Критерии и показатели эффективности управления

 

Анализ категории эффективности, факторов, ее определяющих, содержания и результатов управленческого труда позволяет сделать вывод, что адекватными содержанию и формам проявления эффек­тивности являются группы показателей, которые могут выступать в качестве измерителя (критерия эффективности) в зависимости от назначения организации и условий ее функционирования. Каждому варианту системы управления соответствует определенное значение критерия эффективности, и задача управления состоит в том, чтобы найти такой вариант управления, при котором соответствующий критерий принимает наивыгоднейшее значение.

В качестве критерия эффективности производства и упрощения используются обобщающие показатели, характеризующие конечные результаты (объем производства, прибыль, рентабельность, время и др.), и частные показатели использования отдельных видов ресурсов — труда, основных фондов, инвестиций.

Показатели прибыли и рентабельности наиболее полно характе­ризуют конечные результаты деятельности и соответственно эффек­тивность управления. При этом следует исключить влияние на при­быль факторов, не связанных с деятельностью данного хозяйственно­го звена. Обобщающие показатели отражают результат хозяйственной деятельности и управления в целом, но не в полной мере характери­зуют эффективность и качество управления трудовыми процессами, производственными фондами, материальными ресурсами. Для этого используются частные показатели. Так, для оценки повышения эф­фективности использования трудовых ресурсов применяется показа­тель темпа роста производительности труда, повышение эффективно­сти использования материальных ресурсов характеризуется показате­лями материалоемкости продукции, а эффективность использования основных фондов — показателем фондоотдачи.

При оценке эффективности управления необходимо комплексное применение всей системы обобщающих и частных показателей.

Эффективность управленческой деятельности применительно к субъекту управления может характеризоваться количественными по­казателями (экономический эффект) и качественными показателями (социальная эффективность).

Количественные показатели деятельности системы управления включают:

• комплекс трудовых показателей — экономия живого труда в сфере управления (численность, сокращение трудоемкости процес­сов управления) и др.;

• финансовые показатели деятельности системы Управления

(сокращение расходов на управление и т.п.):

• показатели экономии времени (сокращение продолжительно­сти циклов управления в результате внедрения информационных технологий, организационных процедур).

Особо важное значение имеют показатели социальной эффективности управления (качественные):

• повышение научно-технического уровня управления:

• уровень интеграции процессов управления:

• повышение квалификации менеджеров;

• повышение уровня обоснованности принимаемых решении:

• формирование организационной культуры;

• управляемость системы;

• удовлетворенность трудом;

• завоевание общественного доверия;

• усиление социальной ответственности организации;

• экологические последствия.

Если в результате рационализации управления удается достичь высокого уровня указанных выше показателей, то происходит по­ложительный сдвиг в организации системы управления и достигает­ся экономический эффект.

В связи с тем что совершенствование управления организацией, внедрение компьютерных информационных технологий требуют определенных капиталовложений, инвестиций, то экономическую эффективность проектов совершенствования управления (оценку эффективности) можно проводить в соответствии с «Методически­ми рекомендациями по оценке инвестиционных проектов и их от­бору для финансирования», утвержденными Госстроем России. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Госкомпромом России 31 марта 1994 г. (№ 7—12/47).

Согласно Методическим рекомендациям при оценке эффектив­ности инвестиционных проектов определяются: коммерческая (фи­нансовая) эффективность, показывающая финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников; бюджет­ная эффективность, отражающая финансовые последствия осущест­вления проекта для федерального, регионального и местного бюд­жетов; экономическая эффективность, учитывающая затраты и ре­зультаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проек­та и допускающие стоимостное измерение.

Основу оценки эффективности проектов составляют определение и соотнесение затрат и результатов от их осуществления. При оценке эффективности инвестиционных проектов необходимо при­ведение (дисконтирование) показателей к стоимости момента срав­нения, так как денежные поступления и затраты в различные вре­менные периоды неравнозначны.

Развиваются и другие подходы к оценке эффективности менедж­мента, в частности ресурсно-потенциальный подход, при котором абсо­лютная эффективность управления представляется как соотношение потенциальных возможностей производства с фактическим значением его использования, а относительная эффективность определяется как отношение полного эффекта управления к затратам.

 

Заключение

На основе работы, менеджмент можно представить, как совокупность принципов, методов, средств и форм управления организацией, разработанных и применяемых во многих развитых странах, в том числе и в РФ, с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент как система управления предполагает целевое, программное и ситуационное управление в организации, что достигается путем полного анализа системы. Основная задача управления состоит в том, чтобы в условиях рынка, удовлетворить потребности населения в товарах и услугах и получении при этом максимальной прибыли.

 

 

Список литературы

 

 

1.  Антикризисное управление: Учеб. пособие для технических вузов /В.Г. Крыжановский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер и др.; Под ред. Э.С. Минаева и В.П. Панагушина.-М.: ПРИОР,1998.-432с.

2. Виханский О.С., Наумов Н.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд.-М.: Гардарика, 1998.-528с.

3. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарика, 1998-296с.

4. Бланк И.А. Торговый менеджмент.- Киев: УФИМБ,1997.- 408с.

5. Вопросы менеджмента: Сборник научных статей и тезисов/ КГТЭИ.-Красноярск, 1998.- 400с.

6. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб. пособие М.: Издательско-консалтинговая компания «Дека», 1997.-304с.

7. Стрекалов О.Б. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие /Казан. гос технол. ун-т - Казань,1997.-256с.

8. Стратегическое управление: Учебник.- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998.-296 с.

9. Современное управление: Энциклопедический справочник. Т.1.-М.: Издатцентр, 1997.-584с.

10.  Чаплина А.Н. Менеджмент в торговле: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск, 2000.-400с.

11.  Чаплина А.Н. Факторы обновления в российском менеджменте: Монография/ КГТЭИ- Красноярск, 1999.-345с.

12.  Чаплина А.Н.. Культура управления: Учеб. пособие -Красноярск: Изд-во КГПУ,1997.-100 с.

13.  Чаплина А.Н., Кошелева И.В. В поисках эффективного управления: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999. -168с.

14.  Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Кадровая политика в современных организациях: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.-165с.

15.  Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Разработка и обоснование стратегии развития организации: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.-150с.

16. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Сбытовая политика на современном торговом предприятии: Учеб. пособие / КГТЭИ.- Красноярск, 1999.- 171с.

17.  Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Пути и средства повышения эффективности управления организацией: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999.-163с.

18. Чаплина А.Н., Кошелева И.В. Управление персоналом в современных организациях. Кадровая политика: Учеб. пособие /КГТЭИ.- Красноярск,1999.-152с.

19. В.П. Панагушина.-М.: ПРИОР, 1998.- 432 с.

20.  Управление организацией: Учебник /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - 2-е изд, перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М,1999.-669с.

21.  Методы исследования системы управления торгового предприятия: Учебно-методическое пособие для ДО и СРС/ А.Н. Чаплина- Красноярск: КГТЭИ, 2000 - 61с.

22. Методика диагностики организационной культуры: Учебно- практическое пособие / А.Н. Чаплина-Красноярск: КГТЭИ, 2000 - 115с.

23.«Менеджмент туризма» под редакцией В.А. Квартального М., Российская

 

международная академия туризма 1996 г.

 

24 «Основы предпринимательства» В.А Абчук Москва 1995 г.

 

25. «Словарь экономических терминов» 2001 г.

 

26. «Маркетинг: стратегии,планы, структуры» Е.П Голубков Москва 1995 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: