Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования
«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Факультет психологии
Кафедра теоретической и прикладной психологии
Реферат
Техники семейного консультирования и психотерапии
Работу выполнила: студентка Zm 1128 группы направления подготовки 37.04.01 Психология профиль «Психологическое консультирование и неврачебная психотерапия» Потапова Елена Сергеевна | |
Руководитель: зав.кафедрой, кандидат психологических наук, доцент Самбикина Оксана Семеновна |
ПЕРМЬ
2019
Содержание
1. Введение 3
2.1.Техники с использованием фантазий и образов 6
|
|
2.2.Социометрические техники 8
2.3. Техники для работы со структурой семьи 19
2.4. Поведенческие техники 27
2.5. Парадоксальные техники 40
2.6. Техники работы с семейными ролями 46
2.7. Техники работы с семейными границами и правилами 50
2.8. Техники работы с семейной историей и мифами 53
2.9. Психодраматические техники 69
2.10. Техники арт-терапии при работе с семьей 84
3. Заключение 95
4. Литература 97
Введение
В науке в настоящее время существует множество техник семейного консультирования и психотерапии. Также все больше возрастает количество техник и процедур, используемых практическим психологом. Значительное количество техник и технических приемов, используемых в настоящее время в современной семейной терапии, было позаимствовано из общей психотерапии. Однако помимо этого были разработаны и оригинальные семейно-ориентированные техники, основанные на теоретических разработках в рамках психологии и психотерапии семьи.
|
|
Техника семейной терапии представляет собой специально организованную терапевтом системную процедуру, включающую комплекс приемов, предписаний, действий, осуществляемых терапевтом в отношении семьи в рамках терапевтического процесса. Разработанная в рамках определенного метода (направления, школы) психотерапии, техника преследует определенную цель и направлена на решение одной или нескольких терапевтических задач.
Каждое направление делает акцент на тех или иных способах работы с семьей, на специальных технических приемах, которые иногда являются своеобразной «визитной карточкой» данного подхода. К таким «визитным карточкам» относятся, например, парадоксальные предписания стратегических семейных терапевтов.
Большинство техник могут быть использованы и в терапевтических, и в диагностических целях — для получения информации о семейной системе, о способах ее адаптации к кризисной ситуации, ее основных структурных особенностях и нарушениях, характере семейного взаимодействия. Выбор и использование той или иной техники при работе с семьей определяется следующими факторами:
· особенности проблемной ситуации семьи, обратившейся за психологической помощью (этап жизненного цикла, на котором находится семья; специфика переживаемого семьей кризиса и др.);
· особенности семьи как системы (состав семьи; степень дисфункции семейной системы; уровень развития коммуникативных навыков членов семьи, социокультурные особенности и др.);
· особенности терапевтической ситуации (пространственно-временной континуум процесса психотерапии; композиция психотерапевтической команды и др.);
· уместность использования техники на данном этапе работы с семьей;
· предпочтения терапевта, основанные на его личностных особенностях (данный технический прием должен органично сочетаться с индивидуальным терапевтическим стилем психотерапевта) (1).
Процессуально-техническая модель семейной психотерапии
Этап семейной психотерапии | Техники и технические приемы, используемые в семейной терапии | |
Общие техники | Техники семейной терапии | |
1. Установление контакта с семьей | Техники установления контакта. Технические приемы ведения беседы | Техники присоединения к семейной системе |
2. Сбор информации о проблемной ситуации и особенностях взаимоотношений членов дисфункциональной семьи | Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и выяснение чувств, интерпретация, обобщение и др.) | Циркулярное интервью. Прослеживание циркулярных последовательностей. Техники, используемые для диагностики семенной системы (определение типа структурных нарушений и дисфункциональных паттернов семейного взаимодействия): социометрические техники, техники, основанные на использовании воображения |
3. Выдвижение и проверка терапевтических гипотез | Технические приемы ведения беседы (техники слушания: постановка вопросов, выяснение, перефразирование, уточнение, отражение и выяснение чувств, интерпретация, обобщение и др.) | Социометрические техники. Техники, основанные на использовании воображения |
4. Психотерапевтическое вмешательство | Конфронтация. Прямые директивы. Интерпретации. | Структурные вмешательства. Техники, основанные на использовании воображения. Парадоксальные техники. Поведенческие техники |
5. Завершение психотерапии | Технические приемы ведения беседы (обобщение, резюмирование и др.) | Социометрические техники, техники, основанные на использовании воображения, предназначенные для диагностики произошедших в семье изменений и определения эффективных способов использования внутренних ресурсов семьи |
|
|
Существует ряд неспецифических техник, которые могут использоваться на разных этапах как семейного консультирования, так и психотерапии. Общие (неспецифические) техники обслуживают сам процесс терапии, способствуя поддержанию контакта с семьей, достижению взаимопонимания, передаче информации семье и т. п. Техники семейной терапии направлены на достижение изменений в семейной системе на любом из уровней ее функционирования.
В таблице выше представлена процессуально-техническая модель, отражающая целесообразность применения общих (неспецифических) и специфических техник на определенных этапах терапевтического процесса в семейной психотерапии.
Этапы процесса семейной терапии мы рассматриваем как взаимосвязанные и взаимозаменяемые модули (за исключением первого и последнего этапов). Так, в процессе психотерапии диагностика семейных отношений неотделима от терапевтического вмешательства. Кроме того, этапы диагностики и коррекции не являются строго фиксированными. Терапевту приходится неоднократно в ходе работы с семьей отслеживать изменения, происходящие в функционировании семьи, корректируя свою работу и определяя направление дальнейших интервенций.
Основные инструменты психолога и психотерапевта - это навыки наблюдения за клиентом (семьей), проявления внимания и интереса, техники слушания и воздействия. Этими инструментами служат вербальные и невербальные формы коммуникации. Используемые в семейной психотерапии техники (техники слушания и воздействия) аналогичны используемым в индивидуальном психологическом консультировании и психотерапии.
|
|
Обычно психотерапевт активно использует и вербальные, и невербальные средства общения с семьей. К помощи слов терапевт в большей мере прибегает с целью передачи информации, в то время как невербальный канал применяется им для выражения поддержки, демонстрации внимания, интереса, сопереживания (12).
В свою очередь, вербальные и невербальные проявления членов семьи и в особенности соотнесение того, что члены семьи рассказывают о себе и о проблемной ситуации, с выражением их лиц, жестами, характером поз, размещением в пространстве, служат источником важной информации, которая может быть использована психотерапевтом в работе с ними.
С самого начала терапии важно помнить о том, что семья обратилась за помощью, и на первом этапе работы важно установление контакта, а не демонстрация технических приемов (3).
Далее более подробно будут рассмотрены существующие техники в семейном консультировании и психотерапии.