Чтение – восприятие письменного текста зрительным путем. Включает компоненты: зрительное восприятие, произнесение (вслух или про себя), осмысление читаемого. На уроках важно развивать речь детей.
Содержание работы по развитию речи на лексическом (словарном) уровне:
1. Обогащение словаря – усвоение учащимися новых, ранее неизвестных значений слов.
2. Уточнение словаря – развитие гибкости словаря, его точности и выразительности
3. Активизация словаря – перенесение слов из пассивного словаря в активный. Это обеспечивается использованием пересказа, беседы, сочинения, изложения.
4. Устранение нелитературных слов – их перевод из активного словаря в пассивный. Нелитературные слова: диалекты, жаргонизмы, просторечные, нецензурные.
Обогащение словаря (приемы работы):
1. Словообразовательный анализ:
- Почему «подосиновик» так назвали? (Растет под осиной) От какого слова образовано это слово? («осина»)
2. Сопоставление слов в целях объяснения различий:
- Чем различаются слова «землянка» и «земляника»? («землянка» - дом, «земляника» - ягода)
|
|
3. Объяснение значения через контекст: Значение слова всегда раскрывается в контексте. Контекст можно найти в толковом словаре.
4. Включение нового слова в контекст: (На полях зеленеет озимь).
5. Выяснение значения слова по справочному материалу – словарю или сноскам.
6. Показ предмета, макета, картинки или действия.
7. Подбор синонимов (Холить – оберегать, окружать заботой).
8. Подбор антонимов (Старт – финиш).
9. Развернутое описание ситуации.
10. Логическое определение – называние родовых и видовых признаков предмета. (Крейсер – военный корабль).
Приемы работы над изобразительными средствами языка:
1. Обнаружение в тексте образных слов.
2. Объяснение значений слов и оборотов.
3. Иллюстрирование, словесное рисование (Ответ на вопрос: «Какую картинку вы себе представляете?»).
4. Использование проанализированных образцов в пересказе, сочинении и изложении.
5. Отработка интонации, подготовка к выразительному чтению текстов.
Приемы работы над уточнением словаря:
Работа с синонимами:
а) обнаружение синонимов в текстах, объяснение различий в их значениях;
б) найти синонимы в данном ряду и указать лишние слова (Бежит, глядит, спит, мчится, смотрит, несется, глаз не сводит);
в) расположить синонимы по возрастанию и убыванию признака. Составить предложение с ними;
г) подбор синонимов к данному слову, составление предложений с каждом из них. (Сказать – молвить, произнести, извлечь).
Работа с антонимами:
а) подбор антонимов;
б) составление предложений с парой антонимов;
в) заменить антонимы в предложении (Заяц бегает быстро, а черепаха ползает медленно);
|
|
г) продолжить начатое предложение с антонимами (В поле холодно, а в беличьим домике… тепло);
д) подобрать антонимы к многозначным словам (свежий хлеб – свежий ветер, черствый хлеб – теплый ветер).
Работа с паронимами:
а) нахождение паронимов в текстах;
б) Объяснение различий в значениях паронимов;
в) составление предложений с паронимами (Одеть – надеть, невежа – невежда, войти – зайти).
Работа с омонимами и многозначными словами:
а) подобрать слова, имеющие по 2-3 значения. На каждое значение составить предложение. (Заяц – животное, безбилетник);
б) сравнить значения слов в сочетаниях (предложениях). (Идут часы, идут дети, идет строительство);
в) подобрать близкие по смыслу слова к каждому значению данных слов. (Сырой картофель (невареный), сырая земля (мокрая));
г) подобрать антонимы к каждому значению слов (сырой картофель (вареный), сырой песок (сухой));
д) обнаружение омонимов в текстах;
е) составление предложений с омонимами.
Работа с фразеологизмами и пословицами:
а) обнаружение фразеологизмов в тексте;
б) объяснение значений фразеологизмов через синонимы и ситуацию;
в) составление предложения с фразеологизмами.
Приемы активизации словаря:
а) составление словосочетаний с нужными словами (судьба человека, судьба народа, изменить судьбу, благодарить судьбу);
б) составление предложений с заданными словами. (Мудрость приходит с возрастом. Сова-символ мудрости);
в) пересказ текста с использованием указанной лексики и фразеологии;
г) рассказы, сочинения с использованием указанных слов.
Содержание и организация работы над произведением на каждом из этапов, приёмы обучения. (28)
Основные этапы работы над произведением.
Практическое задание. Характеристика предложений.
План:
1. По наличию главных членов предложения: простое – сложное (ссп, спп, бсп).
2. По цели высказывания – повеств., побудительное, вопросительное.
3. По интонации: восклицательное или невосклицательное.
4. Из скольких частей состоит? Характеристика каждой части (прост/ сл., односост /двусост.,- безличное, определенно личное, неопред.личное…).
5. По наличию второстепенных членов предложения: распространённое - нераспространённое
6. Полн. Неполн.
7. Осложнено (однородными членами или обращением) - не осложнено.
8. Схема (если предложение осложнено: есть однородные члены - в виде кружков - или обращение - место обращения)
Последовательность действий, одновременность, обусловленность, чередование явлений, присоединительность, противопоставленность.