Второстепенные члены предложения (ВЧП)
Второстепенные члены предложения - члены предложения, распространяющие грамматическую основу. Следовательно, они не входят в нее. Само понятие «второстепенный член предложения» ввел Ф.И. Буслаев (понятия дополнение, определение, обстоятельство тоже принадлежат ему). Позднее, во всех грамматиках, начиная сАГ-50 Виноградова, используется термин «распространяющие» члены предложения, т.к они раскрывают предикативный минимум. В научной грамматике существует множество классификаций ВЧП. Кроме школьной, есть другие характеристики.
Классификация ВЧП
I. По занимаемым позициям ВЧП бывают:
1. Первой степени подчинения, которые относятся непосредственно к грамматической основе.
2. Второй степени подчинения, которые относятся ко второстепенным членам предложения. Например: Стоялаоченьтеплаяосень. ГО - осень стояла. Осень (какая?) теплая (первая степень подчинения). Теплая (в какой степени?) очень (вторая степень подчинения).
II. По составу (структуре) ВЧП бывают:
|
|
1. Нераспространенные ВЧП – это ВЧП, состоящие из одного слова.
2. Распространенные ВЧП – это ВЧП, включающие два и более компонентов. Например: Стояла осень, нравящаяся всем. Предложение распространено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, а оборот состоит из нескольких слов, т.е. это распространенный ВЧП. К таким ВЧП относятся причастные обороты, деепричастные обороты, словосочетания (он купил мебель красного дерева).
III. По количеству связей, направленных на второстепенный член предложения:
1. Присловные второстепенные члены предложения (по школьной практике - все присловные), т.е. относящиеся к одному слову в предложении. Стояла теплая осень.
2. Детерминантные (двойные, двунаправленные, дуплексивы). Это ВЧП, распространяющие не один компонент, а сразу несколько компонентов предложения, грамматической основы, относящиеся обычно к двум словам. 1) Я пришел домой усталый. ГО: я пришел. Усталый - это характеристика и сказуемого, и характеристика «я». В данном случае запятой не стоит, поэтому усталый относится к именной части сказуемого. Но можно было бы поставить запятую, тогда слово усталый являлось бы характеристикой только личного местоимения «я». Таким образом, усталый – это именная часть сказуемого, определение, т.е. одновременно и второстепенный, и главный член предложения. Данный второстепенный член раскрывает содержание всей ГО. 2) На море стоялполныйштиль. ГО - штиль стоял. На море - конструкция, которая распространяет всю ГО, т.е. детерминант: стоял (где?) на море, штиль (какой?) на море (морской). На море - детерминант, обводится в прямоугольник, относится ко всей ГО, сверху - D.
|
|
IV. По количеству передаваемых синтаксических значений второстепенными членами предложения:
1. Однозначные (типичные) - член предложения, который выражает одно синтаксическое значение. Обычно ВЧП однозначны, если ЧР используются в своих основных синтаксических функциях. У прилагательного основная синтаксическая функция – определение (прилагательное и определение обозначают признак предмета). Существительное, основная синтаксическая функция - дополнение. Дополнение обозначает предмет, на который направлено действие, функции совпадают. Например: Стояла теплая осень. Теплая - определение, выраженное прилагательным.
2. Многозначные (синкретичные) - ВЧП, которые передают два или более синтаксических значений. ВЧП используется в дополнительном значении, основное значение пересекается с дополнительным. Например: Опушка леса. Опушка (какая?) леса. Опушка (чего?) леса. Возможно два вопроса, т.к один вопрос задается от главного члена предложения (опушка - при нем должен быть признак), слово «леса» - существительное, надо задавать к нему падежный вопрос. Реализуется 2 синтаксических значения – значение определения и значение дополнения.
* Школьные учебники. В традиционном учебнике не принято так рассматривать, далее надо создавать алгоритмы, чтобы понять, что это. У Бабайцевой это можно рассматривать двояко. Раздался стук в дверь. Стук (какой?) в дверь – определение. Стук (куда?) в дверь – обстоятельство. Стук (во что?) в дверь – дополнение. Совмещение 3 синтаксических значений (по Бабайцевой). Традиционный учебник говорит, что при существительном обстоятельства никогда быть не может, т. к. существительное действие не обозначает. Обстоятельство — признак действия. Но слово «стук» - сущ., нуждающееся в признаковой характеристике, которая и будет передаваться. Понимаем, что не дополнение, отказываемся от этой т.з. Следовательно, определение. В традиционном школьном учебнике все ВЧП рассматриваются как однозначные. Понятие «синкретичных членов предложения» - авторство Бабайцевой. В ее школьном учебнике есть такое понятие. Учебник Леканта, Разумовской относится к традиционным. В учебнике Леканта приведены четкие указания к определению члена предложения. По Леканту: опушка леса. Опушка — нет признака действия. При неотглагольных существительных могут быть только определения. Сравни: посадка леса. Обычно используются дополнения (чего?). Распространен прием трансформации. Опушка леса- лесная опушка, можно сделать признак. Посадка леса - так сделать нельзя, но можно: посадить (глагол) лес. Бабайцева обычно предлагает оперировать смысловыми вопросами. Сколько смогли задать, столько и будет значений у ВЧП.
V. По способу выражения ВЧП бывают:
1. Морфологизированные - ВЧП, у которых синтаксическое значение члена предложения совпадает с категориально-грамматическим значением ЧР. СЗ ЧП = КГЗ ЧР. Это значит, что слова определенной ЧР должны выступать в своих основных функциях. Например: Лесная опушка. Опушка (какая?) лесная, определение. СЗ определения - признак предмета, выражен прилагательным. Следовательно, перед нами морфологизированный член предложения.
2. Неморфологизированные ВЧП: между СЗ ЧП и КГЗ ЧР нет знака равенства. Например: Опушка леса. Опушка (какая?) леса. СЗ определения — признак предмета, но определение выражено существительным. КГЗ существительного — предмет, значения разнятся.
Термины «морфологизированный» и «неморфологизированный» член предложения предложены Л.Щербой. Другой пример: Меня охватило желание учиться. Желание охватило – это ГО. ВЧП: учиться. Желание (какое?) учиться, определение (инфинитив при существительном). СЗ - признак предмета, выраженный инфинитивом, а глагол обычно передает значение действия. Следовательно, учиться - это неморфологизированный ЧП, так как категориально-грамматическое значение части речи не совпадает с синтаксическим значением члена предложения. Школа выделяет согласованные (МЧП) и несогласованные определения (НМЧП).
|
|
VI. Функционально-синтаксические разряды / типы второстепенных членов предложения:
1. Определение
2. Дополнение
3. Обстоятельство
Каждый из второстепенных членов имеет разновидности по разным признакам. Основание для классификации в каждом случае разное.
Аспекты сравнения | Дополнение | Определение | Обстоятельство |
1.Позиция в предложении (определяется по опорному слову, к чему относится) | Может относиться к существительному, глаголу, наречию. Позиции: 1. Приглагольная позиция (звонить другу). 2. Присубстантивная позиция: при отглагольном существительном (посадка леса). 3. Адъективная позиция (полезный для здоровья). 4. Приадвербиальная позиция (недалеко от дома). | Присубстантивная позиция. Это отнесенность к существительному или его эквиваленту. Например: Наступило долгожданное завтра. Или: Теплая осень наступила. | 1. Приглагольная (базовая позиция): Жить долго. 2. Приадъективная позиция: Очень умный 3. Приадвербиальная позиция: Слишком долго *Никогда не бывает присубстантивной! Стук (куда?) в дверь - невозможно!!! |
2.Синтаксическое значение (семантический аспект) | Имеет значение объекта (предмета), на который направлено действие. Реже может иметь значение объекта, на который распространяется значение признака. | Имеет значение признака предмета (внешний или внутренний признак предмета). | Обстоятельство - признак действия или другого признака (признак признака). |
3.Структурный аспект (способы выражения) а)Морфологизированные способы. | Существительное или его эквивалент (местоимение) в косвенном падеже. | Может быть выражено прилагательным, причастием, местоимением-прилагательным, порядковым числительным. | Наречие, возможно - деепричастие, но в меньшей степени будет себя проявлять то, которое приобрело наречное значение (сидеть молча). |
б)Неморфологизированные способы | Инфинитив: Готовый помочь. Готовый (к чему, на что?) помочь. Подать (что?) обедать. | 1. Существительное: о пушка леса. 2. Инфинитив: желание учиться. 3. Наречие: к офе по-турецки. | 1. Существительное (или его эквивалент) в косвенном падеже: стоять возле дома. 2. Инфинитив: прилег (с какой целью?) отдохнуть. |
Дополнение
|
|
Дополнение — это второстепенный член, который обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на падежные вопросы, выражается существительными чаще всего или инфинитивами. Дополнения бывают прямые и косвенные.
а) Прямое дополнение относится к переходным глаголам и выражается:
1) Формами существительного или его эквивалента в винительном падеже без предлога: Смотреть фильм, читать книгу.
2) Существительным или его эквивалентом в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием: Не смотрел фильма.
3) Существительным в родительном падеже при обозначении части от целого. В научной грамматике — при частичном распространении действия. Например: Съел хлеба (часть), выпил молока.
б) Косвенные дополнения - это все остальные случаи (формы других косвенных падежей, а также В.п. с предлогом, инфинитивы). Инфинитив - только школьная точка зрения.
АГ - 70, 80 выделяют три вида дополнений:
1. Прямые дополнения.
2. Косвенные дополнения.
3. Инфинитивные дополнения.
Определение
Определение – этовторостепенный член предложения, обозначающий признак предмета, выраженный атрибутивными словами (прилагательные, причастия, местоимения, инфинитивы, существительные и т. д.). Классификация определений:
1. Согласованные определения - присоединяются к определяемому слову способом согласования (= морфологизированное определение), выражается атрибутивными словами. Например: твой день.
2. Несогласованные определения - присоединяется к определяемому слову: а) способом управления (падежная форма): опушка леса; б) способом примыкания (наречие, инфинитив). Это всегда неморфологизированные определения. Например: желание учиться.
3. Приложения - это особая разновидность определений, выражающая признаковую характеристику субстантивной формой (существительного). Например: а) Студент Иванов. Студент – это приложение к фамилии Иванов по роду деятельности. Обычно приложения обозначают характеристику лица или предмета по роду деятельности, по возрасту, по социальным признакам. Передают собственные наименования и прочее. б) Например: .Озеро Байкал. Озеро - определяемое слово, наименование - признаковая характеристика. У приложений нет согласования по роду, и по числу также не обязательно. в) Дед Щукарь (прозвище, возрастная характеристика лица; дед, приложение). Например: если в роли определяемого слова выступает личное существительное (называет человека), то определяемым словом будет «оно», 2- слово, которое к нему относится. Собственное существительное. Если неличное, то собственное: пес - определяемое слово, Шарик - кличка, которая является приложением. Если говорить о человеке, то имя будет определяемым словом.
Обстоятельство
Последняя разновидность второстепенных челнов. Обстоятельство – это ВЧП, обозначающий признак действия, или признак другого признака, отвечающий на вопросы где, куда, почему, зачем и т.д., выражающийся наречием, существительным, инфинитивом и т.д. Разряды обстоятельств классифицируются по их семантике (места, времени, образа действия и т.д.). Существуют трудные случаи отграничения приименных дополнений (они при имени) и несогласованных определений.
Виды обстоятельств
Вид обстоятельств | Вопросы | Примеры |
1. Места | где? куда? откуда? | Хорошо (где?) здесь. Я уезжаю (куда?) в деревню. Я приехал (откуда?) издалека. |
2. Времени | когда? с каких пор? до каких пор? как долго? | Я встал (когда?) рано. С осени (с каких пор?) от дочери писем нет. До вечера (до каких пор?) не управимся.Три года (как долго?) от дочери писем не было. |
3. Образа действия и степени | как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько? | Мать смотрела (как?) ласково. Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком. Платье сильно (как? в какой степени?) выгорело. Он совершенно (в какой степени? насколько?) забыл родной язык. |
4. Сравнения | как? подобно кому? подобно чему? | Кошка клубочком (как? подобно чему?) свернулась у печки.За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок. |
5. Причины | почему? отчего? по какой причине? | Я молчал (почему?) из вежливости. Он умер (отчего? по какой причине?) от голода. Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху. |
6. Цели | зачем? для чего? с какой целью? | Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло. Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег.Я пошёл (с какой целью?) проведать друга. |
7. Условия | при каком условии? | Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости. Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде. |
8. Уступки | вопреки чему? несмотря на что? | Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию.Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше. |
Трудные случаи отграничения определений от дополнений
Несогласованные определения | Приименные дополнения |
Если в предложении есть словосочетание по модели существительное + существительное, то зависимое существительное выполняет функцию: | |
Функция несогласованного определения, если: 1) Если главное слово в словосочетании – неотглагольное сущ., и зависимое вступает с ним в определительные смысловые отношения (опушка какая? леса). 2) Если существительное отглагольное, но зависимое вступает с главным в субъектные смысловые отношения (такое словосочетание можно трансформировать в ГО) (скрип какой? колес, т.е. колесный). 3) Если зависимое слово вступает с главным в атрибутивно-пространственные отношения (обстоятельства при сущ. быть не может). Плавание (какое?) по реке. Примеры: опушка (какая?) леса, скрип (какой?) колес, встреча (какая?) на улице. | Функция приименного дополнения, если главное слово – отглагольное существительное (посадка, ремонт, встреча), которое вступает с зависимым словом в объектные смысловые отношения. Любое из них можно трансформировать в словосочетание по модели: глагол + существительное. Примеры приименного дополнения: посадка (чего?) леса, ремонт (чего?) колес, встреча (с кем?) с другом. |