Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента

Курсовая работа

 

 

По дисциплине: Основы менеджмента

На тему: Менеджмент как система управления

 

Красноярск 2008 год

Содержание

Введение                                                                                                                  3

1. Методологические основы оценки результативности и эффективности систем

менеджмента.                                                                                                           5

2. Результативность менеджмента.                                                                       9

3. Эффективность менеджмента                                                                          12

4 Качество менеджмента.                                                                                     17

5.Конкурентоспособность менеджмента.                                                           20

6. Эффективность и качество деятельности менеджера.                                   22

7. Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров                             26

8. Сущность эффективности управления                                                            31

9.Критерии и показатели эффективности управления                                       32

 Заключение                                                                                                             34

Список литературы                                                                                                35

 

ВВЕДЕНИЕ

Менеджмент как современная система управления фирмой, предприяти­ем, действующими в условиях рыночной экономики, предполагает соз­дание условий, необходимых для их эффективного функционирования и развития производственно-хозяйственной деятельности. Речь идет о та­кой системе управления (принципах, функциях, методах, организацион­ной структуре), которая порождена объективной необходимостью и за­кономерностями рыночных отношений хозяйствования, связанными с ориентацией фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы индиви­дуальных потребителей; обеспечением заинтересованности работников в наивысших конечных результатах; широким использованием новейших научно-технических достижений; регулированием межфирменных отно­шений. Особенность современного менеджмента состоит в его направ­ленности на обеспечение рационального ведения хозяйства на уровне фирмы в условиях дефицитности ресурсов, в необходимости достижения высоких конечных результатов с минимальными затратами, оптимальной адаптации фирмы к новым рыночным условиям. Система управления, отвечающая таким требованиям, логике и закономерностям социально-экономического развития, должна быть гибкой и эффективной.

Этим обусловлено постоянное совершенствование менеджмента в промышленных фирмах Запада в соответствии с объективными требо­ваниями производства и реализации продукции, усложнением хозяйст­венных связей и обострением проблемы сбыта, повышением роли по­требителя в формировании технико-экономических и других парамет­ров продукции, ускоряющимся научно-техническим прогрессом. Изме­нение условий производственной деятельности, необходимость адек­ватного приспособления к ней системы управления воздействуют на организационную структуру фирмы и ведут к перераспределению функций управления по уровням ответственности, формам их взаимо­действия и т.д.

Современная теория и практика менеджмента приобретают особое значение с двух точек зрения.

Во-первых, переход российской экономики на рыночные отноше­ния требует изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена — предприятия, производственного отделения. Практическое использование такого опыта на отечественных предпри­ятиях и объединениях — одна из первоочередных задач.

Во-вторых, широкий выход отечественных предприятий и объеди­нений на мировые рынки обусловливает необходимость изучения прак­тики менеджмента и международных компаниях.

Одним из приоритетных направлений перестройки управления рос­сийской экономикой в современных условиях стала разработка методо­логических основ по применению менеджмента в практике предпри­ятий, объединений, концернов и других хозяйственных организаций. Это не механический процесс перенесения опыта промышленных фирм Запада в отечественные условия, а творческий поиск новых решений. Вместо декларации о необходимости использования рыночных отно­шений активно проводится работа по изысканию конкретных и реаль­ных путей, форм и методов их органического сочетания в единой цело­стной системе хозяйства.

Вполне понятно, что управление предприятиями должно иметь спе­цифические особенности в зависимости от отраслевой принадлежности предприятий, характера выпускаемой продукции — средств производст­ва или предметов потребления, обеспеченности современной электрон­но-вычислительной техникой, степени вовлечения во внешнеэкономи­ческую деятельность. Однако определяющими факторами являются формирование и развитие рыночных отношений, конвертируемость рубля, стабилизация рыночных цен, эффективность использования ин­струментов финансово-кредитного механизма.

Залогом успеха служит хорошее знание мировой практики; это по­вышает престиж не только специалистов-руководителей, но и страны в целом. И чем быстрее будут преодолены недостатки в области управле­ния предприятиями, тем полнее раскроются потенциальные возможно­сти российской экономики, усилится стимулирующее влияние на по­вышение качества продукции и ее конкурентоспособность.

В новых условиях хозяйствования система подготовки и переподго­товки предпринимателей и руководителей предприятий нуждается в та­кой постановке дела, при которой обучающимся специалистам создают­ся условия для активного овладения в полной мере знаниями экономи­ческого механизма менеджмента. Специалисты должны осознавать, что приспособление к требованиям конкретных рынков по уровню качества, технико-экономическим параметрам продукции, Цене, срокам поставки должно осуществляться заранее, на стадии разработки новой продукции или модернизации и усовершенствования выпускаемых изделий, до на­чала производственного цикла или в самом процессе производства, а также на стадии разработки сбытовой политики. Это требует не только овладения конкретными знаниями, но и нового мышления.

Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей (в особенности тех, кто принимает стратегические ре­шения) высокие требования. Важнейшей функцией высшего руково­дства предприятий становится разработка и реализация эффективной стратегии, ориентированной на рыночные критерии. Необходима совершенно новая концепция развития организации, жизнеспособная в современных хозяйственных условиях. Постоянное обновление продук­ции должно стать определяющим фактором деятельности предприятий, стабилизации и дальнейшего процветания российской экономики.

Важно учитывать, что первостепенная задача менеджмента заключа­ется в создании организационной культуры, творческого инновацион­ного климата, стимулирующих работников на нововведения. Руководи­тели предприятий призваны стать инициаторами в области реализации технологических и организационных перемен. Важнейшим фактором успеха становится непрерывное теоретическое и практическое обучение руководителей нового типа: высокопрофессиональных, компетентных в широком круге экономических, социальных и технологических вопро­сов, с высоким чувством ответственности за результаты деятельности предприятия.

Это предъявляет высокие требования к подготовке специалистов-менеджеров и в первую очередь тех, которые будут заняты во внешне­экономической сфере деятельности и связаны с подготовкой и приняти­ем решений в этой области. Знание ими проблем теории и практики ме­неджмента обязательно. Без этого невозможно эффективно работать в области управления производством, внешнеэкономическими связями на уровне предприятий (объединений). Поэтому в преподавании экономи­ческих дисциплин менеджмент все более выдвигается на первый план.

Полагаем, что овладению знаниями в области менеджмента окажет помощь учебный комплекс «Менеджмент». Он включает учебник «Ме­неджмент» (четвертое издание, дополненное и переработанное) и Практи­кум (второе издание).

В учебнике раскрывается система управления в крупных между­народных фирмах Запада.

Учебник состоит из четырех разделов: «Основы менеджмента», «Тех­нология менеджмента», «Внутрифирменное управление», «Управление про­изводством».

В первом разделе рассматриваются организационно-правовые осно­вы менеджмента и его технология. Основное внимание уделяется клас­сификации фирм, правовому регулированию образования и деятельно­сти фирм, организации управления в крупных международных компа­ниях. Технология менеджмента включает такие вопросы, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реализации управленческих решений, информационное обеспечение менеджмента.

Три других раздела посвящены экономическому механизму ме­неджмента.

Внутрифирменное управление раскрывает общие принципы, функ­ции и экономические методы управления. Подробно проанализированы такие функции управления, как маркетинг, планирование, контроль, в системе которого рассматриваются финансовый менеджмент, а также важнейшие экономические методы: коммерческий расчет, внутрифир­менный расчет, цены и механизм ценообразования.

При рассмотрении вопросов управления производством использует­ся системный подход как методологическая основа управления произ­водством. В отдельных главах раскрываются производственная система, ее структура и типы; организация производства, оперативное управле­ние развитием производства, эффективность производства; инноваци­онный менеджмент, система регулирования и обеспечения процесса производства, организационные структуры управления производством и управление международной производственной деятельностью фирм.

Проблемы управления персоналом раскрываются в главах, посвя­щенных разработке и проведению кадровой политики в фирме, оплате и стимулированию труда, групповому управлению и социально-психоло­гическим аспектам управления.

Методологические основы оценки результативности и эффективности систем менеджмента.

 

В условиях глубоких качественных преобразований экономики т всей системы общественных отношений проблема эффективности менеджмента приобретает особую актуальность и остроту. Она органически связана с ключевыми народнохозяйственными задачами и является частью проблемы эффективности экономики.

Нельзя не отметить, что в рыночных условиях повышаются требова­ния к динамизму системы менеджмента. При этом повышается степень необходимой гибкости, маневренности, предприимчивости, а следователь­но, и альтернативности управленческой деятельности.

В этих условиях существенно возрастает научная и практическая зна­чимость критерия эффективности в процессах принятия решений. Вместе с тем существенно изменяется сам подход к использованию данного кри­терия. В реальности управление обменивается результатами своей дея­тельности с производственными и обслуживающими их процессами для получения совокупного конечного результата.

Возникает понятие «управленческая услуга», т.е. решение конкретной управленческой задачи с обоснованием методов выполнения, организа­ционных и временных условий, потребных ресурсов по каждому их виду, а также с определением конечных результатов и последствий (позитивных и негативных), получаемых после реализации данного решения. Выделить управленческие услуги нужно и при наличии аппарата управления в дан­ной производственно-хозяйственной системе. Именно развитие рыночных отношений обусловливает возможность и целесообразность договорных отношений между администрацией — аппаратом управления и подразде­лениями производственно-хозяйственной системы. Следовательно, хозяй­ственное звено имеет альтернативу: создавать свой аппарат управления или обращаться за управленческими услугами в организацию, специали­зирующуюся на выполнении такого рода услуг.

Вторая проблема, связанная с использованием критерия эффектив­ности менеджмента, обусловлена сложностью и комплексностью управ­ленческих задач: научно-технических, экономических, социальных, орга­низационных, экологических и большими затратами на совершенствова­ние и структурную перестройку систем управления экономикой Внедрение новых информационных технологий, компьютеризация и автоматизация управленческого труда, а также развитие международных коммуникаций требуют использования надежных методов оценки альтернативных вари­антов развития систем менеджмента.

Эффективность менеджмента и является мерой целесообразности изменений, вносимых в эту систему.

Актуальным становится вопрос, в какую сферу эффективнее инвестиро­вать — непосредственно в производственную или в ее менеджмент. Особенно важно такое решение при разработке направлений и конкретных мероприя­тий в области конкурентоспособности и результативности деятельности пред­приятия, проведения маркетинговых исследований и рекламных программ.

Сложной в условиях переориентации экономики оказалась проблема кадров хозяйственных руководителей — преобладающей части управлен­ческого персонала при ощутимом дефиците в их среде людей, способных решать проблемы менеджмента в новых условиях хозяйствования.

Переориентация хозяйственных кадров на рыночные отношения тре­бует формирования программ обучения теории и методологии менедж­мента: прежде всего в области обоснования управленческих решений, формирования процедур и технологии выбора эффективных условий дея­тельности. Вся управленческая деятельность, особенно деятельность ме­неджеров, связана с проблемой выбора, решаемой на основе крите­рия эффективности.

Таким образом, объективный ход развития управления экономикой обусловливает потребность оценки организации, функционирования и раз­вития менеджмента с позиций его результативности и эффективности.

Рассмотрим исходные понятия результативности и эффективности деятельности применительно к социально-экономическим системам.

В теоретическом отношении эти понятия до сих пор остаются дискус­сионными, несмотря на активное их использование в теории и на практи­ке. По мнению известного исследователя в области теории менеджмента Питера Дракера, результативность является следствием того, что делают­ся нужные, правильные вещи (doing the right things). Эффективность явля­ется следствием того, что правильно создаются эти самые вещи (doint things right). И первое, и второе одинаково важно. Вместе с тем очевидна последовательность определения и взаимосвязь данных понятий. Чтобы деятельность была эффективной, требуется выжить и добиться успеха в условиях конкуренции. Для этого нужно выбрать цель деятельности, соот­ветствующую определенной потребности, реально существующей в стра­не или мире. Это может быть и изготовление продукции, и оказание услуг. Уровень удовлетворения ими потребностей экономики — общая цель или миссия любой социально-экономической системы.

Взаимосвязь результативности и эффективности социально-экономи­ческой системы с результативностью и эффективностью менеджмента формируется на основе следующих методологических положений.

Исследование данной проблемы требует предварительного рассмотрения исходных положений об управлении. Ключ к этому может стать трактовка категории "управление" как трудовой деятельности и как системы отношений, реализуемых в процессе этой деятельности.

Назначение управления как трудовой деятельности - выработка и реализация управляющих воздействий на коллективы людей, обеспечивающих их взаимодействие в достижении конкретных целей. Поэтому управление, по сути, рассматривается как управляющее воздействие и взаимодействие. Объектом воздействия являются человек и его трудовая дея­тельность (непосредственно производственная и управленческая). Воздействие на человека и коллектив изменяет характер взаимодействия между элементами трудовой деятельности, что влияет на характер и ре­зультат деятельности.

Управляющее воздействие и взаимодействие как непосредственный результат управленческого труда материализуется в конечных результа­тах производства. Рассмотрим, каким же образом происходит процесс материализации, т.е. выявим экономическое содержание менеджмента. Управляющее воздействие осуществляется в форме управленческо­го решения, процесс выработки (подготовки и принятия) и реализации которого и составляет процесс управления. Само воздействие — заклю­чительная, завершающая часть процесса управления. Именно на этапе реализации управленческого решения процесс управления сливается с не­посредственно производственным процессом. На всех предыдущих эта­пах выработки решения управление выступает как стадия информацион­ной работы по отбору средств воздействия, выработки альтернатив и принятия решения.

Управленческие работники, разнообразная информация, используе­мая организационная, вычислительная и иная техника выступают в каче­стве управленческих ресурсов, участвующих в создании стоимости в ее натурально-вещественной форме. Та часть этих ресурсов, которая потреб­ляется в данном процессе труда и овеществляется в продукте труда явля­ется совокупными затратами живого и овеществленного труда — затра­тами на управление.

Особенность анализа производственно-хозяйственной деятельности как системы отношений - это выделение управляющей и управляемой ее час­тей и уровней управления (например, деятельности головного завода объе­динения и структурной единицы), а также учет всей совокупности внешних и внутренних связей, возникающих в процессе ее функционирования и разви­тия. В этих условиях объектами управления становятся взаимодействие между управляемой и управляющей частями, между их элементами, а также все виды взаимодействий с внешними органами, поставщиками и потребителя­ми. Иначе говоря, через взаимодействие происходит воздействие на усло­вия трудовой деятельности, а через них — на саму деятельность, т.е. на вза­имодействие элементов трудовой деятельности и получаемый результат.

Таким образом, можно заключить, что управляющие воздействие и вза­имодействие есть составляющие производительной трудовой деятельнос­ти, которые преобразуют эту деятельность и приводят при прочих равных условиях к результатам, адекватным качеству и эффективности управле­ния. Последние (качество и эффективность) зависят от найденных меха­низмов воздействия и взаимодействия, а также от форм их реализации.

 

Наши рассуждения позволяют составить схему взаимосвязей рассмот­ренных понятий

Объект взаимодействия А. Взаимодействие Б. Взаимодействие
1. Человек и его трудовая деятельность 1.А 1.Б
2. Производственно-хозяйственная система 2.А 2.Б

 

В этой системе взаимосвязей:

1.А — виды воздействия на процесс труда;

1.Б — виды взаимодействия, используемые в процессе организации труда;

2.А — виды воздействия на систему отношений;

2.Б — виды взаимодействия, используемые в процессе организации управления.

 

Следует отметить, что, говоря о воздействии и взаимодействии, мы имеем в виду и отрицательные их значения по отношению к объекту уп­равления — бездействие, т.е. действие, ведущее к замедлению, тормо­жению в развитии производственно-хозяйственной системы.

Виды воздействия выделяются по признакам целей, принципов и ме­тодов управления, ресурсов, управленческих решений, результатов и по­следствий воздействий (решений). Воздействие направлено как непосред­ственно на трудовые процессы, так и на всю производственно-хозяйствен­ную систему. Эти объекты воздействия различаются содержанием отношений управления и их структурой.

То же следует сказать и о средствах взаимодействия. Признаками выделения видов взаимодействия являются цели, методы, функции, уров­ни принятия решений, органы, кадры, технология, связи, организацион­ные формы и структуры.

Объективный процесс развития самоуправления и профессионально­го управления приводит к увеличению значимости и влияния процессов развивающегося воздействия над процессами оперативного воздей­ствия. Иными словами, при качественной разработке стратегии развития производственно-хозяйственной системы на длительную перспективу и четкой организационной работе по ее реализации в ближайший период все меньше остается областей применения средств оперативного воздей­ствия на труд и систему в целом (вмешательство, регулирование). Этот фактор будет определяющим в понятии самоуправляющейся системы. При этом возрастает роль стратегии управления по отношению к тактическим проблемам, что также требует коренного изменения характера управлен­ческих задач и квалификационного подбора кадров управленцев.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: