Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египеской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных даров. Полагается, как указано в уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон –«во все, кроме первого».
Такой же звон совершается и в пятницу вечером к службе, которая именуется Суббота акафиста.
В пяток 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов.
В субботу именуемую Лазаревой совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во вся без праздничного. В Типиконе указаний об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.
Порядок звонов совершаемых в Страстную седмицу
|
|
Краткий обзор
Понедельник, вторник, среда (утром и днём): звоны те же, что и в Четыредесятницу.
Среда: к утрене (фактически в среду вечером) – благовест в полиелейный колокол.
Четверг: к часам, вечерни и литургии – благовест в полиелейный колокол.
К последованию страстей Господних – благовест в праздничный колокол, на Евангелиях – удары в праздничный колокол перед началом чтений. По прочтении 12 – го Евангелия – трезвон. По окончании службы – трезвон (если благословляет настоятель).
Пятница: к царским часам – редкий благовест в воскресный колокол.
К вечерне (выносу Плащаницы) – благовест редким ударением в праздничный колокол. Во время выноса Плащаницы – перезвон по единому удару в каждый колокол от большого к малому. По поставлении Плащаницы – краткий трезвон.
К утрене благовест в большой колокол. Во время шествия с Плащаницей вокруг церкви – перезвон (такой же, как и днем). По поставлении Плащаницы – краткий трезвон.
Суббота: утром и днем, по установившейся традиции, звонов не совершается.
К полунощнице (около 23:00-23:30) – редкий благовест в праздничный колокол.
Более подробно о звонах совершаемых в Страстную седмицу
Четыредесятница заканчивается к субботе 6-й седмицы, именуемой Лазаревой. Лазарева суббота примыкает к Вербному воскресению, или Неделе ваий. В эти дни служится литургия Иоанна Златоустого, а это означает, что пост на службу в эти дни отлагается (хотя воздержание телесное не упраздняется и даже усиливается) и звоны совершаются не постные, соответственно уставу празднуемых дней.
|
|
В Лазареву субботу к утрене и литургии – благовест в будничный колокол.
К Вербному воскресению – звоны для двунадесятых праздников, то есть благовесты и трезвоны праздничные.
Начиная с Великого понедельника, заметно меняется устав богослужений. Первые три дня – в понедельник, вторник и среду – совершается литургия Преждеосвященных даров, а в четверг и в субботу – литургия Василия Великого (в пятницу литургии не положено). На 3-м, 6-м и 9-м часе с понедельника по среду читается Тетроевангелие.
В эти дни изменения в уставах служб не влекут за собой изменения в порядке совершаемых звонов. В Великий понедельник о часовых звонах в Типиконе есть указание: «При часе 3-м дне ударяет параекклисиарх в било, яко же есть обычай, и собравшееся в церковь, поем 3-й час с кафисмою и поклоны». По такому же образцу совершаются часы во вторник и среду. Звоны здесь остаются такими же, как и в период Четыредесятницы, то есть совершается часовой звон и звон во двои перед вечерней ради литургии Преждеосвященных даров.
В великую среду по окончании чтения Тетроевангелия как завершающаго этапа великой Четыредесятницы совершается чин прощения, после которого служится последний раз в этом году литургия Преждеосвященных даров, и с этого момента в храме уже не совершается земных поклонов. Не будет более и постных звонов, так как со следующей утрени начинаются звоны в колокола праздничные.
К утене Великого четверга «в 7-й час нощи клеплет параекклисиарх».
В Уставе Московского Кремля [1] к этой службе предписано было совершать звон в «Реут» (в тот период он был воскресным и полиелейным колоколом), а в Чиновнике новгордского Софийского собора – в большой колокол. В современной практике это благовест в полиелейный колокол.