1. В различных словарях (философском, педагогическом, толковом и др.) найдите определение слова «семья». Выпишите их и проанализируйте.
2. Назовите основные формы семейных отношений, дайте им краткую характеристику.
3. Рассмотрите современные модели семьи. Какие из них вы считаете приемлемыми для вас?
Литература к теме 1
1. Дружинин В. Психология семьи. – М., 1996.
2. Евдокимов П. Женщина и спасение мира. – Минск, 1999.
3. Зверева О.А., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
4. Каган В.Е. Подготовка девушки к супружеству. – М., 1992.
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.
Тема 2. Основные функции семьи
Семья – сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных сложных функций. Под функциями семьи понимают направления деятельности семейного коллектива, выражающие социальную роль и сущность семьи. К функциям следует отнести: репродуктивную, воспитательную, хозяйственно-бытовую, коммуникативную, психологическую или эмоциональную, сексуальную, функцию организации досуга и сохранения здоровья. Социолог А.Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода. Но роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики. Выполняя эту функцию, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка. Именно семья призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.
|
|
Для каждого человека семья выполняет эмоциональную функцию, защищающую его от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку состояться как счастливому семьянину.
Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке семьи.
Функция продолжения рода (репродуктивная)
Функция продолжения рода (репродуктивная) – это биологическое воспроизводство и сохранение потомства.
Инстинкт иметь детей, заботиться о них, воспитывать заложен от природы. Рождение новой жизни – важнейший смысл супружества. Такова традиция, идущая из глубины веков: раз есть родители, значит, при них должны быть дети. Проблема, которая волнует современное человечество, – это резкое падение рождаемости во всех развитых странах и быстрый прирост населения в развивающихся странах. На уровень рождаемости оказывают влияние многие факторы: нравственный аспект; социально-экономическая стабильность в стране; благосостояние семьи, обеспеченность жильем, работой; национальные традиции; образование и здоровье супругов и другие. Ученые вывели несколько закономерностей рождаемости: она ниже в городе (по сравнению с селом), падает с ростом достатка, образования, обеспеченности жильем и т.д. Оказывается, что при более благоприятных условиях дают о себе знать эгоистические тенденции («пожить для себя»).
|
|
Дети в семье
Для чего нужны дети в семье?
Дети нужны для того, чтобы семья была прочной, радостной и полноценной, дети придают гармонию супружеской жизни.
Дети – это возможность самореализации личности родителей, это проявление и воплощение отцовских и материнских потенциалов, качеств воспитателя.
Имея детей, человек не опасается одиночества и неуютной жизни в старости.
Дети в семье обладают способностью снимать с родителей нервное перенапряжение, разряжать стрессовые ситуации, служить своеобразными «громоотводами» (есть данные, что у людей, живущих в семье, инфаркты и инсульты бывают в 5-6 раз реже, чем у одиноких людей). Именно дети есть тот благоприятный фактор, который уменьшает заболеваемость и смертность, конечно, если дети хорошие. А чтобы они были хорошими, их надо воспитывать, а правильное воспитание осуществить тем легче, чем больше детей в семье.
В пользу того, что в семье должен быть не один ребенок, говорят исследования психологов и педиатров, которые считают, что у единственного ребенка повышен риск появления неврозов, страхов, зацикленности на себе. Ребенок несет на себе двойную ношу: все бремя родительской любви обрушивается на него одного; не менее тяжела и ответственность, потому что он – средоточие чаяний, надежд и мечтаний родителей. Несколько детей в семье легче справляются с такой нагрузкой.
Для человека, вокруг которого с детства «все крутилось», велика вероятность вырасти эгоистом, ведь у него нет привычки что-либо с кем-то делить – это отразится на его умении общаться с людьми. Единственный ребенок будет чувствовать отсутствие опоры в лице близкого родного человека, когда родители уйдут из жизни, когда в других семьях братья и сестры остаются самыми близкими родственниками, к которым человек приходит в трудную минуту.
Самый банальный аргумент в современном обществе против детей: «На ребенка у нас нет средств». Наши предки говорили: «Даст Бог роток, даст и в роток», а чешская пословица гласит: «Даст Бог зайку, даст и лужайку».
Конечно, ребенок требует определенных финансовых затрат. Но второй и последующие дети требуют затрат все меньше и меньше, т.к. не приходится тратиться на «приданное», коляску, кроватку и т.д., а вещи, из которых ребенок вырастает, сохраняются и передаются следующему. Финансовые затраты на детей увеличиваются после 12-15 лет.
Из вышеприведенных аргументов можно сделать вывод, что наиболее благоприятен микроклимат в семье, где воспитываются несколько детей.