Порядок проведения сертификации устанавливает последовательность действий, составляющих совокупную процедуру сертификации.
1. Подача заявки на сертификацию.
Получение органом по сертификации декларации заявки на сертификацию продукции от исполнителя. Анализ декларации-заявки. Орган по сертификации рассматривает заявку в установленный порядком сертификации однородной продукции срок (в среднем один месяц) и сообщает заявителю, указывает, какие органы и испытательные лаборатории может выбрать заявитель.
2. Отбор, идентификация образцов и их испытания.
Образцы для испытаний отбирает, как правило, испытательная лаборатория или другая организация по ее поручению. В отдельных случаях этим занимается орган по сертификации. Образцы, прошедшие испытания, хранятся в течение срока, предусмотренного правилами системы сертификации конкретной продукции. Протоколы испытаний представляются заявителю и в орган по сертификации, их хранение соответствует сроку действия сертификата.
3. Экспертиза материалов.
Экспертиза исходных материалов, сбор и анализ информации о качестве реализуемой продукции, оценка целесообразности проведения последующих этапов сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет заключения о целесообразности проведения сертификации производства, заключение договора на проведение сертификации производства.
4. Оценка производства.
Формирование комиссии по проверке производства. Назначение главного эксперта и утверждение состава комиссии Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) оформляет приказ о составе комиссии.
5. Проверка производства.
Составление рабочей программы проверки (или принятие типовой программы). Регламентация объектов и процедур проверки производства и правил принятия решений. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) принимает программы проверки производства. Проверка производства включает в себя формирование комиссии, составление плана проверки, проверка производства, принятие решения о возможности сертификации производства. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) составляет акт о результатах проверки производства.
6. Выдача сертификата соответствия.
Принятие решения о рекомендации производства к сертификации и оформление документов производится по результатам проверки производства. Оформление проекта сертификата. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) направляет акт о результатах проверки производства, проекта сертификата в технический центр регистра. Протоколы испытаний, результаты оценки производства, другие документы о соответствии продукции, поступившие в орган по сертификации, подвергаются анализу для окончательного заключения о соответствии продукции0заданным0требованиям.
По результатам оценки составляется заключение эксперта. Это главный документ, на основании которого орган по сертификации принимает решение о выдаче сертификата соответствия. При положительном решении оформляется сертификат, в котором указаны основания для его выдачи и регистрационный номер, без которого сертификат недействителен.
Если заключение эксперта отрицательное, орган по сертификации выдает заявителю решение об отказе с указанием причин.
Инспекционный контроль за сертифицированным производством состоит из выполнения процедур проверки стабильности качества изготовления продукции в соответствии с программой проверки. Орган по сертификации (уполномоченный эксперт) в техническом центре регистра оформляет акт проверок.
Сертификация услуг
Услуга — результат взаимодействия исполнителя и потребителя и собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на:
- материальные услуги, обеспечивающие восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перевозка грузов и людей, торговля, банковские услуги и т.д.;
- нематериальные (социально-культурные) услуги, обеспечивающие поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства и т.п.
Необходимость проведения работ по сертификации услуг обусловлена, с одной стороны, предусмотренным Законом РФ «О защите прав потребителей» требованием проведения обязательной сертификации услуг на безопасность для жизни и здоровья людей, их имущества и для окружающей среды, а с другой стороны — переходом страны к рыночной экономике, в условиях которой качество предоставляемых услуг является важным фактором ее конкурентоспособности.
Порядок проведения сертификации услуг установлен в утвержденном Госстандартом в 1993 г. Документе «Система сертификации ГОСТ Р. Основные положения и порядок сертификации услуг». Как и в случае сертификации продукции, система сертификации услуг формируется путем создания систем сертификации однородных услуг, регистрируемых в Госстандарте России.
Номенклатуру услуг, подлежащих обязательной сертификации, определяет Госстандарт России или другие федеральные органы исполнительной власти. Так к услугам, подлежащим обязательной сертификации, относятся услуги по ремонту и техническому обслуживанию электробытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, по химической чистке и стирке белья, парикмахерские услуги, услуги по ремонту и изготовлению мебели и обуви па индивидуальным заказам.
Во многом цели, принципы и правила сертификации услуг аналогичны целям, принципам и правилам сертификации продукции. Вместе с тем, сертификация услуг имеет специфические особенности, связанные с процессами оказания услуг и организации их производства.
При Проведении работ по сертификации услуг необходимо учитывать следующие специфические особенности большинства услуг:
- непосредственное взаимодействие исполнителя и потребителя в процессе оказания услуги;
- воздействие на потребителя услуг условий обслуживания (санитарно-гигиенических, эстетических, этических, временных и др.);
- совпадение по времени ряда процессов производства и потребления услуг,
- субъективность оценки качества услуги непосредственно потребителем;
- невозможность транспортирования и хранения ряда услуг.
Примером характеристик услуги, которые могут быть установлены в нормативных документах и поддающиеся наблюдению и оценке, являются:
- количественные характеристики оборудования и инструментов, штата сотрудников, а также материалов;
- время ожидания услуги, время ее предоставления и время технологического цикла;
- характеристики относительно гигиены и безопасности, надежности и гарантии;
- вежливость, чуткость, компетентность и доступность персонала для клиентов, доверие, и уровень мастерства сотрудников, комфорт и эстетика места предоставления услуги, надежность, точность и полнота исполнения услуги, эффективность контактов.