и новый, индивидуальный опыт, складывающийся в процессе жизни каждого отдельного животного. Попросту говоря, животные способны научиться приноравливать унаследованное ими поведение к изменяющимся условиям жизни, иногда довольно сложным.
Что же самое существенное у животных: их инстинктивное, унаследованное от предшествующих поколений поведение или поведение, приобретаемое под влиянием их собственного, индивидуального опыта? Конечно, главным, основой, на которой строится поведение любого животного, является унаследованный им опыт.
Напротив, все то, что приобретает животное на протяжении собственной жизни, представляет собой только видоизменение унаследованного им видового опыта, заложенных в нем инстинктов.