Наглядные методы обучения

В основе наглядных методов обучения лежит непосредствен­ное восприятие учащимися изучаемых предметов, явлений и процессов природы, общественной жизни, языка, искусства или плоскостных и объемных наглядных пособий, изображения этих предметов и явлений.

 

Различают: а) демонстрационный и б) лабораторный экспе­римент.

Демонстрационный эксперимент заключается в том, что опыт показывается учителем или одним-двумя учащимися по заданию учителя, а весь класс наблюдает пока­зываемый опыт, участвует в его анализе и истолковании.

Лабораторный эксперимент состоит в том, что учащиеся под руководством учителя самостоятельно выполня­ют опыт, руководствуясь устной или письменной инструкцией. В зависимости от организации учащихся для лабора­торного химического эксперимента он разделяется на фрон­тальный и разбросной, индивидуальный и звень­евой, проводимый по письменной и по устной инструк­ции. Фронтальный эксперимент заключается в том, что все уча­щиеся выполняют один и тот же опыт. При разбросном экспе­рименте отдельные группы учащихся выполняют разные опыты.

Ла­бораторный эксперимент чаще всего выполняется в форме лабораторных опытов, сопровождающих объяснение учителя, в форме само­стоятельных опытов или в форме экспериментальных задач.

При этом чаще всего используется алгоритм: "Добавьте А к веществу (раствору) Б; наблюдайте внимательно за …; запишите ваши наблюдения и уравнения реакции". Объемы используемых реактивов должны быть минимальными для осуществления только запланированных реакций и ясного проявления соответствующих признаков в течение достаточного времени, чтобы ученики их заметили и зафиксировали в памяти.

Наиболее распространенным видом наглядных методов яв­ляется демонстрация учителем и наблюдение учащимися демон­стрируемых объектов.

К проведению школьного эксперимента предъявляются определенные методические и технические требования.

 

Демонстрирование. Демонстрационные опыты проводятся с целью создания у учащихся определенных представлений о веществах, химических явлениях и процессах с последующим формированием химических понятий. Однако демонстрации опытов не вырабатывают у учащихся требуемых экспериментальных умений и навыков, поэтому должны дополняться лабораторными опытами и практическими занятиями.

Демонстрационный эксперимент проводится, когда опыт сложный и не может быть осуществлен самими учащимися; учащиеся не владеют нужной техникой для проведения данного опыта; лабораторные опыты не дают должного результата; в распоряжение учащихся невозможно предоставить необходимое количество оборудования; опыты представляют некоторую опасность для учащихся.

Демонстрационный эксперимент, независимо кто его проводит, учитель или ученик, должен, прежде всего, быть безопасным, как для экспериментатора, так и для наблюдателей. К другим требованиям, которым должен соответствовать эксперимент относятся: наглядность, возможность увидеть все детали и моменты опыта всеми учениками, надежность, выразительность, эмоциональность, убедительность, быстрое и простое исполнение. Демонстрационный эксперимент должен сочетаться со словом учителя. В связи с этими требованиями можно выделить ряд методических рекомендаций.

Учитель несет ответственность за безопасность учащихся, поэтому в кабинете должны находиться средства пожарной безопасности, вытяжной шкаф для проведения работ с вредными и пахучими веществами, средства для оказания первой помощи. Реактивы для проведения опытов должны быть проверены заранее, посуда для эксперимента должна быть чистой. При проведении опасных опытов следует использовать защитный экран.

Демонстрационный эксперимент следует проводить в колбах, стаканах или больших пробирках, чтобы химическое явление можно было наблюдать с любой точки класса. На демонстрационном столе не должно быть ничего лишнего. Учитель не должен заслонять какими-либо предметами оборудование и посуду, которыми он оперирует, от взглядов учеников. Можно использовать подъемный столик или кодоскоп.

Оборудование для демонстрации эксперимента не должно содержать лишних деталей, чтобы внимание обучаемых не отвлекалось от химического процесса. Не следует слишком увлекаться эффектными опытами, так как менее эффектные опыты перестанут вызывать интерес.

Опыт всегда должен удаваться, и с этой целью техника эксперимента перед его проведением должна быть тщательно отработана; все этапы проведения эксперимента должны быть продуманны; недопустима небрежность в оформлении опыта, необходимо заранее предусмотреть возможные неудачи при проведении опыта и подготовить для таких случаев запасные детали оборудования и реактивы. Все что необходимо для опыта должно быть у учителя под рукой. В случае неудачи, необходимо выяснить ее причину, и повторить опыт на этом или следующем уроке. По возможности опыты нужно повторять неоднократно, чтобы учащиеся их лучше запомнили, иначе через некоторое время однократно полученные представления сотрутся из памяти детей.

Любой опыт должен сочетаться словом учителя, так как только чувственные восприятия сами по себе не могут гарантировать выработку правильных представлений у учащихся. В процессе наблюдений они могут обратить свое внимание не на главные признаки предмета или явления, а на второстепенные или случайно сопутствующие и получить в результате неполное, нечеткое и даже искаженное представление об изучаемом объекте. Более правильным отображением реального мира, более адекватным ему восприятие становится тогда, когда к ощущениям прибавляется деятельность мышления, в данном случае направляемым словом учителя.

Учитель обязан указывать ученикам, что и как они должны наблюдать в процессе эксперимента. Если преподавателю важно, чтобы учащиеся правильно воспринимали то, что он им показывает, он должен заранее организовать процесс наблюдения, предварительно подготовить к нему учащихся и затем помогать правильному восприятию в процессе эксперимента.

Сочетание эксперимента со словом учителя или ученика осуществляется различными способами, которые определяются различными причинами, что можно проиллюстрировать в виде алгоритмов.

При изучении физических свойств веществ применяется алгоритм: "Посмотрите и назовите (перечислите)", то есть учитель демонстрирует образец изучаемого вещества или выдает ученикам раздаточный материал, например, образцы алюминия, и просит перечислить физические свойства металла, определяемые непосредственно органами чувств (агрегатное состояние, цвет, запах и др.). Этот же прием можно использовать также при повторной демонстрации однотипных свойств веществ одного класса, например, при показе действия фенолфталеина на раствор KOH, если до этого демонстрировался опыт с раствором NaOH.

При изучении более сложных вопросов, которые, однако, могут быть относительно легко поняты учениками, может использоваться алгоритм: "Посмотрите; расскажите, что видели; объясните данное явление". Например, при изучении понятий гидролиза солей учитель демонстрирует действие индикатора на различные соли. Ученики видят, что индикатор окрашивает растворы солей различным образом, и отмечают, что среда растворов различна. Учитель просит объяснить внешние признаки опыта, то есть раскрыть суть явления, создав тем самым проблемную ситуацию Естественно, учащиеся не всегда могут ответить на поставленный учителем вопрос. Сущность гидролиза разъясняется учителем далее в ходе беседы.

В рассмотренных вариантах эксперимент (демонстрация опыта) предшествовал словесному обсуждению увиденного. Эти варианты сочетания слова и наглядности получили название исследовательских.

Рассмотрим обратные варианты. При изучении свойств серной кислоты, например, учитель может сказать: "Серная кислота в водном растворе обладает свойствами типичными для неорганических кислот и реагирует с металлами, основными оксидами, кислотами, солями". Затем проводится соответствующий демонстрационный или лабораторный эксперимент. Алгоритм такого варианта сочетания слова и наглядности можно выразить так: "Факты таковы …, а теперь посмотрите, как это выглядит". Этот вариант сочетания слова и наглядности носит название иллюстративного. При его применении создание проблемной ситуации на уроке становится затруднительнее.

 Иллюстративный метод целесообразен при объяснении сложных вопросов, требующих полного предварительного осмысления и понимания со стороны учащихся. Например, для экспериментального обоснования истинной графической формулы этанола, учитель предварительно обсуждает возможные варианты формул. Затем учитель ставит проблему: как доказать, какая формула соответствует этанолу; проводит тщательное обсуждение вопроса теоретически; и только после этого приступает к эксперименту. После эксперимента делается вывод по существу вопроса. Данный вариант также является иллюстративным, однако при его реализации имеет место большая мыслительно-познавательная деятельность учащихся, что в определенной мере компенсирует главный недостаток этого подхода – длительность во времени. Алгоритм можно выразить следующим образом: "Имеется необъяснимый, непонятный факт или учебная проблема; высказываются гипотезы по разрешению проблемы; мысленно разрабатывается вариант опыта для подтверждения (или опровержения) гипотезы; устанавливается оборудование и проводится эксперимент; проводятся наблюдения, необходимые измерения, вычисления; делаются выводы по разрешению исходной проблемы; при необходимости проводятся дополнительные опыты".

Деление методов сочетания слова и опыта на иллюстративные и исследовательские не означает, что во время опыта учитель не говорит ни слова. В любом случае учитель должен разъяснять ход эксперимента и направлять внимание учащихся на самое существенное в данный момент процесса.

Как правило, демонстрационные эксперименты не должны быть длительными. Если не удается подобрать опыт непродолжительный по времени, то лучше всего продемонстрировать учащимся на уроке несколько промежуточных стадий эксперимента и его конечный результат.

Возникающие при ожидании результата эксперимента паузы нужно использовать для организации диалога со школьниками, выяснения условий проведения эксперимента и признаков химических реакций.

Большое образовательное и воспитательное значение имеет эксперимент, проводимый самими учащимися (лабораторные опыты, практические занятия и т.д.), который так же имеет ряд особенностей. По сравнению с демонстрационным экспериментом учителя он должен быть, безусловно, безопасным и посильным для выполнения каждым учащимся; способствовать развитию умений и навыков техники лабораторных работ, аккуратности, осмотрительности и бережного отношения к материалам и предметам оборудования; приучать учащихся творчески подходить к разрешению возникающих вопросов.

Наблюдение. При совершенствовании метода наглядности в школе необходимо учесть те научные результаты, которые получены в пси­хологии и в методиках по вопросу об условиях успешного наблюдения предметов, явлений и процессов действительности.

Наблюдения совер­шаются тем успешнее, чем лучше разъяснены их необходимость и цель, чем лучше учащиеся подготовлены к этим наблюде­ниям (наличие необходимых знаний и навыков). Наблюдение с помощью различных технических средств и приборов требует предварительного обучения школьников пользованию этими приборами (например, термометром, гальванометром и т. д.)

При демонстрации предметов и явлений в классе и на про­изводстве необходимо широко применять схемы, чертежи, мо­дели, так как они помогают правильному и всестороннему вос­приятию, абстрагированию и более быстрому созданию необ­ходимых представлений и понятий. Чтобы успешнее развивалась наблюдательность учащихся, необходимо применять разнообразные виды наблюдений, по­вышая при этом их активность и самостоятельность. Можно предложить следующую последовательность наблюдения, осно­ванную на обобщении педагогического опыта:

-наблюдение предметов в классе под руководством учите­ля;

-самостоятельное наблюдение и самостоятельное обобщение наблюдений учащимися;

-разработка программы наблюдений учащимися и самостоятельные длительные наблюдения с ведением дневников и обобщением результатов наблюдений.

Следует всемерно привлекать учащихся к изготовлению учебного оборудования, чтобы все более и более широко при­менять наглядные методы на уроках химии.

Наблюдение как самостоятельный метод применяется при изучении физических и химических свойств веществ и произ­водственных объектов во время экскурсий и на производствен­ной практике. Наблюдение всегда входит составной частью в экспериментальный метод изучения химии.

Изучение физических свойств, а, следовательно, и наблюдение нужно проводить по плану: а) физическое состояние (твер­дое— кристаллическое, аморфное, хрупкое, ковкое; жидкое— вязкое, подвижное; газообразное), б) цвет; г) вкус; в) запах; д) растворимость в воде; физические константы.

Плоскостные наглядные пособия (таблицы), предназначае­мые для демонстрации классу, должны быть исполнены так, чтобы все ученики могли видеть все, что изображено на них.

Модели типичных аппаратов делаются разборными, дающими представление о внешнем виде и внутреннем устройстве аппаратов. Они изготовляются в определенном масштабе и по возможности с соблюдением соотношения разме­ров их частей.

Раздаточный материал изготовляется по всем темам про­граммы и по тем производствам, куда проводятся экскурсии. Образцы продуктов, полупродуктов, исходных материалов по­мещаются в банки, склянки или коробки и затем в небольшой ящик. Таких наборов надо иметь по числу столов для учащих­ся в лаборатории (12—18 экземпляров).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: