Все содержание работы в программе представлено для работы с детьми в ДОУ и семье.
Так, в ДОУ предполагается:
— формировать представления о природе, в увлекательной форме предлагать информацию о живой природе: отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках, условиях размещения на разных территориях;
— познакомить с характером взаимодействия растений и животных;
— вводить в сознание элементарные представления о неживой природе: различных атмосферных явлениях, качествах и свойствах объектов неживой природы;
— знакомить с различными планетами.
В программе предлагается:
— знакомить детей с природными материалами, их свойствами и качествами, характером использования их человеком;
— показать взаимосвязь живой и неживой природы: времена года, их ритмичность и цикличность, наблюдать и фиксировать сезонные изменения и их влияние на жизнь природы и человека;
— знакомить с земным шаром, используя глобус, физическую карту мира, различными природно-климатическими зонами, природными богатствами недр, со странами и народами, некоторыми анатомическими особенностями человека в соответствии с возрастными возможностями и потребностями ребенка, формировать представления о самоценности человека (красота, сила ума, созидание, героизм и пр.);
— дифференцировать имеющиеся представления о живой природе и социальном мире: дикая природа (дикие животные и дикорастущие растения), окультуренная природа (домашние животные и культурные растения), деятельность человека (познавательная, трудовая, художественная) и ее результаты;
— упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире природы и человека посредством постижения различных связей (целевых, причинно-следственных), зависимостей, закономерностей, показать, к чему приводит нарушение связей и закономерностей;
— приобщать к элементарному, доступному возрасту экспериментированию (с водой, песком, глиной; с пластилином, тканью, магнитом и т.д.);
— способствовать развитию и совершенствованию разных методов познания в соответствии с возрастными возможностями и индивидуальными темпами развития ребенка;
— учить анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать;
— делать элементарные умозаключения;
— уметь предвидеть возможное развитие событий и на основе этого планировать свои и чужие действия, поступки;
— формировать эмоциональную отзывчивость к событиям и явлениям окружающей действительности, радостям и достижениям, переживаниям и проблемам других людей;
— создавать условия, позволяющие активно проявлять собственное отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт;
— обращать внимание на положительные поступки и проявления детей по отношению к людям, природе;
— формировать положительное, бережное, созидательное отношение к миру через развитие основ экологической культуры;
— развивать экологическое сознание на принципах равноценности всего живого;
— формировать представления о взаимоотношениях природы и человека (доступное детям постижение системы «человек — природная среда»);
— активизировать самостоятельную деятельность детей по сохранению, улучшению и приумножению богатств окружающей природы с учетом их индивидуальных предпочтений и желаний;
— развивать основы экологической эстетики через создание условий для эстетического восприятия природы при непосредственном ее восприятии (объекты и явления в разные времена года), показать величие природы посредством разных видов искусств: живописи, литературы, музыки.
В семье предлагается:
— рассказывать о различных представителях живой природы (растения и животные), учить наблюдать за ними (на примере домашних животных и растений), отмечать их особенности, фиксировать изменения (внешний вид, поведение животных);
— читать сказки о природе и детскую познавательную литературу;
— рассказывать о неживой природе (сезонных явлениях, частях суток), связывать рассказы с реальной жизнью ребенка;
— расширять представления о природе в летний период, делиться воспоминаниями из своего детства, связанными с домашними животными, интересными местами (море, лес, река, горы и пр.), удивительными встречами и находками (например, встретили в лесу лося, нашли на улице котенка и т.п.);
— знакомить с трудовой деятельностью людей (в первую очередь с деятельностью членов семьи и близких); профессиональной (кто и где работал и работает), бытовой (домашние дела и их распределение между членами семьи), увлечениями и хобби (выращивание цветов, овощей, фруктов; вязание; вышивание; шитье; спорт; коллекционирование и др.);
— закреплять полученные представления в посильной практической деятельности (домашние обязанности, трудовые поручения);
— обращать внимание ребенка на значимость его труда для близких людей;
— рассказывать о Родине, ее богатствах, просторах; народах, населяющих ее, и известных людях;
— развивать познавательные способности ребенка;
— наблюдать окружающую природу и социальный мир; отмечать происходящие в них изменения; совместно действовать в зависимости от увиденного и замеченного;
— собственным примером демонстрировать внимательное и заботливое отношение к людям (в первую очередь близким); заинтересованное, бережное и созидательное отношение к природе;
— посещать места, где можно встретить представителей живой природы (зоопарк, ботанический сад, цирк, выставки цветов, кошек и т.д.);
— обсуждать с ребенком, за что вы и он любите (не любите) то или иное природное явление, время года, часть суток.