Прокурор осуществляет надзор за законностью исполнения приговора

Всем изложенным и определяется процессуальное положение прокурора в уголовном судопроизводстве. Особенность его заключается в том, что в стадии возбуждения дела и предварительного расследования прокурор разрешает все вопросы, возникающие в деле. От него, в частности, как и от следователя, зависит дальнейшее движение дела – его прекращение, приостановление, направления для предания обвиняемого суду.

С того же момента, когда дело поступает о прокурора в суд, все вопросы в нем в соответствующих стадиях процесса разрешает суд.

Прокурор в этих стадиях процесса поддерживает свои требования, в частности, в стадии судебного разбирательства поддерживает обвинение и дает заключения по возникающим при рассмотрении дела вопросам, решает же их суд.

К числу полномочий прокурора в суде относятся:

1. Поддержание государственного обвинения.

2. Реагирование на допущенные судом либо другим субъектом процесса нарушения закона путем заявления соответствующих ходатайств.

3. Обжалование приговора или другого решения суда (судьи), если он (прокурор) считает такие решения незаконными или необоснованными.

 

4. Орган дознания в уголовном процессе

Орган дознания — это государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Статья 113. Органы дознания

Органами дознания являются:

1) полиция;

2) органы государственной безопасности – по делам, отнесенным законом к их ведению;

3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений – по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими и военнообязанными во время прохождения ими сборов, а также по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в связи с выполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;

4) таможенные органы – по делам о контрабанде;

5) начальники учреждений исполнения наказаний, следственных изоляторов – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных на территории указанных учреждений;

6) органы государственного пожарного надзора – по делам о пожарах и нарушениях требований пожарной безопасности;

7) органы охраны государственной границы – по делам о нарушении государственной границы;

8) капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании.

В борьбе с преступностью вышеназванные органы осуществляют два вида деятельности:

1) оперативно-розыскную, которая регулируется Законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

2) уголовно-процессуальную деятельность, которая регулируется УПК.

Дознание как вид процессуальной деятельности представляет собой часть досудебного расследования, которое осуществляется по уголовному делу, причем дознание всегда проводится сразу после возбуждения уголовного дела, то есть дознание всегда выступает начальным этапом досудебного расследования преступлений.

Продолжительность такого дознания и объем полномочий органов дознания зависят от тяжести совершенного преступления. Если преступление не является тяжелым, орган дознания после возбуждения уголовного дела, руководствуясь УПК, ведет расследование с целью установления лица, которое совершило преступление. После установления такого лица орган дознания в течение 10 дней обязан провести необходимые следственные и процессуальные действия и потом составить постановление о передаче данного уголовного дела следователю. Это постановление подлежит утверждению прокурором.

Срок дознания по таким делам с момента возбуждения дела до момента установления лица, которое совершило преступление, не включается в срок досудебного следствия по данному делу.

В тех случаях, когда преступление является тяжким, орган дознания после возбуждения уголовного дела обязан в течение не более 10 дней провести все неотложные следственные действия. Затем орган дознания обязан составить постановление о передаче дела следователю, и это постановление также подлежит утверждению прокурором.

В следственной практике неотложными следственными действиями признаются:

* осмотр места происшествия;

* задержание лица в качестве подозреваемого и его допрос;

* обыск;

* выемка;

* освидетельствование;

* допрос потерпевшего;

* допрос свидетелей - очевидцев;

* допрос подозреваемого.

С учетом конкретных обстоятельств совершенного преступления неотложными могут быть и другие следственные действия.

Таким образом, срок дознания по делам о тяжких преступлениях не может превышать 10 дней с момента возбуждения уголовного дела, независимо от того, было ли установлено лицо, которое совершило преступление, или нет.

Орган дознания в соответствии с УПК может поручить осуществление расследования конкретному работнику, который находится в его подчинении.

Этот работник именуется лицом, производящим дознание (дознаватель) и все его решения по главным вопросам уголовного дела подлежат утверждению органом дознания. Для лица, производящего дознание, все указания органа дознания и прокурора являются обязательными. Оно может обжаловать их, не приостанавливая их выполнения.

Досудебное следствие представляет собой процессуальную деятельность по расследованию преступлений, которое осуществляется особым должностным лицом - следователем и детально регламентируется нормами УПК. Досудебное следствие является обязательной стадией по всем уголовным делам, за исключением дел частного обвинения и по делам с протокольной формой досудебной подготовки материалов, где отсутствует стадия досудебного расследования.

