Актуальные проблемы по вопросу назначения досрочных страховых пенсий

До настоящего времени абсолютное большинство пенсионеров «досрочников» финансируются за счет страховых взносов обязательного пенсионного страхования, уплачиваемых работодателями в ПФР.

Исключение составляют только две категории: безработные и «чернобыльцы». Финансовые ресурсы, направляемые на выплату досрочных пенсий этим категориям пенсионеров до достижения общеустановленного пенсионного возраста, возмещаются Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета.

Что касается всех остальных досрочных пенсий то, до 2010 года их финансирование осуществлялось за счет единого социального налога (ЕСН), направляемого в ПФР для финансового обеспечения страховой части пенсии, и части ЕСН, уплачиваемого работодателями в федеральный бюджет, направляемый затем в ПФР для финансирования базовой части пенсии.

С 2010 г. в соответствии с Федеральным Законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах» в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» финансирование досрочных пенсий стало осуществляться за счет страховых взносов, направляемых в ПФР на финансирование страховой части, включая фиксированный базовый размер трудовой пенсии.

Совершенно ясно, что с 2002 года и до настоящего времени, в качестве финансового источника досрочных пенсий используются финансовые ресурсы обязательного пенсионного страхования.

Отсюда можно сделать вывод о том, что действующая система финансирования досрочных пенсий осуществляется за счет всех пенсионеров. Выделенный источник финансирования досрочных пенсий отсутствует (одна и та же база является источником и для выплаты обычных трудовых пенсий и для выплаты досрочных пенсий), что негативно влияет на финансовую устойчивость системы обязательного пенсионного страхования и уровень пенсионного обеспечения в РФ.

За последние 20 лет реформирование и модернизация российской пенсионной системы не затрагивали систему досрочных пенсий, а лишь вводили новые категории их получателей. Для досрочных пенсий используется такая же пенсионная формула, как для обычных трудовых пенсий. Меняется только стажевый коэффициент и не меняется условная продолжительность получения досрочной пенсии, размер которой считается из пенсионного капитала по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме этого, отсутствие государственной промышленной политики привело к консервации неудовлетворительных, тяжелых и опасных рабочих мест. Модернизация их, как правило, не коснулась. Об этом говорит высокий процент пенсионеров, получающих досрочные пенсии.

Квалификационные справочники не обновлялись с советских времён. Страхование производственных рисков, стандарты их оценки, экономические стимулы для сокращения и модернизации рабочих мест с неблагоприятными условиями труда не появились за 20 лет рыночных реформ.[4]

Дополнительное пенсионное страхование работающих в тяжёлых, вредных, опасных условиях труда, по которым назначается наибольшее число досрочных пенсий, должно экономически стимулировать работодателей для модернизации этих рабочих мест, внедрению современных технологий, повышающих эффективность рабочего места и производительность труда работника. у работодателя должен быть выбор: или он вкладывает средства в модернизацию рабочего места с неудовлетворительными условиями труда, либо платит дополнительный страховой платёж на досрочную пенсию работнику, работающему в неудовлетворительных условиях труда.

Такой подход полностью соответствует одной из основных государственных задач - создание 25 млн. современных высокоэффективных рабочих мест.[5]

Самая главная проблема подтверждения трудового стажа в современном пенсионном законодательстве была и остается значимой, многоаспектной проблемой, исследуемой ради решения множества задач научно-практического характера, важнейшие из которых обусловлены потребностями общества и конституционно закреплены.
Уровень пенсионного обеспечения сегодня достиг той отметки, когда общество предъявляет к государству высочайшие требования, призывая соответствовать единым международным стандартам и активно искать пути решения неизбежно возникающих трудностей.

Интерес к исследованию вопросов подтверждения трудового стажа при этом обусловлен быстрыми темпами развития пенсионного законодательства России, попытками понять роль трудового стажа, дать ему философское определение, а также потребностью в осмыслении данной проблемы в потоке ускорившихся социальных процессов.

Все чаще акцентируется проблема подтверждения трудового стажа при досрочном назначении пенсий свидетельскими показаниями, повышения социальной значимости трудового стажа, удовлетворения потребностей в пенсионном обеспечении отдельной личности и общества в целом.

Кроме того, широкомасштабные социально-политические преобразования, реформирование пенсионного законодательства, затронувшее практически все виды пенсий, нуждаются в научном осмыслении. В связи с этим исследования проблемы подтверждения трудового стажа при досрочном назначении пенсий как основной части этой проблемы приобретают особую актуальность.

Подтверждение трудового стажа при назначении досрочных трудовых пенсий выступает важным элементом механизма назначения трудовых пенсий, его роль не ограничивается простым измерением, а напрямую связана с проблемой соотношения трудового стажа и теми задачами, что стоят перед пенсионным законодательством и реализуются через его функции.

Трудовой стаж не только регламентируют существование правоотношений по пенсионному обеспечению, но и позволяют определить объем и периодичность предоставления пенсионных выплат или иных социальных услуг.
Большое значение рассматриваемой правовой категории заключается в упорядочении процесса назначения пенсий, регулировании процедурно-процессуальных аспектов пенсионного законодательства.[6]

Между тем, отсутствие в законодательстве о пенсионном обеспечении точного определения рассматриваемой правовой категории, признаков, а также правил исчисления приводит на практике к ошибкам, неправильному применению законодательства, нарушению прав и законных интересов граждан.
В связи с этим комплексный теоретический анализ проблемы подтверждения трудового стажа позволит сформировать необходимую базу для дальнейшего исследования данной правовой категории, будет способствовать повышению эффективности правового регулирования в сфере пенсионного обеспечения.

Практическим шагом по решению проблем досрочных пенсий и повышению эффективности рабочих мест с неудовлетворительными условиями труда будет принятие закона «О профессиональных пенсионных системах», который готовится более 20 лет, и которым государство наконец должно определить экономические стимулы для модернизации этих рабочих мест с целью повышения их эффективности, так и дополнительное страхование рисков для работающих на неудовлетворительных рабочих местах.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: