Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

Рыночный механизм – механизм формирования цен и распределения ресурсов, т. е. взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров и услуг. Основными элементами рыночного механизма являются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рынок – механизм взаимодействия покупателей и продавцов, другими словами, соотношение спроса и предложения. На рынке интересы покупателей сталкиваются с интересами продавцов. Экономический интерес покупателя состоит в том, чтобы купить качественный товар по более низкой цене. Ему противостоит производитель-продавец, который заинтересован в продаже товаров с максимальной прибылью. Когда интересы производителей и потребителей совпадают, возникает равновесие рынка. Его можно определить как ситуацию, когда предложение и спрос совпадают при приемлемой для потребителя и производителя цене. Равновесие – закон каждого конкурентного рынка.

Благодаря равновесию на каждом товарном рынке, поддерживается стабильность экономической системы в целом. Уравновешивание спроса и предложения может происходить стихийно или под регулирующим воздействием государства. В результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесная цена. Она фиксируется в точке, в которой пересекаются кривые спроса и предложения. Эта точка называется точкой равновесия, а соответствующая ей цена – равновесной (рисунок 4.3).

Рисунок 4.3 – Равновесие спроса и предложения

 

Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит, при котором величина спроса превышает величину предложения. Когда же рыночная цена выше цены равновесия, образуется избыток товаров, при котором объем предложения превышает объем спроса. Если цена поднимется выше точки равновесия, она будет стимулировать наращивание производства и предложения, образуется избыток товара. Между производителями данного товара начнется конкуренция, в результате которой цена на него начнет снижаться, приближаясь к точке равновесия. Если цена установится ниже равновесной, она обострит конкуренцию между покупателями. Это приведет к повышению цены, расширению производства и возвращению цены к ее равновесному значению. Так происходит колебание спроса и предложения вокруг цены равновесия, и благодаря конкуренции устанавливается рыночное равновесие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: