1. Коррекционная работа направлена:
а) На оптимизацию детско-родительских отношений;
б) На повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей;
в) На повышение в глазах родителей ценности общения со своими детьми.
2. Основными специалистами, реализующими эти направления, являются социальный педагог, классный руководитель, педагог-психолог, зам директора по ВР.
Наиболее эффективными методами коррекции с семьями детей и подростков с делинквентным поведением являются:
а) Тренинги с элементами арт-терапии, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений, коррекцию типа семейного воспитания.
б) Индивидуальные и групповые беседы с родителями, направленные на повышение уровня их психолого-педагогической компетентности.
в) Групповые тренинги, с целью обучить родителей стратегиям профилактики воровства: не провоцировать, не поддерживать воровство и знать, что делать, если это случилось (Детское воровства. Камин А. А.).
Предмет коррекции | Специалист | Субъект коррекции | Инструментарий коррекции | Доступные ресурсы | Ожидаемый результат |
Семейные отношения; стиль семейного воспитания | Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог | Родители учащихся, учащиеся | Ю.Б. Гиппенрейтер тренинг для родителей | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для семьи аспекты жизни; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 2) Социально - культурный опыт | Умение понимать причины поведения своего ребенка. Способность прогнозировать разрешение конфликтных ситуаций с ребенком. Повышение самооценки в социальной роли родителя. Улучшения во взаимоотношениях родителей и детей. |
Навыки конструктивного выхода из сложных жизненных ситуаций | Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог | Родители учащихся, учащиеся | 1)Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности 2)Тренинги личностного роста 3)Сказкотерапия, проективные упражнения рисуночного и вербального типа, ролевая игра, обучающие упражнения, рефлексия опыта, психорелаксация | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 2) Социальный опыт. | Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. |
Включение во внеурочную деятельность, организация досуга | Классный руководитель, социальный педагог, зам. директора по ВР | Учащийся, родители | Школьные и классные мероприятия, секции, кружки, занятия с родителями, родительский клуб и т.д. | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником стабильности, спортивная, творческая. | Активное участие в жизни класса и школы. Осознание своей индивидуальности и значимости собственной роли в социуме |
|
|
|
|
Рефлексивный этап
Основным условием для осуществления профилактической программы с детьми и подростками, склонными к воровству, является ее ориентированность на создание благоприятной среды для формирования морально-нравственных ценностей, помощь в осознании подростком самого себя, своих возможностей, совершаемых действий и поступков, а также принятие ответственности за них.
Ожидаемые результаты:
1. Увеличение числа школьников, ориентированных на полезные привычки, устойчивые нравственные качества, здоровый образ жизни;
2. Уменьшение количества подростков, совершающих кражи и другие противоправные действия;
3. Оптимизация детско-родительских отношений за счет повышения психологической компетентности родителей в вопросах воспитания;
4. Повышение уровня коммуникативных навыков, оптимизация межличностного общения учащихся.
Критерии и показатели эффективности реализации программы профилактики, склонности к воровству у детей и подростков:
1. Сформированная адекватная самооценка у учащихся.
2. Повышение уровня учебной мотивации.
3. Формирование установок у подростков на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке), вовлечение в социально-значимые виды деятельности:
- увеличение количества подростков, участвующих в реализации социальных проектов;
- увеличение количества подростков, участвующих в деятельности подростковых, волонтерских организаций, в секциях, кружках и объединениях.
4. Снижение или отсутствие случаев воровства среди подростков.
5. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка.
5. Проведение повторной диагностики по методикам диагностического этапа.
Список литературы
1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. СПб., 2004.
2. Антипова И. Г. Воровство в детском возрасте: анализ причин и коррекция // Детский психолог. 1995, № 9, 10.
3. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика. М., 2001.
4. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением / Под ред. М. И. Рожкова. М., 2001.
5. Вострокнутов Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. М., 1996.
6. Гаврилова Т. П. Детские кражи: причины и следствия // Директор школы. 2001, № 3.
7. Гуткина Н. И. Несколько случаев из практики школьного психолога. М., 1991.
8. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб., 2000.
9. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1995.
10. Костина Е. Клептомания — детское воровство. Проблемы воровства у детей // Она. 2006.
11. Кравцова М. М. Если ребенок берет чужие вещи. М.,2002.
12. Кукк В. Воровство: поведенческая зависимость 2006.
13. ЛичкоА. Е. Подростковая психиатрия. М., 1985.
14. Нелидов А. Л., Щелина Т. Т. Психолого-медико-социальная коррекция ребенка с синдромом раннего воровства // Начальная школа. 2002, № 9.
15. Олиферентсо Л. Я. и др. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учебное пособие. М., 2002.
16. Попова Т. А. Клептомания или почему ребенок ворует, 2006.
|
|
17. РайнпрехтХ. Если дети воруют...// Защити меня! 2006, № 2.
18. Реан А. А. Семьи и дети группы риска: проблемы профилактики преступности несовершеннолетних // Мир детства. 2004, № 4.
19. Санадзе И., Орлова С. Психоаналитический консультационный центр. Детское воровство, 2006.
20. Тандит С. Детское воровство: от 3 до 16 // Первое сентября, 2006.
21. Шипицына Л. М. Психология детского воровства: Учебное пособие. СПб.: Речь, 2007.