Совершенствование управления финансами Городской поликлиники № 135 должно быть основано в первую очередь на привлечении внебюджетных источников финансирования и совершенствовании самой системы управления финансами. Совершенствование должно осуществляться по трем направлениям (рис. 3.5):
- привлечение финансовых ресурсов за счет участия в федеральных целевых программах финансирования здравоохранения;
- совершенствование оказания платных услуг населению и увеличение их объема;
- автоматизация управления финансами поликлиники за счет внедрения CRM-системы.
Рис. 3.5 Пути совершенствования системы управления финансами Городской поликлиники № 135
В настоящее время в стране уделяется большое внимание повышению уровня здравоохранения, поэтому на 2010 год разработано несколько федеральных целевых программ поддержки здравоохранения. Поэтому Городской поликлиники № 135 можно порекомендовать привлечение финансовых ресурсов за счет участия в данных федеральных целевых программах.
|
|
Развитие здравоохранения в настоящее время осуществляется в соответствии с приоритетным национальным проектом «Здоровье». Данный национальный проект включает три приоритета:
- развитие первичной медицинской помощи;
- обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью;
- реализация информационной поддержки и управление проектом.
Финансирование данного проекта на 2010 г. планируется в сумме 158,4 млрд. руб. из средств федерального бюджета, в 2011 г. - 174,4 млрд. руб. Городская поликлиника № 135 может принять участие в данном проекте с целью получения финансовых ресурсов.
Участие в приоритетном национальном проекте «Здоровье» позволит Городской поликлинике № 135 получить дополнительное бюджетное финансирование в размере от 1 млн. руб. до 20 млн. руб.
В 2011 г. Городская поликлиника № 135 также может получить финансирование по Федеральной целевой Программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы» (утв. Постановлением Правительства РФ от 10 мая 2007 г. № 280 в ред. от 09.04.2009 г.). Подпрограммы: сахарный диабет, туберкулез, вакцинопрофилактика, ВИЧ-инфекция, онкология, инфекции, передаваемые половым путем, вирусные гепатиты, психические расстройства и а артериальная гипертония.
Финансирование Программы за счет средств федерального бюджета осуществляется по следующим направлениям:
- капитальные вложения - 20848,4 млн. рублей;
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1530,4 млн. рублей;
- прочие нужды - 18226,3 млн. рублей.
Правительством ежегодно утверждаются объемы и получатели субсидий по программе «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы». На 2010 г. объемы субсидий для участников программы составляют от 3 млн. руб. до 50 млн. руб.
|
|
Для получения финансирования по вышеперечисленным целевым программам Городской поликлиники № 135 необходимо будет оформить соответствующие пакеты документов.
Вторым направлением совершенствовании системы управления финансами является автоматизация управления финансами поликлиники за счет внедрения CRM-системы. Можно выделить три причины, обуславливающие необходимость внедрения данной системы:
Во-первых, неблагоприятные экономические условия во время финансового кризиса заставляют экономить финансовые ресурсы. Это актуально не только для коммерческих клиник, но и для государственных, к которым относится Городская поликлиника № 135. Поликлиника в настоящее время нуждается в детальном учете оказанных услуг, а внедрение информационной системы - один из очевидных путей для решение данной задачи.
Во-вторых, во врачебной практике поликлиники появляется все больше электронного оборудования, эффективное использование которого предполагает использование информационных систем. В нормальном случае все оборудование, оснащенное электронными средствами управления и обмена данными, должно быть интегрировано в единый аппаратно-программный комплекс под управлением медицинской информационной системы.
В-третьих, становится неэффективным использование труда квалифицированных врачей и специалистов для тех видов работы, которые прежде рассматривались как неотъемлемая часть их повседневных обязанностей. Это касается, например, ведения медицинской документации и статистического учета.
Совокупность трех вышеуказанных факторов свидетельствует о необходимости автоматизации системы управления финансами в Городской поликлинике № 135.
С целью внедрения стандартов качества обслуживания пациентов, минимизации материальных и финансовых потерь, Городской поликлинике № 135 рекомендуется внедрение информационной системы «МЕДИАЛОГ». Перечень профилей рабочих мест в информационной системе «МЕДИАЛОГ» представлен в табл. 3.4.
Таблица 3.4 Перечень профилей рабочих мест в информационной системе «МЕДИАЛОГ»
№ п/п | Профиль рабочего места | Типовые функции | |
1 | Регистратор | Поиск (ввод нового) пациента в существующей базе пациентов, отражение изменений (место жительства, работа и т.д.) в титульном листе, запись на прием, оформление талонов к врачу и кассовых документов (договор) для оплаты. | Сокращение времени регистрации пациента (1-2 минуты), увеличивается период регистрации (10 часов). |
2 | Врач поликлиники | ||
3 | Заведующий поликлиникой | ||
4 | Экономист |
Ожидаемые результаты от внедрения системы «МЕДИАЛОГ» в Городской поликлинике № 135 следующие:
- сокращение времени ожидания пациентов при оформлении в регистратуре, на приеме у врача и исследовании;
- повышение оперативности и адекватности управленческих решений;
- автоматизация контроля качества оказанных медицинских услуг.
- Минимизация бумажного документооборота.
- минимизация материальных и финансовых потерь.
- адекватность оплаты результатов деятельности медперсонала.
- автоматизация процессов сбора, хранения и представления информации в рамках единой информационной системы.
Важнейшим направлением совершенствования системы управления финансами Городской поликлиники № 135 является дальнейшее развитие внебюджетной деятельности в части оказания платных медицинских услуг.
В настоящее время в Городской поликлинике № 135 осуществляется предоставление платных медицинских услуг без образования в учреждении специализированного подразделения, т. е. совместное оказание платных и бесплатных услуг. Однако совместное оказание платных и бесплатных услуг приводит к конфликтам между страховыми медицинскими организациями (СМО) и анализируемым медицинским учреждением. СМО считают, что учреждение получает за одну и ту же выполненную медицинскую услугу двойную оплату. Такие конфликты устраняются за счет организации в Городской поликлинике № 135 четкого учета и контроля медицинских услуг, оказываемых в системе ОМС и на платной основе. Однако данный процесс является очень трудоемким.
|
|
Городской поликлинике № 135 рекомендуется создание специализированного подразделения по оказанию платных медицинских услуг как самостоятельной единицы в организационной структуре данной некоммерческой организации. Отдельные свободные помещения с закрепленным оборудованием, приобретенным ранее за счет внебюжетных средств, в настоящее время имеются.
Достоинства внедрения предложенной модели оказания платных услуг для Городской поликлиники № 135 следующие:
1. Штатные сотрудники подразделения оказывают платные услуги в основное рабочее время только пациентам, желающим получить медицинские услуги за плату, что не влияет на качество оказания бесплатной медицинской помощи;
2. Пациенты, оплачивающие услуги, получают их, как правило, без ожидания;
. Отсутствует вероятность двойной оплаты за одну и ту же медицинскую услугу. Пациенты вносят деньги за оказанные услуги в кассу, и эти средства в полном объеме поступают в бюджет поликлиники;
. Осуществляется полный и точный учет всех оказанных услуг.
С учетом востребованности у населения, Городской поликлинике № 135 рекомендуется на платной основе развивать главным образом стоматологические услуги.
Далее рассчитаем экономическую эффективность разработанных мероприятий, направленных на совершенствование управления финансами Городской поликлиники № 135.