Организация складского хозяйства

 

На складах АТП хранят только самые «ходовые» детали и запасы их минимальны. На складах более высокого уровня хранимая номенклатура шире и запасы по каждому наименованию больше. Вся номенклатура запчастей и самые большие запасы каждого наименования деталей хранятся на центральном складе, например, завода-изготовителя данного автомобиля.

Структура схемы, складывающейся в России рыночной системы материально-технического обеспечения автомобильного транспорта, приведена на рис. 10.1.

 

 

Рис. 10.1. Структура системы обеспечения автомобильного транспорта запасными частями

 

Потребителями запасных частей для выполнения работ по ТО и ремонту автотранспортных средств, кроме фирменных дилерских центров, являются: независимые ремонтные мастерские и СТО, многочисленные предприятия различных форм собственности, имеющие собственный автотранспорт и индивидуальные владельцы автомобилей.

В первую очередь, это крупные АТП, имеющие большой, но достаточно однотипный парк, занимающиеся перевозкой различных грузов и пассажиров и располагающие собственной ПТБ. Они сами оптом через агентские фирмы и оптовиков закупают необходимые запасные части и материалы, хранят их на своих складах и используют для проведения ТО и ремонта.

Другие крупные предприятия, имеющие большой разномарочный парк и свою развитую ПТБ (агропромышленные предприятия, крупные заводы, строительные организации, горнодобывающие предприятия), из-за сравнительно большой номенклатуры покупают запчасти мелким оптом и в розницу, пользуясь услугами магазинов и многочисленных посредников.

Многочисленная группа средних и мелких АТП, имеющих небольшой автопарк - типичные мелкооптовые и розничные потребители запчастей и материалов, приобретаемых в магазинах, на рынках и у посредников.

Характерной негативной особенностью является:

- наличие многочисленных посредников, которые не имеют четких обязательств перед покупателями и не гарантируют качество поставляемой продукции, при достаточно высокой их цене;

- большая вероятность проникновения на потребительский рынок некачественных запасных частей и материалов;

- малый объём качественных услуг по ТО и ремонту автомобилей, оказываемых фирменными предприятиями автосервиса.

Техническое имущество (агрегаты, запасные части, материалы, шины и т. п.) хранят в складских помещениях. Эти помещения должны обеспечивать удобство приема поступающего имущества и подготовки его к хранению, сохранность и быстроту выдачи, пожарную безопасность. В зависимости от мощности (размера) АТП склады подразделяют на общепроизводственные, промежуточные и цеховые (склады производственных участков). В зависимости от назначения общепроизводственные склады делят на материальные (запчасти, шины, материалы, инструмент, топливо, смазочные материалы, вспомогательное и другие эксплуатационные материалы), ремонтного фонда (снятых с автомобилей и пригодных к восстановлению и восстановленных запасных частей), хозяйственные (тары, спецодежды, раб инвентаря, такелажа и т. п.), утиля (негодное имущество для последующей сдачи на повторное использование и утилизацию).

Размещение складов на территории АТП, их число зависят от характера материалов, их ценности и назначения. Например, склады запчастей и материалов располагаются ближе к зонам ТО и ремонта.

Для механизации погрузочно-разгрузочных работ склады оборудуют кранами-штабелерами, тельферами, тележками, лифтами и другими подъемно-транспортными механизмами. При выборе места расположения технического имущества следует иметь в виду, что на нижние полки стеллажей необходимо укладывать тяжелые и трудноперемещаемые детали и узлы, а на верхние — более мелкие. К полкам (клеткам) стеллажей прикрепляют ярлыки с наименованием имущества. Имущество, хранящееся в таре (ящиках), укладывают в штабеля на деревянных подкладках. Высота таких штабелей зависит от высоты помещения, рода имущества, прочности упаковки и используемых средств обслуживания (складирования). Между штабелями должны быть проходы шириной 1 м для осмотра, маркировки, укладки, выдачи и вентиляции. На каждом ящике прикрепляют бирку с указанием наименования и количества материала. К полкам (клеткам) стеллажей прикрепляют ярлыки с наименованием, номенклатурным номером, нормой запаса.

Учет материальных ценностей, поступающих на склад, а также выданных производству и возвращенных обратно, осуществляется с использованием типовой первичной документации, утвержденной Минфином РФ:

- приходного ордера, который оформляется при поступлении материальной ценности на склад от поставщиков;

- акта о приемке материалов при обнаружении количественного или качественного расхождения от данных, указанных в сопроводительных документах;

- накладной на внутреннее перемещение для учета перемещения материальных ценностей внутри предприятия;

- накладной на отпуск материалов «на сторону» при продаже материальных ценностей сторонним организациям;

- карточек складского учета материалов, которые ведутся на складах с заполнением прихода, расхода, выведением остатков, открываются на каждый отдельный номенклатурный номер материала и группируются в картотеке по сортам, видам, размерам и местам хранения материальных ценностей;

- ведомости учета остатков материалов на складах, которая применяется для предприятий, ведущих учет материальных ценностей по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому)методу, при котором на складах ведется количественный учет, а в бухгалтерии - стоимостной;

- справки об отклонениях фактического остатка от установленных норм запаса.

Для оперативного контроля за использованием установленного лимита на средних и крупных предприятиях отпуск материалов производству осуществляется по лимитно-заборным картам, оформляемым сроком на два месяца.

На крупных складах организуют автоматизированный учет, цветовую сигнализацию о предельных остатках или отсутствии материала.

Номенклатура хранимых на АТП запасных частей, агрегатов и материалов может составлять несколько тысяч наименований, причем запасные части и материалы могут составлять до 50%, материалы – до 10%, шины – до 15%, топливо – до 5%, остальные изделия – до 20% от общей стоимости.

Для облегчения учета их разбивают на 10 основных групп: металлы (прутки круглые и шестигранные, листовая сталь, проволока, стальные и латунные трубки, припой, свинец, медь и т.п.); инструменты и приспособления (метчики, плашки, сверла, фрезы, развертки, микрометры, линейки и т.д.); электротехнические товары (электродвигатели, трансформаторы, провода, предохранители, пускатели, распределительные щиты, розетки, осветительные лампы и т.п.); скобяные товары (гвозди, шурупы, скобы, ручки и т.п.); москательные товары и химикаты (растворители, краски, клеи, олифа, шампуни, серная и соляная кислоты и т.д.); ремонтно-строительные материалы (доски, цемент, кирпич, известь, фанера и т.п.); вспомогательные материалы (веревки, тросы, брезенты и т.п.); спецодежда, станки и принадлежности к ним и разные материалы.

Каждая из этих групп тоже делится на 10 подгрупп по однородности материала. Каждую подгруппу делят на 10 частей и каждый хранимый элемент получает свой номер. Это позволяет каждому элементу присвоить свой номенклатурный номер, полностью характеризующий его и позволяющий располагать материалы на складах в определенной последовательности.

Все приобретаемые запасные части и материалы должны храниться в специальных помещениях, для чего в АТП предусматриваются центральный склад, склад горюче-смазочных материалов, склад шин, склад лакокрасочных материалов и химикатов, инструментально-раздаточную кладовую, такелажную кладовую, склад утиля и промежуточный склад.

В центральном складе хранятся запасные части, агрегаты и материалы. Их располагают на стеллажах, обеспечивающих хороший доступ к ним.

Прутковые материалы хранятся на многоярусных стеллажах. Листовые металлы – в кипах. Остальные агрегаты, запчасти и материалы хранятся с учетом габаритов и их функционального назначения. Для габаритных и тяжелых изделий используются специальные подставки. Для удобной и безопасной работы склад оборудуют средствами малой механизации: талью, монорельсом, кран-балкой и т.п. Склад шин предназначен для хранения покрышек, камер и других резинотехнических изделий. Помещение склада должно быть защищено от дневного света. В нем не должны храниться другие материалы, растворители и прочие химические вещества. Покрышки хранят в вертикальном положении на стеллажах. Раз в квартал у них меняют точку опоры, чтобы не возникало остаточных деформаций. Камеры хранятся вложенными в новые покрышки и припудренными тальком, или на вешалках с круглыми полками. Они должны быть слегка накаченными. Примерно через месяц камеры на вешалках поворачивают, чтобы изменить точку подвеса. Сырую резину хранят в рулонах на стеллажах. Там же могут храниться и другие резинотехнические материалы.

Лакокрасочные материалы и химикаты хранят в огнестойком помещении, имеющем непосредственный выход наружу. Вся тара для их хранения должна иметь бирки с точным названием содержащихся в них материалов. Ее располагают на многоярусных секционных стеллажах.

Инструментально-раздаточная кладовая предназначена для содержания контрольно-измерительного, режущего, монтажно-демонтажного инструмента и приспособлений, водительского инструмента. Его хранят тоже на многоярусных секционных стеллажах. В кладовой может располагаться оборудование и приспособления для ремонта и заточки инструмента.

В такелажной кладовой хранят погрузочный инвентарь: тросы, чалки, веревки, цепи, ломы, брезенты. Здесь применяются полочные многоярусные стеллажи. В кладовой возможна установка вешалок для сушки такелажного инвентаря.

В складе утиля хранится негодное имущество и материалы, которые накапливаются по видам до реализуемых партий и передаются другим организациям для вторичного использования. Для этого используются железные или деревянные ящики и коробки. Склад утиля может организовываться на огороженных площадках под открытым небом или в помещении. Промежуточные склады создаются на крупных АТП для хранения оборотного фонда автомобильных агрегатов, если на предприятии используется агрегатно-участковая форма ремонта подвижного состава.

Хранение топливо-смазочных материалов должно осуществляться в отдельных огнестойких помещениях. Они хранятся в железной и деревянной таре (пластичные смазки). Габаритные емкости устанавливаются прямо на полу, покрытие которого не должно давать искру при ударе и быть стойким к воздействию нефтепродуктов и пожаробезопасным.

Масла и смазки могут располагаться на стеллажах. Электропроводка на складе должна иметь взрывозащитное исполнение. Помещение оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией. На небольших автотранспортных предприятиях некоторые из перечисленных складов могут объединяться, если возможно совместное хранение находящихся в них материалов.

Сырье, материалы, полуфабрикаты, топливо и прочие материальные ценности на заводах и фабриках хранятся на складах. Состав, число и размеры последних зависят от номенклатуры и количества потребляемых материальных ценностей. На крупных предприятиях количество складов нередко достигает нескольких десятков. Виды складов.

Фабрично-заводские склады подразделяются на материальные, производственные, сбытовые и др. Материальные, или снабженческие склады предназначены для хранения поступающих извне сырья, материалов, топлива и полуфабрикатов.

В производственных складах хранятся полуфабрикаты собственного производства, инструменты, запасные части для оборудования.

Сбытовые склады предназначены для хранения готовой продукции и отходов производства. Прочие склады используются для хранения резервного оборудования и для других надобностей.

Количество, состав, емкость и специализация складов образуют структуру складского хозяйства предприятия. Организация складов, их техническое оснащение и размещение на территории завода и фабрики имеют существенное значение для работы и экономики предприятия. Организация складского хозяйства оказывает влияние на пропускную способность складов, трудоемкость и себестоимость складских работ, на величину внутризаводских транспортных расходов и т. д.

По уровне специализации материальные склады подразделяются на специализированные и универсальные. Обычно склады оснащаются стеллажами, которые размещаются таким образом, чтобы эффективно использовать всю их кубатуру. Материалы хранятся в стандартной таре, которая удобно размещается на стеллажах и легко перевозится с помощью транспортеров и штабелеукладчиков. Организация складских работ.

Осуществляемые на материальных складах работы можно свести к следующим основным операциям: приемка материалов, размещение их, хранение, подготовка к производственному потреблению, отпуск производственным и другим участкам предприятия и учет материальных ценностей.

Поступающие на склад материалы проходят количественную и качественную приемку. Количественная приемка заключается в проверке соответствия фактического наличия материалов указанному в сопроводительных документах. Первоначальная проверка поступающих извне грузов производится представителем предприятия на железнодорожной станции. Здесь проверяется число прибывших мест, целость упаковки, иногда вес груза. Если устанавливается расхождение между фактическим наличием и тем, которое указано в сопроводительных документах, то на железнодорожной станции составляется так называемой коммерческий акт для предъявления претензий виновнику недостачи — поставщику или транспортной организации.

Если же количество поступившего материала по наружному осмотру не вызывает сомнения, то вес его на станции прибытия обычно не проверяется. Такой материал выборочным путем проверяется на складе предприятия. При обнаружении в результате проверки расхождения между количеством по документам и фактическим наличием составляется акт для предъявления его поставщику.

Наряду с количественной проверкой на складах проводится качественная приемка. Она осуществляется органами технического контроля с привлечением в необходимых случаях лабораторий. Качественной проверкой устанавливается соответствие полученных материалов стандартам или техническим условиям. При несоответствии материала стандарту или техническим условиям вызывается представитель поставщика и составляется акт о непригодности материала. Если же партия непригодного материала невелика или представитель поставщика не может прибыть, то акт о непригодности составляется комиссией предприятия с привлечением представителя незаинтересованной организации. Акт направляется поставщику с одновременным запросом, как поступить с забракованным материалом. Последний, до указания владельца находится у потребителя на ответственном хранении в особо отведенном месте. Как правило, качественная проверка материалов и полуфабрикатов проводится только по особо ответственным их видам, так как громадное большинство поставщиков само проверяет качество своей продукции перед ее отправкой.

Принятые на склад материалы размещаются с соблюдением определенных требований учета и хранения. При этом каждый материал должен размещаться на складе с учетом того, чтобы обеспечить сохранение количества и качества материалов. Материалы одинакового наименования размещаются на одном участке, материалы тяжелые и громоздкие должны размещаться ближе к месту выдачи.

На большинстве промышленных предприятий при материальных складах существуют специальные участки подготовки материалов к производству. Так, в централизованном порядке на многих заводах и фабриках организован раскрой черных металлов, леса и других материалов. Это дает возможность более экономно использовать материал, применяя методы комбинированного раскроя, используя отходы для производства более мелких деталей и т. д.

Одним из видов подготовки материалов к производству является комплектование материалов и полуфабрикатов перед отпуском их производственным цехам. Отпуск материала цехам осуществляется на основании установленных лимитов для каждого цеха. В зависимости от типа производства и характера материалов применяется разный порядок отпуска материалов.

Основные материалы в массовом и крупносерийном производстве отпускаются по планкартам. Планкарта представляет документ, составляемый отделом снабжения или планово-производственным отделом, в котором указывается установленный цеху месячный лимит по каждому виду материала, а также сроки и партии подачи. В соответствии с планкартами склад своими транспортными средствами доставляет каждому цеху в установленные сроки партии материалов и полуфабрикатов. Отпуск материалов оформляется приемо-сдаточными накладными.

На предприятиях серийного и единичного производства основные и вспомогательные материалы, а также вспомогательные материалы в массовом и крупносерийном производстве отпускаются по разовым требованиям в соответствии с лимитными картами и ведомостями. Отпуск оформляется накладными или расписками получателя в лимитных картах или ведомостях.

Для обеспечения нормальной работы предприятия очень важно организовать оперативное регулирование запасов. С этой целью устанавливается контроль за состоянием гарантийных запасов на складах. Если часть гарантийных запасов начинает выдаваться в цехи, то это служит сигналом того, что нормальный ход производства может быть нарушен. Об этом ставятся в известность органы материально-технического снабжения. Такую же реакцию должны вызывать факты превышения размеров запасов, установленных по категориям материальных ресурсов. Таким образом, склады не только выполняют функции хранения и подготовки материалов к выдаче их в производство, но и помогают оперативно регулировать их потребление.

Для обеспечения непрерывности процесса производства необходимо иметь постоянный запас сырья, топлива и других предметов труда. Для их хранения требуются склады, которые должны обеспечивать планомерное и бесперебойное снабжение производства необходимыми материалами. На складах, помимо хранения, выполняют комплекс работ, связанный с подготовкой материалов к производственному потреблению.

На автотранспортных предприятиях создаются склады для хранения следующих видов материалов:

1. автомобильного топлива (если предприятие не пользуется заправочными станциями общего пользования),

2. смазочных материалов,

3. шин и резиновых материалов,

4. запасных частей и агрегатов,

5. технических материалов,

6. топлива для хозяйственных целей,

7. строительных материалов и др.

В авторемонтном производстве склады в зависимости от их назначения делятся на снабженческие, сбытовые и производственные. Снабженческие склады предназначены для хранения основных и вспомогательных материалов, запасных частей, жидкого топлива и смазочных материалов, твердого топлива, лесоматериалов. Сбытовые — для объектов, ожидающих ремонта, готовой продукции, лома и отходов, подлежащих реализации. Производственные — для деталей, ожидающих ремонта.

По виду и характеру хранимых материалов склады АТП делятся на универсальные и специализированные. Универсальные склады приспособлены для хранения различных видов материалов. К ним относятся центральные склады, предназначенные для хранения материалов и изделий производственного и хозяйственного назначения и др. Специализированные склады предназначаются для хранения определенных видов материалов. По месту расположения и масштабу действия склады делятся на общезаводские, участковые и прицеховые.

Склады предприятий автомобильного транспорта должны обеспечивать сохранность материальных ценностей (не допускать старения и окисления материалов и т. п.), пожарную безопасность, нормальные санитарно-гигиенические условия для работников. Поэтому в соответствии с физическими, химическими и другими качествами хранимых материальных ценностей выбирается конструкция хранилища, устанавливаются наиболее рациональные параметры хранения (температура в складе, влажность воздуха, освещенность, воздухообмен и т. д.). Эти требования изложены в технической литературе по автомобильному транспорту.

Склады штучных и тарно-упаковочных материальных ценностей для обеспечения их сохранности, удобства размещения и лучшего использования площади помещений оборудуются стеллажами, размер, ярусность и расположение которых зависят от габаритных размеров, физических и других свойств хранимых материалов. Для количественной приемки и выдачи материалов применяются весы и различные измерительные устройства и инструменты. Для облегчения подъемно-транспортных работ используются монорельсы, тельферы, различные тележки, автопогрузчики, штабелеукладчики; многоэтажные склады оборудуются лифтами. В складах может устанавливаться различное заготовительное оборудование (механические ножовки и др.), станки для заточки инструментов.

Количественную приемку материальных ценностей осуществляет кладовщик склада, отвечающий за сохранность поступающих на склад материалов. Основанием приемки на склад служат документы (счет-фактура, приемо-сдаточный акт), в которых указываются наименования грузоотправителя и грузополучателя.

На современных складах ведется картотека, состоящая из карточек учета, открываемых на каждый вид, сорт и размер материалов или деталей. В ней указывают место хранения данного вида материалов (площадка, стеллаж, ячейка), норму запаса и фактическое наличие.

На вкладе ведется учет движения материальных ценностей. Прием материалов на склад осуществляется на основании приходных документов и регистрируется в картотеке в графе "Приход" с указанием даты приема, выдачи приходного документа и его номера. Выдает материалы материально ответственное лицо по оформленным требованиям. Эти требования подписываются уполномоченными на это лицами. При выдаче материалов в специальную учетную карточку записываются! дата выдачи, номер расходного документа и количество выданных материалов. Практикуется также выдача материалов со складов по лимитным ведомостям и заборным книжкам. Это сокращает количество первичной документации.

В связи с тем, что производственный процесс автотранспортных и авторемонтных предприятий зависит от работы складов, их деятельность необходимо оценивать по комплексу технико-экономических показателей, главными из которых являются: грузооборот склада, скорость оборачиваемости материалов; сохранность материальных ценностей, бесперебойность снабжения производственных подразделений предприятия, использование площади и объема складских помещений, себестоимость переработки 1 т материалов, производительность труда работников склада и степень механизации складских операций, размер капитальных вложений.

Учет, планирование и анализ движения материальных ценностей на складах рационально проводить с применением локальных информационных сетей и ЭВМ.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: