Будучи социальным институтом, управление про- шло в своем историческом развитии несколько этапов, на которых его принципы, место в обществе и соци- альные практики, принимаемые на вооружение субъек- тами управления, претерпевали качественные измене- ния. В результате по мере эволюции этого социального института происходила смена типов управления. В на- уке переход на качественно новый этап развития уп- равления принято обозначать термином «управленчес- кая революция».
Первая управленческая революция
Первая управленческая революция произошла 4 —
5 тыс. лет назад — в период формирования рабовла- дельческого государства на Древнем Востоке. В Шуме- ре1, Египте и Аккаде историки менеджмента отметили первую трансформацию —- превращение касты свя- щенников в религиозных функционеров, т. е. в менед- жеров. Это удалось им благодаря тому, что они удачно переформулировали религиозные принципы. Если раньше боги требовали человеческих жертв, то теперь, как заявляли жрецы, они не стали нужны. Богам нача- ли приносить не человеческую жизнь, а символичес- кую жертву. Достаточно, говорили жрецы, если веру- ющие ограничатся подношением денег, скота, масла, ремесленных изделий if даже пирогов86.
В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческих дельцов или капиталистических предпринимателей, но уже и не религиозных деятелей, чуждых всякой наживы. Собираемая с населения под видом отправления рели- гиозного обряда дань не пропадала даром. Она скап- ливалась, обменивалась и пускалась в дело. Вскоре оборотистые шумерские жрецы стали самым богатым и влиятельным классом. Их нельзя было назвать клас- сом собственников, так как приносимое в жертву яв- лялось собственностью богов, а не людей. Деньги не служили для жрецов самоцелью, они были побочным результатом религиозной и государственной деятель- ности. Ведь помимо соблюдения ритуальных почестей жрецы заведовали сбором налогов, управляли государ- ственной казной, распределяли государственный бюд- жет, ведали имущественными делами.
Деловые отношения и письменность
Сохранились глиняные таблички, на которых жре- цы Шумера аккуратно вели юридические, историчес- кие и деловые записи. Некоторые из них, говорит Р. Ход- жеттс, дают представление о практике управления, используемой шумерскими священниками. Последние прилежно вели деловую документацию, бухгалтерские счета, осуществляли снабженческие, контрольные, пла- новые и прочие функции, составляющие сегодня содер- жание управленческого процесса.
Побочный результат управленческой деятельнос- ти жрецов — появление письменности. Запомнить весь объем деловой информации было невозможно, к тому же приходилось производить непростые расчеты. Из чисто утилитарной надобности родился письменный язык, которым затем овладели низшие слои населения. И опять же, проникновение письменности в народные массы происходило не как благотворительная акция жрецов, решивших просветить шумерцев. Рядовые шумерцы овладевали навыками письменного языка в той мере, в какой им приходилось отвечать на различ- ного рода запросы, официальные приказы, вести тяж- бы, рассчитывать свой бюджет.
Итак, в результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и рели- гиозной деятельности, превратившись позже в соци- альный институт и профессиональное занятие.