Типология управленческих решений

В настоящее время используется типология управленческих решений, основанная на разнообразных классификационных признаках: 1. по сфере деятельности: экономические, организационные, технические, коммуникативные.2. По срокам действия: оперативные, тактические и стратегические. 3. По целям: коммерческие и некоммерческие. 4. По виду лица, принимающего решение: коллективные или индивидуальные (личными). Приоритетность определяется стилем руководства, степенью централизации организационной структуры и бюджетом времени.5. Степень уникальности: рутинных и уникальных. 6. Полнота исходной информации: решения, принимаемые в условиях определенности, риска и неопределенности. 7. В соответствии с критерием обоснованности: интуитивными, основанными на суждении (уравновешенные, импульсивные, инертные и рискованные) и рациональными. 8. По рангу управления или уровню иерархии: решения высшего, среднего и нижнего уровней. 9. В зависимости от масштабности: комплексные –для решения многофакторных проблеми частные применяются в решении частных вопросов деятельности организации. 10. По направленности УР: на внешние и внутренние решения. 11. По методу формализации и представления: вид текстового документа, графической или математической модели. Формы УР: план, программа, приказ, распоряжение, указание и просьба. 12. по способу передачи различают вербальные, письменные и электронные управленческие решения.

Классификация управленческих решений. Цикл принятия управленческого решения.

Решение – результат осмысленной деятельности, приводящий к определенным выводам или необходимым действиям. Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

1. по функциональному содержанию: плановые; организационные; контролирующие; прогнозирующие. 2. По хар-ру решаемых задач: экономических; организационных; технологических; 3. по иерархии: на уровне БС; на уровне подсистем; на уровне отдельных элементов системы. 4. по хар-ру организации разработки: единоличные; коллегиальные; коллективные. 5. по хар-ру целей: оперативные; тактические; стратегические. 6. по причинам возникновения; ситуационные, по предписанию (распоряжению) вышестоящих органов:программные, инициативные, эпизодические и периодические, 7. По организационному оформлению: жёсткие, ориентирующие, определяющие направление развития системы; гибкие, изменяющиеся в соответствии с условиями функционирования и развития системы; нормативные, задающие параметры протекания процессов в системе.

Поскольку решения принимаются людьми, то их характер во многом несёт на себе отпечаток личности менеджера, причастного к их появлению на свет. В связи с этим принято различать уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные и осторожные решения: Уравновешенные решения внимательное отнош-е к действиям. Импульсивные решения, авторы генерируют идеи, но не в состоянии их проверить, уточнить, оценить. Инертные решения контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей. Рискованные решения авторы не нуждаются в тщательном обосновании своих гипотез. Осторожные решения тщательность оценки всех вариантов,сверхкритичный подходом к делу.

Стадии УР: 1. Выявление проблемы (постановка проблемы) Анализ фактического состояния; - Выявление несоответствия фактического состояния желаемому - Формулирование проблемы - Определение причин; структуризация - Оценка новизны проблемы; - Сбор необходимой инфо;; определение реш-ти. 2. Разработка вариантов управленческого решения: критерии достижения целей; - Формирование требований и ограничений; - Поиск доп. инфо; - дерево задач; - Анализ решений; - Разработка вариантов решения проблемы 3. Выбор и принятие решения: Поиск доп. инфо; критерии оценки выбора решений, сравнение вар-ов УР с пом. экспертов; - Выбор вар-та УР; оформление УР регламентам; утверждение УР. 4. Организация выполнения УР, оценка его качества и эффективности: Разработка программы реализации УР, - Постановка задач исполнителям; документарное оформление задач; обучение и консультирование исполнителей; - Организация и координация выполнения УР; мотивация и стимулирование выполнения УР; контроль хода реализации УР; - Оценка качества и эффективности УР.

Коммуникации в организации.

Коммуникация – процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего или обмена инфо м/д сторонами. Процесс коммуникации –обмен инфо м/д 2-мя или более людьми. Составляющие процесса: Отправитель-сообщение-канал передачи – получатель – результат - обратная связь-шум.

Требования к коммуникации в орг-ии: Осн. каналы известны, формальный канал для комм. с кажд. членом орг-и, цепочки прямые и короткие, исп-ся целостные формальные каналы, люди, через кот. осущ. коммуникация- компетентными, цепочка не должна прерываться, Необход. проверять рез-т комм.

Методы: 1. доведения информации до каждого 2. иерархические каналы 3. Неиерархические каналы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: