Психодраматические техники

Преимущество аналитической психодрамы перед другими методами индивидуальной и групповой психотерапии заключается в том, что она использует протоязык – язык чувств, мимики, жестов, поступков, поведения. Именно поэтому она доступна людям разного возраста: детям начиная с четырех-пяти лет, подросткам, взрослым и пожилым людям. В психодраме участники имеют возможность моделировать собственные представления о тех или иных психотравмирующих ситуациях.

Применительно к семейной психотерапии драматизация выступает уже не как метод, а как техника, поэтому может быть применена, скажем, однократно. Она дополняет вербальную дискуссию моделированием значимых ситуаций с обращением к чувствам и поступкам клиентов.

Одним из вариантов работы с семьями является проигрывание различных историй, сочиненных членами семьи, а также сказок. Затем идет реагирование: работа над частными проблемами, не захватывающими целиком внутри– и межличностное пространство, например над ситуацией «просьба-отказ». Эта работа проходит в форме ролевых игр и не предполагает исследования глубинных проблем. Затем члены семьи начинают проигрывать психотравмирующие ситуации: отношения с родителями, детьми, другими родственниками и значимыми окружающими людьми.

Психодрама предлагает метод для работы с семейной ситуацией в том виде, в котором она хранится и живет внутри нас. Не всегда есть возможность работать непосредственно с членами родительской семьи, тем не менее есть способы воспроизвести «внутреннюю правду» и перенести родительскую семью из памяти на психодраматическую сцену. В ходе психодрамы защитные тактики и способы решения конфликтов, появившиеся в детстве, всплывают на поверхность. Как только они оказались на поверхности, их легче идентифицировать и, таким образом, прочувствовать и понять, почему они стали необходимыми для выживания ребенка во «враждебном мире» своего дома. Контакт с душевной травмой на более низком уровне, чем вербальное мышление, позволяет клиенту оживить свой травматический опыт, почувствовать его в настоящем и избавиться от него (16).

«Дух дома». Цель техники – выявить неосознаваемую атмосферу дома и высвободить сохранившиеся ощущения, связанные с той атмосферой.

Работа совершается поэтапно:

1. Терапевт просит клиентов визуально представить себе характерную атмосферу родительского дома. Участники расслабляются и возвращаются в свое детство. Они должны постараться мысленно представить свою семью как можно ярче: где я нахожусь в доме, как выгляжу и пр.

2. Терапевт предлагает выбрать в качестве протагониста человека, который максимально «разогрет». Тот выбирает участников группы, которые будут исполнять роль членов семьи, домашних животных и пр., а также «актера», который будет играть протагониста. Попросите протагониста указать местонахождение и положение каждого члена семьи и придать им позы и выражения, которые наиболее характерны. «Вспомогательные „Я“ замирают в этих позах.

3. Протагонист ходит вокруг «скульптур», рассматривая их и переживая те чувства, которые они вызывают. Затем он берет на себя роль «духа дома», говоря: «Я дух этого дома и…» В этот момент он может высказать все, что ему хотелось бы сказать о неосознаваемых настроениях, царивших в родительской семье. Он может встать перед любым из действующих лиц, включая самого себя, и сказать о том, что происходит у человека внутри.

4. Протагонист заканчивает сцену, говоря от имени «духа дома» все, что ему кажется правильным.

5. Психотерапевт оставляет достаточно времени для обсуждения и выражения пережитых чувств.

Эта техника может использоваться «для разогрева» перед семейной психодрамой или в качестве самостоятельного упражнения с обсуждением в конце. Его также может выполнять один протагонист, произносящий монолог от имени «духа дома» (психодрама вдвоем).

Двойные послания. Цель техники – обнаружить несовместимые послания и ожидания, которые передавали родители, и выявить двусмысленные послания.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников выполнить упражнение «Семейные правила», описанное выше.

2. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

3. Попросите участников обратиться к выполненному упражнению «Семейные правила».

4. Скажите: «Схематически изобразите собственную фигуру и расположите вокруг нее фигуры других людей из вашей родительской семьи: тетю, дядю, бабушек и дедушек, домашних животных – всех, кого вы считаете нужным включить».

5. Спросите: «Чего ожидали от вас в семье?» И предложите участникам записать правила, которые транслировали родители, бабушки и дедушки и любые другие значимые фигуры детства.

6. «Подчеркните правила, которые ваши родители и выполняли сами, и предлагали вам».

7. Продолжите: «Теперь подчеркните правила, которые родители и другие значимые люди предлагали вам, но сами не выполняли».

8. Позвольте участникам поделиться информацией с доверенным лицом или с группой.

Дисфункциональные семьи, стремящиеся создать впечатление «благополучного дома», склонны ожидать от детей того, что в их собственном поведении отсутствует; в результате дети вынуждены нести на себе груз – убеждать окружающих в том, что в семье все замечательно. Моделирование – наиболее эффективный способ формирования поведения. Поэтому дети, которые бессознательно моделируют поведение родителей, но от которых родители требуют иных форм поведения, испытывают стресс и чувствуют внутреннюю раздвоенность. Дети часто «отзеркаливают» родителям их собственное поведение, а затем родители бессознательно пытаются корректировать в детях то, что они не в состоянии заметить или исправить в своем поведении.

Бессознательные семейные послания. Цель техники – прояснить послания (как негативные, так и позитивные) родительской семьи, которые усваиваются на бессознательном уровне, и довести эти послания до уровня сознания, что позволит клиентам проработать их и при желании отбросить.

Инструкция для психотерапевта:

1. Раздайте участникам бумагу и ручки.

2. Попросите их схематически в виде рисунка или символа изобразить самих себя; они могут использовать и свою детскую фотографию.

3. Скажите им: «Вокруг изображения или над ним запишите все семейные послания: те, которые открыто декларировались; те, которые не произносились вслух, а также те, которые просто витали в воздухе».

4. После того как они это сделают, скажите: «На другом листе бумаги напишите пару абзацев о том, как эти послания реализовывались в вашей взрослой жизни».

5. Когда они закончат, попросите: «Теперь коротко запишите, как вы реализуете эти послания на бессознательном уровне в вашей собственной жизни или передаете их другим людям. Как они влияют на ваше восприятие других людей и на то, как другие воспринимают вас?»

6. Позвольте им обменяться информацией с доверенным лицом или группой.

Бессознательные послания, которые абсорбируются непроверенными и неотредактированными, имеют огромную власть над человеком. Они в действительности представляют собой тот образ, который складывается у других людей о самих себе и о нас, и воспринимаются нами как истины, которые мы открыли самостоятельно. Необходимо понять эти послания и освободиться от них.

Принимаемые чувства. Цель техники – понять, наличие каких чувств отрицалось другими членами семьи, и отделить собственные чувства от тех, которые демонстрируются вовне для других людей.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить бумагу и ручку.

2. Попросите участников выполнить описанное выше упражнение «Бессознательные семейные послания». Неважно, выполняется ли упражнение одним человеком или группой, проведите «разогрев» с помощью направленного воображения (медитативный разогрев) и позвольте клиенту окунуться в атмосферу родительского дома.

3. Попросите участников изобразить с помощью простого рисунка или символа – или просто написав их имена – членов семьи, включая самого себя. Попросите их записать чувства, которые, как им казалось, человек переживал, но в которых не сознавался или которые отрицал.

4. Попросите их, используя другой цвет, провести линию от человека, отрицающего свои чувства, ко всем людям, которые чувствовали «за него» или передавали ему чувства, а затем запишите название чувства в конце линии.

5. Позвольте им обменяться информацией с доверенным лицом или с группой.

Когда авторитетные члены семьи, такие как родители, отрицают стыд, злость или влечение, отказываясь открыто признаться в них самим себе или другим, эти скрытые чувства, тем не менее, присутствуют в самой атмосфере дома. Другие члены семьи получают сбивающие с толку (смешанные) послания и неосознанно переживают эти чувства как свои собственные. В ситуации, когда один человек не берет на себя ответственность за чувства, их могут «присваивать» другие люди – это один из аспектов «со-зависимости» и «смешения». Диаграммы, которые получаются при выполнении этого упражнения, показывают, каким образом в дисфункциональных семьях возникает запутанность, а также насколько трудна задача отделения и взросления. В дисфункциональной семье, во-первых, трудно понять, какие чувства являются твоими собственными. Во-вторых, трудно выделить то, что плохо локализовано.

Скрытые семейные тени. Цель техники – вывести на свет скрытую внутрисемейную динамику и увидеть «смешение» между членами семьи.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Попросите их схематически изобразить в виде простого рисунка или символа членов своей родительской семьи.

3. Далее рядом с каждым символом попросите их написать слова или фразы, которые описали бы «неявную тень», отбрасываемую авторитетными членами семьи. Эта «тень» представляла собой важную составную часть той атмосферы, которая царила в доме, но это влияние оставалось полностью или частично незаметным.

4. Попросите каждого участника схематически изобразить на разных листах бумаги собственное «теневое Я» и «теневое Я» членов семьи. Расположите их в зависимости от того, как они относятся к «Я», или разделите на подгруппы, которые существовали внутри семьи.

5. Участники могут использовать слова или фразы, чтобы далее описать взаимоотношения.

6. Участники могут записать свои мысли и чувства по поводу увиденного или могут обсудить эти диаграммы с доверенным лицом или с группой.

Участники могут соединить линиями членов семьи, выделить образовавшиеся группы, записать слова, описывающие динамику их взаимоотношений, или зрительные знаки, и тем самым расширить рамки данного упражнения. Все, что им помогает, будет правильным.

Семейные группировки. Цель техники – понять, на какие группы подразделялась родительская семья и кто с кем был связан каким образом, а также выяснить, какое влияние оказывали эти союзы на функционирование семейной системы, и исследовать пути, которые позволят с ними справиться, если эти влияния разрушительны.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Используя треугольники для обозначения мужчин и кружки для обозначения женщин, попросите участников изобразить различные семейные группировки.

3. Скажите: «Вначале изобразите организацию семьи, как она вам видится».

4. Когда они выполнят это задание, скажите: «Теперь выделите самые мелкие внутрисемейные группировки и используйте символы, которые позволят изобразить диады и триады на том же или на другом листе бумаги. Обозначьте ваши символы именами. Вы можете включить в группировки членов расширенной семьи или домашних животных».

5. Попросите участников обменяться информацией с другим человеком или с группой о семейных группировках и их чувствах в отношении друг друга.

Эта игра может послужить началом продуктивной дискуссии о внутрисемейных союзах, которые влияли на семью. Вы можете провести психодраму, посвященную одной из группировок (15).

Жизненные уроки, извлеченные из семейного опыта. Цель техники – понять осознанные и неосознанные соглашения, принятые в семье, а также понять, работают они или нет сейчас.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите каждого участника приготовить ручку и два листа бумаги.

2. Попросите участников закрыть глаза и погрузиться в прошлое, позволяя сценам из жизни семьи сменять одна другую.

3. Скажите: «По мере того как эти сцены проходят в вашем воображении, делайте мысленные заметки, какие уроки вы извлекли относительно функционирования вашей семьи».

4. Затем скажите: «На листке бумаги коротко запишите тот урок, который можно извлечь из этой сцены. Например: „Подготовь себя ко всему, что может произойти в будущем“; „Не обращай внимания на свою боль и сохраняй спокойное лицо“; „Мы интеллигентные люди, мы хорошо относимся к окружающим“ и пр.

5. Попросите участников написать «Неявные, или бессознательные» наверху одного листа бумаги и «Проговариваемые, или осознанные» наверху другого.

6. Попросите их занести все уроки в один из двух списков.

7. Попросите их просмотреть свои записи и подчеркнуть те соглашения, которые они исполняют и сегодня.

8. Скажите: «На отдельном листе бумаги коротко запишите ситуации из вашей актуальной жизни, в которых эти соглашения реализуются».

9. Далее существует ряд возможностей:

А. Постройте психодраму вокруг ситуации, в которой соглашение впервые было «осознано». Выберите любое соглашение, в отношении которого протагонист в достаточной степени «разогрет».

Б. Положите «соглашение» на пустой стул и разговаривайте с ним, обмениваясь ролями, или выберите кого-нибудь на роль «соглашения» и поговорите с ним.

В. Разбейтесь на небольшие группы или пары и обсудите свои записи.

Г. Обратитесь с письмом к «соглашению», которому вы хотели бы сказать «прощай», опишите свои чувства относительно его и объясните, почему вам надо от него избавиться.

10. Какой бы из вариантов вы ни выбрали, оставьте время для обсуждения.

Это упражнение может также использоваться в отношении «соглашений», принятых в рабочем коллективе, или семейных соглашений, которые переносятся на рабочее место.

Семейные соглашения. Цель техники – прояснить «явные» и «неявные» соглашения относительно членов семьи и превратить бессознательные соглашения в осознанные.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Попросите их разделить лист бумаги на две части. Наверху одной половины напишите «Проговариваемые», а наверху другой – «Непроговариваемые».

3. Скажите: «Расположите себя на бумаге там, где вам захочется, вместе с людьми, с которыми у вас складывались значимые отношения. Используйте кружки для обозначения женщин и треугольники для обозначения мужчин. Поместите эти символы таким образом, чтобы показать отношения людей друг с другом, напишите их имена внутри символов и коротко запишите „проговариваемые“ и „непроговариваемые“ соглашения.

4. Обсудите эти соглашения и чувства, которые сопровождают их с доверенным лицом или с группой. Попытайтесь понять, как эти соглашения работают сейчас.

Непроговариваемые соглашения, которые имели большую власть в прошлом, могут действовать и во взрослой жизни. Например, семья может считать, что старший ребенок самый сообразительный. В результате остальные дети могут через всю жизнь пронести ощущение, что они недостаточно умны. Семья, какой бы маленькой она ни была, репрезентирует для детей весь мир; таким образом, роль и характеристики, которые в неявной форме приписывают человеку в детстве, становятся его самоощущением. Поэтому клиенту важно понять, какие контракты, заключенные в его детстве между членами родительской семьи, он перенес и во взрослую жизнь. После выявления соглашения, которое ему не нравится, возможно, клиент захочет заменить старое соглашение новым. Например, соглашение «Моя сестра симпатичная, а я сообразительный» может заменить на новое: «Моя внешность меня вполне устраивает, и я уважаю мой собственный ум и интеллект других».

«Если бы стены могли говорить». Цель техники – прояснить атмосферу, царившую в родительском доме, и получить доступ к непроговариваемым чувствам.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Попросите их закрыть глаза и «войти внутрь дома», в котором они жили в детстве. Дайте инструкцию: «Позвольте образам детства всплыть на поверхность вашего сознания. Пусть воображение ведет вас в любую из комнат. Позвольте любым образам или чувствам овладеть вами и постарайтесь просто погрузиться в них».

3. Скажите: «Используйте образ стены, которая может говорить. Говорите, как будто вы и есть эта стена, и опишите все то, что вы видите и что происходит. Опишите это на листке бумаги».

4. Попросите участников обсудить то, что они написали, с другим человеком или с группой.

Это упражнение может использоваться с разными комнатами, и каждый раз оно будет иным. Некоторые места хранят счастливые и безопасные воспоминания, а другие – несчастные или травматические; в равной степени важно поработать со всеми ими. Если какому-либо предмету «есть что сказать», можно произнести монолог от его имени. Это упражнение можно также использовать для «разогрева» перед психодрамой. Условно поместите этот предмет или стену на пустой стул, меняйтесь с ним ролями или выберите человека для исполнения его роли.

Описание подтекстов. Цель техники – выразить непроговариваемые мотивы и чувства или молчаливую атмосферу дома, а также понять послания, которые содержались в этой атмосфере дома и были присвоены протагонисттом.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку, карандаш и бумагу.

2. Скажите: «Закройте глаза, расслабьтесь, отрегулируйте дыхание и дайте свободу воображению и памяти. Вообразите сцену, и пусть на этой сцене разыграется ситуация, когда вы почувствовали, что поверхностное поведение резко отличается от внутренних переживаний. Это момент, когда вы почувствовали, что „внутреннее“ и „внешнее“ не совпадают, что заставило вас „не верить своим глазам“ или почувствовать свое одиночество».

3. Продолжите: «Посмотрите на действующих лиц на вашей сцене. Посмотрите на их лица и позы и послушайте, что они говорят».

4. Продолжите: «Посмотрите на себя в этой сцене и позвольте себе погрузиться в те чувства, которые она пробуждает».

5. Продолжите: «Существует слабый голос внутри вас, который пытается что-то сказать. Прислушайтесь к этому голосу и обратите внимание на то, что он говорит. Сделайте так, чтобы этот голос стал громче».

6. Продолжите: «На листе бумаги запишите все, что говорит этот голос, неважно, имеет ли это какой-либо смысл или нет. Запишите то, что вы слышите, не пытаясь отредактировать или внести коррективы».

7. Попросите участников обсудить написанное с другим человеком или с группой.

Это упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, но в любом случае затем необходимо вслух прочитать написанное. Возможно, следует включить тихую музыку или приглушить свет. Если вы разыгрываете это упражнение на психодраме, протагонист может прочитать написанное им выбранному человеку из своего прошлого, представив это лицо с помощью пустого стула. Затем он сам может стать тем человеком и ответить (14).

Сцена и подтекст. Цель техники – довести до сознания подтекст ситуации и глубже понять ту власть, которой обладают подавленные чувства в семье.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников закрыть глаза и позволить всплыть на поверхность ситуации из их прошлого – той ситуации, которая, согласно их ощущениям, была внутренне противоречивой или «сумасшедшей». Речь идет о ситуации, когда чувства не соответствуют внешним проявлениям. Например, когда на семейном ужине клиент, внешне вежливый и довольный, внутренне чувствовал свою отверженность, враждебность или злость.

2. Выберите протагониста и попросите его выбрать членов группы для исполнения каждой роли в этой сцене.

3. Затем попросите протагониста разместить людей, описать характер каждого действующего лица одним или двумя предложениями или разыграв его характерное поведение. Предложите протагонисту поговорить с любым действующим лицом, с которым ему захочется. Далее протагонист обменивается ролями с человеком, играющим его, и произносит непроговаривавшиеся слова подтекста, как он его видит и чувствует. Он может выступить в качестве «двойника» или произнести монолог и выразить словами неосознанные чувства, возникшие в той ситуации.

4. Далее протагонист может реконструировать ситуацию по своему желанию, поместив членов семьи и самого себя в те отношения, которые он предпочел бы тогда иметь.

5. Позвольте группе обменяться своими чувствами и мыслями, возникшими в процессе наблюдения за сценой, с протагонистом.

Это упражнение позволяет работать над ситуациями, в которых протагонист чувствовал, что не может открыто выразить свои мысли и чувства. Суть работы состоит в том, чтобы невыраженная реальность, которая была весьма значимой, но не осознанной, получила голос. Когда видимая реальность и внутренние ощущения не совпадают, человеку начинает казаться, что он «сходит с ума», он начинает сомневаться в собственном восприятии. В дисфункциональных семьях часто необходимо делать вид, что все хорошо; чем слабее семья, тем сильнее разрыв между внешним поведением и подлинными чувствами.

Родительская проекция. Цель техники – выявить родительскую проекцию и идентифицировать слепые пятна в интрапсихических отношениях с родителем.

Инструкция для психотерапевта:

1. Сначала попросите участников вчувствоваться в те характеристики родителей, которые, как им кажется, они несут в себе. Речь может идти об аспектах личности, которые пугают и причиняют страдание или, напротив, которые помогают чувствовать себя хорошо.

2. Попросите членов группы за две-три минуты «показать» одного из своих родителей: как им это хочется.

3. После того как каждый вызвавшийся «показал» своего родителя, выделите некоторое время для обсуждения увиденного.

4. Предложите членам группы еще раз выполнить это упражнение, если они вызовутся, показав того же или другого родителя.

5. Затем попросите группу обменяться своими мыслями и чувствами, которые они вынесли из второго раунда демонстрации. Что они пережили, выполняя это упражнение повторно?

6. Некоторые члены группы могут использовать это упражнение для «разогрева» перед психодрамой, посвященной родителям. Для этого они могут выбрать из членов группы исполнителей роли своих родителей либо сами сыграть эту роль, выбрав кого-нибудь на роль их самих или других участников сцены.

В любой момент маленькие эпизоды могут перерасти в более развернутые сцены, при условии, что этого хочет протагонист, и при одобрении группы. Это полезно для всех членов группы, поскольку все люди в той или иной степени несут в себе проекции своих родителей. Проигрывание проекций позволяет клиенту взглянуть на интериоризации, чтобы их одобрить или подвергнуть критике.

Еще один вариант может состоять в том, чтобы взглянуть на жизненную ситуацию глазами родителя, дабы понять, как родители думают. Это можно сделать вербально или с помощью психодраматического интервью. Клиент может просто описать ситуацию, разыграть сцену или воспользоваться какой-то иной техникой.

Семейные потери. Цель техники – прикоснуться к тому, что семья как единое целое потеряла, и проработать потери.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.

2. Отведите некоторое время для направленного воображения, так чтобы участникам удалось погрузиться в атмосферу родительской семьи и в ее потери.

3. Скажите: «Позвольте высказаться вашему внутреннему голосу, возможно, голосу ребенка, живущего внутри вас. Опишите словом или фразой, что этот ребенок потерял».

4. Если вы работаете с группой, вы можете структурировать психодраму вокруг любой из таких ситуаций. Наряду с потерями участники могут обсудить и то, что они хотели бы изменить в своем детстве.

5. Попросите участников обсудить с группой или с терапевтом все возникшие у них чувства.

Если вы работаете с большой группой и не хотите проводить психодраму, участники могут разбиться на пары или подгруппы из трех-четырех человек и обсудить свои записи, после чего вернуться в большую группу и продолжить обсуждение.

Если вы используете эту технику в индивидуальной терапии, проиграйте все чувства с клиентом. Вы можете поставить пустые стулья для репрезентации действующих лиц и поговорить с ними.

Позитивные послания. Цель техники – выявить то, что было хорошего в детстве человека, а также те места и людей, от которых это хорошее исходило.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников группы приготовить ручку и бумагу.

2. Попросите схематически изобразить себя в детстве любым способом, который кажется выразительным.

3. Скажите: «Вспомните позитивные послания, которые вы услышали или почувствовали, когда были детьми».

4. Скажите: «Запишите эти послания на листе бумаги, в любом месте. Рядом с посланием напишите, от кого оно исходило, включая вас самих».

5. Наконец: «Обсудите это с кем-то другим или с группой или выберите исполнителя роли, чтобы произнести эти послания вслух в любой приемлемой для вас форме».

Сильные стороны и таланты. Цель техники – выявить сильные стороны и таланты, повысить толерантность к чувствам, которые возникают при осознании своих положительных качеств, а также взять ответственность за свои хорошие качества.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Скажите: «У всех нас есть сильные стороны. Мы иногда сосредотачиваемся на негативных сторонах и забываем о своих хороших качествах, которые унаследовали и развивали. Перечислите некоторые из этих основных качеств, которые вы пронесли через свою жизнь и которые дадут вам силы для изменения в будущем».

3. Попросите участников выбрать любого человека, от которого они хотели бы получить письмо с положительной оценкой собственной личности, где содержались бы благодарность за их силу и помощь и признание их хороших качеств. Попросите их написать это письмо самим себе, как будто они были тем человеком.

4. Попросите участников обсудить это письмо с группой или другим человеком. Можно попросить участников выбрать кого-нибудь в группе на роль слушающего или читающего письмо.

5. Обсудите пережитое в общей группе.

Если технику используют при индивидуальной работе, письмо можно обсудить и проработать с терапевтом. Терапевт может также устроить психодраму с пустыми стульями или «дополнительными Я», представляющими позитивные качества клиента. Терапевт может попросить клиента поговорить со своим положительным качеством и, поменявшись с ним ролями, поговорить от имени этого качества.

«Семейные боги». Цель техники – идентифицировать с помощью игры семейные идеалы и исследовать, какую роль они играют в жизни клиента.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить бумагу и цветные ручки или карандаши.

2. Скажите: «Закройте глаза и вспомните, что идеализировала ваша семья: работу, популярность, мозги, успех, физическую силу, красоту, власть, жертвенность, неудачу и т. д.».

3. Продолжите: «Сейчас, используя символы, слова или разные цвета, изобразите или опишите тех богов и божков, которым поклонялась ваша семья».

4. Продолжите: «Рядом с написанным попытайтесь указать, кто был хранителем каждого идеала – чья задача состояла в том, чтобы проводить определенный идеал в жизнь. Носителем того или иного идеала мог служить и один человек, и несколько. Запишите их имена».

5. Продолжите: «Теперь определите, как вы лично относились к каждому идеалу, какую роль он сыграл в вашей жизни».

6. Попросите участников обсудить полученные схемы и свои чувства в маленькой группе или в паре. Кроме того, вы можете провести психодраму, используя членов группы или пустые стулья.

Семьи часто приписывают своим членам определенные функции и роли. В дисфункциональных семьях подобные идентификации слишком жестки, и их члены начинают чувствовать себя носителями определенных качеств. В такой семье отсутствует гибкость для естественной смены ролей. Поскольку члены семьи пытаются сохранить статус-кво и избежать хаоса, она становится ригидной (6).

Дневник «семейных богов». Цель техники – понять, каковы были главные идеалы и устремления семьи.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников вначале выполнить упражнение «Семейные боги».

2. Попросите их сделать запись в «дневнике» с точки зрения каждого бога и божка. Пишите от первого лица в шутливом тоне: «Я божок красоты, и я живу в мечтах Маши. Она поклоняется мне с помощью журналов, клипов, групп и т. д.».

3. Участники могут обсудить эти записи в парах, маленьких подгруппах или все вместе.

Каждый участник может выбрать одного божка, чтобы создать его портрет. Он может представить его группе любым способом. Протагонист может использовать пустой стул для божка, встать перед ним и выразить свое отношение к данному персонажу. После этого он может сесть на стул и переменить свою роль.

Родительская психодрама. Цель техники – понять своих родителей и их эмоции с помощью игры и выявить качества, которые передаются от родителей ребенку.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников поделиться своими чувствами относительно родителей, выбрав для обсуждения наиболее острые моменты их жизни. Предложите им подумать о «незаконченных делах» родителей. Далее попросите их обратить внимание на те аспекты «незаконченного дела», которые особенно повлияли на участников: либо потому, что последние несут родительскую боль, либо потому, что они интериоризовали некоторые свойства родителя. Можно также использовать упражнение «Родительские тени» для «разогрева».

2. Пусть участник (протагонист) пригласит члена группы, который достаточно «разогрет», на роль самого себя (или используйте пустой стул), когда сам участник играет роль родителя. Затем выберите из группы исполнителей других ролей в разыгрываемой сцене.

3. По ходу развития психодрамы предлагайте протагонисту обмениваться ролями с другими ее участниками.

4. Протагонист должен закончить сцену в любой момент, когда он почувствует, что пришло время. Вы можете предложить протагонисту, исполняющему роль одного из родителей, вести себя так, как протагонисту хотелось бы, чтобы родитель себя вел в его детстве. Здесь также полезен обмен ролями.

5. Отведите достаточно много времени для обсуждения.

Родительская психодрама дает клиенту возможность почувствовать, как жили его родители. Это дает возможность понять и простить, чтобы освободиться от старых травм. Это также помогает клиенту пройти стадию индивидуации (отделения). Подобную работу можно провести с дедушкой или бабушкой, братом, сестрой или какой-то еще значимой фигурой из детства клиента.

История имени. Цель техники – узнать человека с помощью истории его имени и обменяться полученной информацией.

Инструкция для психотерапевта:

1. Предложите членам группы представиться, отталкиваясь от собственного имени, и рассказать о нем: как оно было выбрано; его этнические корни; менял ли участник имя, были ли у него прозвища; любит ли он свое имя; как он хотел бы, чтобы его называли, и пр.

2. Можно помочь говорящему, задавая соответствующие вопросы.

3. Можно выделить время для каждого человека, кто хотел бы исследовать свое имя.

Это упражнение много говорит о клиенте, потому что с именем связана и история человека, и его чувства. Это хороший «разогрев» перед глубокой психодраматической работой со всем всплывающим материалом. Участник может выбрать кого-то для исполнения его роли, использовать детские прозвища, имя, которое он не любил, и т. д.

История имени. Цель техники – понять человека через историю его имени, обсудить личностно важную информацию с группой и «разогреть» ее.

Инструкция для психотерапевта:

1. Используйте большую школьную доску.

2. Предложите участникам по одному подойти к доске и написать свои имена. Они должны писать свое имя по-разному, уменьшительное и официальное, различными стилями, которые использовались на протяжении жизни, включая изменения имени. В результате у каждого будет несколько версий написания имени с детства и до настоящего времени. Они могут обменяться воспоминаниями и чувствами, когда записывают каждое из этих имен.

3. Задавайте участникам вопросы для более глубокого понимания каждого или позвольте это сделать группе.

4. Поблагодарите участника, вышедшего к доске, и попросите его сесть.

5. Обсудите в группе, что вы обнаружили в ходе выполнения этого упражнения.

Идеальный ребенок. Цель техники – помочь наладить отношения с собственным ребенком.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Попросите их закрыть глаза и обратиться к своим фантазиям об идеальном ребенке, предложите посмотреть на него со всех сторон, понюхать его, потрогать и послушать звуки, которые он издает.

3. Попросите участников детально описать или нарисовать этого воображаемого ребенка и коротко словами описать его характер, кем и чем ребенок может стать в будущем.

4. Попросите участников коротко описать то, чем они хотели бы заниматься вместе с идеальным ребенком.

5. Далее предложите в парах, подгруппах со всей группой детально обсудить идеального ребенка, как будто он существует в реальности, описать его внешность, особенности характера, а также его значение для участника.

6. Проведите психодраму с «идеальным ребенком». Используйте пустой стул, или пусть кто-нибудь сыграет его роль.

7. В каждой роли можно использовать интервью. Перед тем как сессия закончится, обсудите пережитое.

Некоторые родители несут в себе идеалы, которые их ребенок должен воплотить. Это мешает им увидеть и принять ребенка таким, каков он есть. Психодрама помогает идентифицировать этого идеального ребенка и избавиться от своих фантазий, что позволит родителям наладить отношения с ребенком реальным. Люди, которые еще не имеют детей, получат возможность поработать со своими фантазиями. Людям, которые потеряли ребенка или не могут иметь детей, психодрама помогает осмыслить их переживания. В ходе психодрамы терапевт может спросить, как зовут идеального ребенка, какой он и т. д. Это помогает участникам группы понять, что не стоит заставлять реальных детей или кого-то еще становиться воплощением фантазии.

Тут можно применять также обмен ролями. Клиент играет одного или обоих родителей, создает идеального ребенка, которого, как ему кажется, его родитель или родители хотели бы иметь, и выбирает кого-то на роль ребенка или исполняет ее сам.

Психодрама сиблингов. Цель техники – позволить клиенту избавиться от воображаемого сиблинга и принять реального со всеми его недостатками.

Инструкция для психотерапевта:

1. Попросите участников приготовить ручку и бумагу.

2. Попросите участников закрыть глаза и представить сиблинга, которого они хотели бы иметь.

3. Попросите их нарисовать или описать воображаемого сиблинга как можно детальнее. Он моложе или старше? Как он выглядит? Какими особенностями обладает? В чем преуспевает? Что другие люди думают о нем?

4. Попросите их кратко описать отношения между ними и воображаемой фигурой, разговоры, которые они ведут, что они любят делать вместе. Попросите их рассказать, что сиблинг значит для них в контексте семьи.

5. Затем дайте возможность участникам обсудить свои чувства по поводу созданного образа в паре или с группой или проведите психодраму, посадив сиблинга на пустой стул или попросив кого-нибудь сыграть его роль. Помогите клиентам как можно полнее объясниться с воображаемой фигурой, обменяться с ней ролями и высказаться от имени сиблинга.

6. В индивидуальной терапии позвольте клиенту выразить чувства после психодрамы и рассказать, что она для него значит.

7. В группе позвольте участникам обсудить, что им открылось в результате наблюдения за драмой.

Дети часто хотят иметь более подходящих братьев или сестер. Они могут выразить это желание, отрицая реальных сиблингов, либо, став родителями, могут вынуждать собственных детей выполнять идеальную роль. Возможность выразить бессознательное желание и непосредственно обратиться к нему само по себе устраняет это желание или меняет к нему отношение. В таком случае клиент получает возможность увидеть, что он способен найти замену этой фантазии в своей жизни. Это также позволит улучшить отношения с реальными сиблингами.

В дисфункциональных семьях, где дети играют роли родителей, отношения с сиблингами иногда чрезвычайно важны. Это упражнение позволяет «разогреть» участников для проведения других психодрам, связанных с сиблингами. В этом случае, используя психодраму, клиенту-протагонисту дают возможность поговорить с сиблингами (11).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: