Общие характеристики рынка монополистической конкуренции.
Производственный выбор в условиях ограниченной монопольной власти.
Проблема эффективности на рынке монополистической конкуренции.
Неценовая конкуренция и общеэкономическое значение рекламы.
Общие характеристики рынка монополистической конкуренции.
Еще одной разновидностью рынка несовершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция – это структура рынка, где продавцы дифференцированного товара, обладающие рыночной властью, конкурируют друг с другом. На рынке действует множество фирм, среди которых нет крупных или они не имеют главных конкурентных преимуществ перед мелкими фирмами.
Основными характеристиками данной структуры рынка являются:
1) Дифференциация продукта – это результат рыночного поведения продавцов, который проявляется в выделении продукта в глазах потребителя с целью закрепления рыночной власти продавца.
|
|
Цена, конечно, играет важную роль в борьбе за потребителя, но она не единственный фактор, влияющий на выбор потребителя относительно покупки. Зачастую свойства продукта, его внешний вид оказывают не менее существенное влияние, чем цена. Это приводит к следующим последствиям для рынка:
а) происходит сегментация рыночного спроса в соответствии с различиями в предпочтениях потребителей;
б) свойства продукта становятся объектом конкуренции между продавцами с целью удовлетворения уникальных потребностей того или иного сегмента потребителей.
Уникальные характеристики товара формируются путем изменения как внутренних свойств товара (потребительских свойств, срока эксплуатации, способов использования), так и внешних (форма, дизайн, упаковка, сервис). Создание уникальных характеристик товара, приводит к тому, что один и тот же продукт удовлетворяет различные потребности покупателей, и предоставляется различными продавцами.
Экономическое содержание продуктовой дифференциации заключается не только в том, что товары действительно различаются (реальная дифференциация), или эти различия мнимые (фантомная дифференциация), но и в том, что все товары обладают различными свойствами в глазах потребителя.
Основными факторами дифференциации товара выступают свойства товара и его качество, сервис и реклама.
2) Низкие барьеры входа в отрасль, что является следствием дифференциации продукта.
3) Малые размеры и многочисленность фирм, т.к. каждый из них может выйти на рынок, предложив свой уникальный продукт.
4) Наличие несовершенной информации.
В отличие от совершенной конкуренции, монополистическая конкуренция явление достаточно распространенное для реальных рынков (пищевая промышленность, парикмахерские услуги, производство одежды и обуви, мебельное производство и др.).