"Милости Твои, Господи, буду петь вечно" (Псал. 88:2).
Пение - эффективное средство обучения, врученное Богом учителю воскресной школы. Его воздействие на человека нельзя сравнить ни с чем другим. Каждый, кто проповедует духовные ценности, которые могут быть выражены музыкальными средствами, должен овладевать искусством песенного исполнения. Музыка, пение занимают особое место в учебном процессе. Это место определяется несколькими условиями.
I. Звучит ли музыка в вашем сердце?
Прежде чем предложить мелодию для пения, нужно, чтобы она прозвучала в вашем сердце. Музыка, не исходящая из сердца - просто шум. Несколько раз внимательно прочтите слова песни (псалма), вдумайтесь в них, соотнесите их смысл со своим жизненным опытом. Если слова песни не будут с каждым разом все глубже и глубже проникать в ваше сердце, волновать вас, то не стоит разучивать ее в классе.
II. Почему мы поем?
А. О пении часто говорится в Библии. Из Библии мы узнаем, что пение необходимо. Поэтому без песни в воскресной школе не будет послушания.
|
|
1. Основания земли были утверждены при общем ликовании (пении) утренних звезд (Иов. 38:6,7).
2. Иоанну было дано знать, что в вечности дети Божий будут продолжать петь (Откр. 5:9).
3. Господь повелел Моисею написать слова песни, научить ей сынов Израилевых, вложить ее в уста их (Втор. 31:19).
4. Мы должны "служить Господу с веселием; идти пред лицо Его с восклицанием", то есть пением (Псал. 99:2).
5. Мы должны назидать самих себя "псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах наших Господу" (Ефес. 5:19).
Б. К духовной истине - через песнопение. Это одно из самых волнующих занятий.
Пение доставляет удовольствие. Вместе с тем процесс пения связан с усвоением библейских истин, оказывающих влияние на мировоззрение человека.
В. Пение - средство самовыражения.
Знание приобретается через активное участие в учебном процессе, а пение - наиболее доступный путь к участию в нем.
1. Пенис - это движение. Таким образом через пение получаст выход сдерживаемая энергия ученика.
2. Песня дает выход эмоциям, идущим от сердца порывам любви, благодарности. Песней может быть выражена хвала Господу, молитва, исповедь и т. д.
Г. Песня порождает настроение, расположение души. Назовем некоторые из этих состояний:
1. Готовность к молитве.
2. Готовность к миссионерской активности.
3. Готовность к свидетельству.
Д. Песня помогает запомнить библейскую истину. Назовем лишь два случая:
1. Библейский рассказ.
К каждому библейскому рассказу можно подобрать соответствующий псалом.
2. Библейский стих.
|
|
Если нельзя подобрать песню, псалом, спойте стих на свою мелодию. Е. Песня - средство закрепления материала.
Если песня понравилась ученику, он будет напевать ее повсюду и за пределами воскресной школы. Правильно подобранная песня обязательно запомнится мелодией и словами, а слова донесут и заложенный в них смысл текста.
III. Какие песни должны мы петь?
А. Песня сама по себе.
Каждая песня имеет две стороны: слова и музыка. Эти две стороны вместе составляют единое целое - песню, псалом во славу Господа.
1. Слова.
Слова должны быть выверены по Библии, ибо в них - содержание песни, ее основа. Если содержание песни смущает вас, разучивать ее не нужно.
2. Музыка.
Музыка подчинена словам. Так как музыка - лишь средство передачи слов, то вместе со словами она должна передавать также их смысл и общее настроение песенного текста. Сегодня, когда на передний план выдвигаются ритм и динамика, нужно особенно подчеркивать слова, несущие смысл, а не музыкальную фразу, которая зачастую их забивает.
Б. Песня и дети.
1. Пусть дети владеют песенной сокровищницей.
Ученик, завладевший песенной сокровищницей, получает богатое наследство, через которое Святой Дух воздействует на него в течение всей последующей жизни. Поэтому учитель должен подбирать лишь такие песни, которые помогают детям духовно возрастать. Это должны быть хорошо написанные, имеющие глубокий смысл псалмы и песни для хорового исполнения, проверенные многолетним звучанием.
а. Разучивайте разные песни, например:
1). Песни восхваления.
2). Песни веры.
3). Песни свидетельства.
4). Молитвенные песни.
5). Миссионерские песни.
6). Призывные песни.
б. Чередуйте псалмы и песни для хора.
в. Разучивайте песни с движением и рефреном.
г. Ваши ученики должны научиться петь по крайней мере два золотых псалма в год.
2. Слова и музыка должны соответствовать возрасту учеников.
Не заставляйте их разучивать то, что им трудно и непонятно.
В. Песня и содержание урока. Песни полезны более всего, когда они соотнесены с содержанием программы обучения.
1. Подбирайте песню к теме урока.
Работая над планом урока, исходите из темы урока. Все остальное должно ей соответствовать.
2. Песня должна соответствовать последующей части урока,
а. Молитве должна предшествовать молитвенная песня,
б. Миссионерскому рассказу должна предшествовать миссионерская песня и т. д.
IV. Как разучивать песню?
А. Как должна исполняться песня? Здесь нужно учитывать два момента.
1. Песня должна исходить из сердца (Ефсс. 5:19).
а. Пение - вид богослужения, поклонения Богу.
Всякий поклоняющийся должен делать это от всего сердца, в духе и истине (Иоан. 4:24).
б. Пение — выражение внутреннего состояния, основанного на собственном опыте.
Если отсутствует переживание, голосом его выразить невозможно. Не заставляйте детей петь о том, о чем они знают лишь понаслышке. Рекомендуем воспользоваться двумя советами:
1). Подбирайте песни в основном библейского содержания, меньше разучивайте песни, основанные на личном переживании.
2). Песни свидетельства могут помочь вам направить детские души к духовным интересам, переживаниям.
2. Пение должно быть осознанным (Псал. 46:7,8). Бессмысленная радость пения не есть суть и назначение песни. Песня должна идти от сердца, но и от разума тоже (1 Кор. 14:15).
Чтобы запомнить смысл, нужно его понять. Старайтесь донести смысл песни до сознания детей. Нужно, чтобы песня произвела действие в душе ученика, способствовала духовному росту.
а. Смысл песни. Объясните каждое слово, фразу, если они могут вызвать вопросы.
б. Движение к духовному росту.
Дети не всегда понимают духовную ценность песни. Поэтому учитель должен коротко, доходчиво, конкретно указать детям на духовную истину, выраженную в песне, и как эту истину можно выразить через поступок, поведение.
|
|
Б. Как разучивать песню?
Не существует жесткой схемы для разучивания песен, так как и ученики бывают разные, и учителя не одинаковы, не говоря уже о песнях. Однако есть несколько общих правил, без которых трудно обойтись.
1. Расскажите о песне.
От того, как вы расскажете о песне, будет зависеть отношение к ней ваших учеников. Они должны видеть, что вы хорошо знаете песню и она вам по душе.
2. Спойте песню.
Да, вы должны спеть песню! Не нужно особенно готовиться к исполнению, пусть она просто прозвучит из ваших уст. Не просите извинить вашу неготовность, непрофессиональный голос, ошибки. Пока вы. сами на них не укажите, никто не обратит на них внимание. Если мелодия не дается вам, пусть кто-нибудь из ваших учеников споет вместо вас. Это нужно подготовить заранее. Иногда здесь может очень пригодиться магнитофонная запись. Если песня имеет несколько стихов, спойте первый стих и припев.
3. Объясните слова песни.
Объясните трудные слова и фразы, если они есть. Но не нужно тянуть объяснение слишком долго. Проверьте вопросами, все ли слова понятны.
4. Спойте ту часть песни, которую вы намерены разучить сегодня. Разбейте текст песни на равные, логически оправданные отрывки. Начните разучивать первую часть.
5. Предложите детям негромко спеть с вами.
Чтобы слышать ваш голос, дети должны петь тихо. Так им будет легче запомнить мелодию.
6. Повторите места, где были ошибки.
Очень важно исправить ошибку с самого начала, потом это будет сделать трудно. Спойте еще раз то место, где была допущена ошибка, предложите детям спеть вместе с вами, а затем самостоятельно.
7. Спойте с детьми в полный голос.
Чтобы дать детям почувствовать уверенность в себе, не выделяйтесь в общем хоре. Слабое место пройдите несколько раз.
Разучивая последующие части песни, руководствуйтесь указаниями 4-7.
8. Повторяйте песню в последующее время.
Как бы хорошо ни разучили вы песню с детьми, они забудут ее. Поэтому обязательно нужно петь ее в последующее время.
|
|
В. Наглядные пособия.
Наглядные пособия принесут большую пользу тому учителю, кто умеет работать с ними. Назовем некоторые из них:
1. Книги иллюстраций. . -»
Легки в обращении, долго не выходят из строя.
2. Классная доска. Основное достоинство: оперативность использования.
3. Фланелевый экран.
Не занимает много места, позволяет ученикам участвовать в процессе разбора песни. На фланелевом экране можно размещать:
а. Слова.
б. Слова и иллюстрации (вырезки из журналов и т. д.).
в. Слова и знаки.
4. Карточки. Основное достоинство: легки в обращении, богаты разнообразием.
а. Карточки стандартного типа. На них могут быть изображены слова, картинки, знаки.
б. Фигурные карточки. Такие карточки могут изображать Библию, сердце, лодку и т. д.
5. Сопровождение движением.
Основное достоинство: высвобождают энергию детей, помогают быстрее запоминать песню.
а. Рекомендуемое сопровождение движением.
Существует выработанная методика сопровождения движением некоторых известных песен.
б. Ваша собственная методика.
Если есть возможность сопровождать пение движением, попробуйте изобрести движения сами.
в. Предупреждение.
Движения должны сопровождать и дополнять слова песни, а не отвлекать от нее.
РЕЗЮМЕ. Общение с Господом побуждает человеческое сердце изливаться песней хвалы и благодарности. Анна, Давид, Неемия и Моисей оставили нам образцы таких песен свидетельств. Учитель воскресной школы призван приобщать детей к богатому музыкальному наследию духовного содержания. Песня должна быть составной частью процесса обучения, направленного к исполнению воли Божьей трудом Святого Духа.
Вопросы к обсуждению по теме:
1. Как запланируете вы расположить в ходе урока короткое хоровое исполнение и более длительное пение псалма?
2. Почему нужно тщательно подбирать песни к уроку?
3. Поете ли когда-нибудь "просто так", чтобы заполнить время ожидания или от нечего делать? Как к этому надо относиться?
4. Как сделать пение в воскресной школе более эффективным, более духовном, молитвенным?
5. Что можно сказать "за" и "против" песен с движением?