Результаты предварительного опроса по выявлению уровня сформированности толерантности детей в начальных классах.
Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования одним из высших целевых приоритетов должно стать воспитание толерантности.
Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.
Наша исследовательская работа по выявлению и формированию толерантности детей начальных классов проводилась в Габукайской школе № 6 4 «А» класса (20 человек).
В ходе исследовательской работы использовались различные методы – тестирование, исследовательская беседа, математический метод.
Нами были разработаны тестовые задания, которые состояли из 13 вопросов (Приложение 1).
Проведённый опрос позволил определить отношения детей с людьми, направленность их деятельности, способность отстаивать свои интересы, заинтересованность в решении возникающих проблем, агрессивность, склонность к раздражительности, тревожность, отношение к другим людям.
Результаты теста подводились по определенному ключу (Приложение 2).
Проведенный опрос выявил следующие результаты (Таблица 1).
№ | Я | О | Д | Я | О | Д |
1 | 7 | 9 | 4 | 35 % | 45 % | 20 % |
2 | 4 | 11 | 5 | 20 % | 55 % | 25 % |
3 | 4 | 10 | 6 | 20 % | 50 % | 30 % |
4 | 5 | 10 | 5 | 25 % | 50 % | 25 % |
5 | 9 | 4 | 7 | 45 % | 20 % | 35 % |
6 | 5 | 11 | 4 | 25 % | 55 % | 20 % |
7 | 7 | 6 | 7 | 35 % | 30 % | 35 % |
8 | 10 | 7 | 3 | 50 % | 35 % | 15 % |
9 | 2 | 11 | 7 | 10 % | 55 % | 35 % |
10 | 4 | 11 | 5 | 20 % | 55 % | 25 % |
11 | 3 | 9 | 8 | 15 % | 45 % | 40 % |
12 | 8 | 8 | 4 | 40 % | 40 % | 20 % |
13 | 4 | 7 | 9 | 20 % | 35 % | 45 % |
Ср.% | 27,5 % | 43,8 % | 28,4 % |
Таблица 1.
Ср. (Я)= 1(я)+2(я)+3(я)+4(я)+5(я)+6(я)+7(я)+8(я)+9(я)+10(я)+11(я)+12(я)+13(я)
13
Ср.(О)= 1(о)+2(о)+3(о)+4(о)+5(о)+6(о)+7(о)+8(о)+9(о)+10(о)+11(о)+12(о)+13(о)
13
Ср.(Д)= 1(д)+2(д)+3(д)+4(д)+5(д)+6(д)+7(д)+8(д)+9(д)+10(д)+11(д)+12(д)+13(д)
13
По итогам опроса было выявлено, что 27,5 % как видно из таблицы ориентируются при выполнении какой-либо деятельности на прямое вознаграждение, они проявляют агрессивность в поведении и поступках, им присуща склонность к соперничеству, в определенных ситуациях проявляют раздражительность.
43,8 % проявляют стремление в любых условиях поддерживать дружеские отношения с людьми, ориентируются на совместную деятельность, в сложных ситуациях стремятся оказывать помощь людям, но при этом ждут одобрения, они чувствуют привязанность в отношениях людей.
28 % учащихся проявляют заинтересованность в выполнении работы как можно лучше, с интересом вступают в деловые отношения, проявляют активность в решении проблем, ориентация на сотрудничество, в возникших ситуациях проявляют способность и заинтересованность в отстаивании собственного мнения, которое в свою очередь влияет на достижение общей цели.
28,4 % - ср.уровень проявления толерантности
43 % - проявляют высокий уровень толерантности
27,5 % высокий уровень проявления агрессивности
Рис. 1. Результаты опроса по выявлению уровня сформированности толерантности у учащихся. 43 %
Итак, можно сделать вывод, что работу по формированию и развитию толерантности у учащихся Габукайской школы № 6 необходимо продолжать.