Статья 115. Полномочия органов дознания

1. На органы дознания возлагается принятие необходимых оперативно-разыскных мер в целях выявления признаков преступления и лиц, его совершивших.

2. Об обнаруженном преступлении и начатом дознании орган дознания немедленно уведомляет прокурора.

Статья 116. Порядок производства дознания по уголовным делам

1. При наличии признаков преступления, не являющегося тяжким, орган дознания возбуждает уголовное дело и, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона, проводит следственные действия до установления лица, его совершившего. После этого орган дознания, соблюдая сроки, предусмотренные частью 1 статьи 120 настоящего Кодекса, составляет постановление о передаче дела следователю, которое направляет прокурору для утверждения. При необходимости орган дознания проводит осмотр места происшествия до возбуждения уголовного дела в порядке, предусмотренном статьей 206 настоящего Кодекса.

2. В случае возбуждения органом дознания дела о тяжком преступлении он обязан передать его следователю через прокурора после выполнения неотложных следственных действий в пределах сроков, предусмотренных частью 2 статьи 120 настоящего Кодекса.

3. Если по делу о тяжком преступлении, переданному следователю, не установлено лицо, совершившее преступление, орган дознания продолжает выполнять оперативно-разыскные мероприятия и уведомляет следователя об их результатах.

4. После принятия следователем дела к своему производству орган дознания обязан выполнять поручения следователя по проведению следственных и разыскных действий.

Статья 117. Задержание органом дознания подозреваемого в совершении преступления

1. Орган дознания вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, только при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если это лицо покушалось на побег, или, когда оно не имеет постоянного места жительства, или когда не установлена личность подозреваемого.

3. О каждом случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня, часа, года, месяца, места задержания, пояснений задержанного, времени составления протокола о разъяснении подозреваемому в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Кодекса, права иметь свидание с защитником с момента задержания. Протокол подписывается лицом, его составившим, и задержанным.

4. Копия протокола задержания с перечнем прав и обязанностей немедленно вручается задержанному и в течение двадцати четырех часов предоставляется прокурору. По требованию прокурора ему также направляются материалы, послужившие основанием для задержания.

5. О задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания немедленно уведомляет одного из его родственников.

6. В течение семидесяти двух часов после задержания орган дознания:

1) освобождает задержанного – если не подтвердилось подозрение в совершении преступления, истек установленный законом срок задержания или задержание было произведено с нарушением требований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи;

2) освобождает задержанного и избирает в отношении него меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей;

3) доставляет задержанного к прокурору для рассмотрения вопроса о санкционировании избрания ему меры пресечения в виде заключения под стражу.

7. В случае обжалования задержания прокурору, жалоба задержанного немедленно направляется начальником места предварительного заключения или следователем прокурору. Жалоба рассматривается прокурором при разрешении вопроса о санкционировании избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Если жалоба поступила после окончания срока задержания или если следователь не обращался к прокурору с вопросом о предоставлении санкции, то данная жалоба рассматривается в течение трех дней с момента ее поступления или окончания срока задержания.

8. Если в установленный законом срок задержания постановление органа дознания об избрании задержанному лицу меры пресечения в виде заключения под стражу, санкционированное прокурором, или постановление об освобождении задержанного не поступило в учреждение предварительного заключения, начальник места предварительного заключения освобождает лицо, о чем составляет протокол и направляет уведомление об этом должностному лицу или органу, осуществившему задержание и прокурору.

Статья 120. Сроки производства дознания

1. По делу о преступлении, не являющимся тяжким или особо тяжким, дознание производится в срок не более десяти дней начиная с момента установления лица, его совершившего. Если такое лицо не установлено, дознание приостанавливается с соблюдением требований, предусмотренных статьей 225 настоящего Кодекса.

2. По делу о тяжком или особо тяжком преступлении дознание производится в срок не более десяти дней с момента возбуждения дела.

3. В случае избрания в отношении подозреваемого меры пресечения в порядке, предусмотренном статьей 179 настоящего Кодекса, дознание производится в срок не более пяти суток с момента избрания меры пресечения.

Статья 121. Окончание дознания

1. Дознание по делам завершается составлением постановления о направлении дела для производства предварительного следствия, которое утверждается прокурором.

2. При наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 6 настоящего Кодекса, орган дознания прекращает дело мотивированным постановлением, копия которого в течение суток направляется прокурору.

Статья 122. Обжалование действий и постановлений органов дознания

1. Действия и постановления органов дознания могут быть обжалованы прокурору.

2. В случае поступления жалобы прокурор обязан рассмотреть ее в течение десяти дней и решение по жалобе сообщить жалобщику.

3. Действия и постановления органов дознания могут быть обжалованы в суд.

4. Жалобы на действия и постановления органов дознания рассматриваются судом первой инстанции при предварительном рассмотрении дела или при рассмотрении его по существу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

5. Следователь в уголовном процессе

Следователь определяется как должностное лицо, уполномоченное в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Следователь самостоятелен в своих решениях и несет персональную ответственность за законность и обоснованность досудебного следствия. Он обязан полно и объективно исследовать все обстоятельства дела, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его вину обстоятельства. Он обязан также оперативно и в установленные законом сроки своевременно раскрыть преступление и изобличить виновных в его совершении.

При расследовании дела следователь обязан выявлять причины и условия, способствовавшие совершению преступления, и принимать меры через соответствующие органы к их устранению. Он обязан широко использовать помощь общественности для выявления и устранения причин и условий, способствовавших совершению преступлений. А также для пресечения и раскрытия преступлений и при розыске преступников.

По расследуемым им делам следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве розыскных и следственных действий. Такие указания и поручения обязательны для органов дознания.

Правильно организованное взаимодействие следователя и органа дознания, умелое сочетание оперативно-розыскных и следственных действий – непременное условие успешного раскрытия преступлений.

Постановление следователя, вынесенное в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Cледователь уполномочен осуществлять только одну функцию: а именно, - расследование. При этом следователь не может осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Основные полномочия следователя закреплены в УПК. В отличие от органов дознания и дознавателя, следователь обладает определенной процессуальной самостоятельностью при расследовании уголовных дел.

Процессуальная самостоятельность следователя состоит в следующем: при проведении досудебного следствия все решения о направлении следствия и о проведении следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора либо судьи, и он несет полную ответственность за их законное и своевременное проведения. Процессуальная самостоятельность следователя проявляется и в том, что он в случае несогласия с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, классификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд с обвинительным заключением или о прекращении дела вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает проведение следствия по этому делу другому следователю. Кроме того, следователь при расследовании преступлений имеет право:

1) давать органам дознания обязательные для них поручения о проведении по делу следственных и оперативно-розыскных действий;

2) приступить к проведению досудебного следствия, не дожидаясь окончания дознания по данному делу;

3) выносить постановления по уголовным делам, которые находятся у него в производстве, которые адресуются определенным предприятиям, учреждениям, организациям, должностным лицам или гражданам и являются для последних обязательными для исполнения;

4) использовать при производстве расследования технические средства, в том числе звукозапись, кинозапись, видеозапись.

Статья 126. Полномочия следователя

1. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, если законом предусмотрено получение санкции прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.

2. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения или о прекращении дела следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указания нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.

3. Следователь по расследуемым им делам вправе давать органам дознания поручения и указания о производстве разыскных и следственных действий и требовать от органов дознания помощи при производстве отдельных следственных действий. Такие поручения и указания следователя являются для органов дознания обязательными.

4. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом в уголовном деле, которое находится в его производстве, являются обязательными для выполнения всеми юридическими и должностными лицами и гражданами.

5. При проведении следственных действий следователь вправе использовать машинопись, звукозапись, стенографирование, киносъемку и видеозапись.

6. Начальник следственного отдела в уголовном процессе

Начальник следственного отдела – это руководитель следственного подразделения органов прокуратуры, налоговой полиции любого уровня, которые выполняют функцию ведомственного контроля за процессуальной и организационной деятельностью следователя.

Статья 127. Полномочия начальника следственного отдела

1. Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию и предотвращению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

2. Начальник следственного отдела вправе проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям, а также участвовать в производстве предварительного следствия и лично проводить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя.

3. Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и являются обязательными для исполнения.

4. Обжалование этих указаний прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 126 настоящего Кодекса.

5. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с правилами, установленными настоящим Кодексом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: