Зарождение новых видов деятельности

Тема 4. Раннее детство

План:

1. Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

2. Развитие предметной деятельности

3. Зарождение новых видов деятельности

4. Познавательное развитие ребенка

5. Развитие речи

6. Новые направления руководства психическим развитием в раннем детстве

7. Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

 

Социальная ситуация развития ребенка в раннем возрасте и общение со взрослым

В конце первого года ребенок становится на ноги. На первых порах прямохождение, ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром.

Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами. Самостоятельно ребенок не может открыть способ употребления орудий, способ их использования не является очевидным для него.

Складывающаяся социальная ситуация развития, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно - деловое общение по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет. Со стороны взрослого важны внимательность и доброжелательность, он выступает как образец для подражания, как оценивающий знания и умения ребенка и эмоционально поддерживающий его, подкрепляющий успехи и достижения.

 

Развитие предметной деятельности

Ведущая деятельность ребенка в раннем детстве уже не эмоциональное общение со взрослым, а предметно-манипулятивная деятельность. Особенно значимыми для психического развития считаются орудийные и соотносящие действия. Орудийные — это действия с предметом в соответствии с общественной функцией и общественно выработанным и способом использования (пить из кружки, причесываться расческой, рисовать карандашом, копать лопаткой). Сложность выполнения такого действия заключается в том, что ребенок должен научиться приспосабливать движение руки к специфическим свойствам предмета.

Один из классических примеров, описанный П.Я. Гальпериным, — овладение ложкой как орудием приема пищи. Проходит длительный период обучения: вначале ложка выступает как простое замещение руки — ребенок пытается поднести ложку ко рту, так же как зажатый в кулаке сухарь. Лишь постепенно ребенок осваивает орудийную логику: зачерпнув из чашки, держать ложку строго горизонтально, сначала поднять вверх вертикально, а затем уже поднести к губам.

Д.Б. Эльконин выделил логику усвоения предметного действия ребенком. Приведем пример из наблюдений Эльконина за поведением внука в возрасте от 1 года до 2 лет: «Андрей (второй год жизни) не умеет слезать с дивана. Он пытается спуститься с него вперед головой или как-то боком. Бабушка учит Андрея. Она поворачивает его головой к спинке дивана, спускает одну его ногу с дивана, затем — другую. И при этом все время приговаривает: «Вот так! Вот так!» В последующих попытках она уже только поддерживает мальчика, помогая ему произвести соответствующие движения и поощряя его: «Так! Так! Молодец!» Через некоторое время Андрей вновь оказывается на диване и ему надо слезть с него. Он самостоятельно поворачивается головой к спинке дивана и осторожно спускает одну ногу, потом другую. Каждое движение он сопровождает словами: «Баба, так! Баба, так!» А затем, встав ногами на пол, восклицает: "Андрей—молодец!"»

Главное звено обучения — образец действия, который дает ребенку взрослый. Схематическое воспроизведение действий взрослого становится мощным стимулом дальнейшего развития деятельности ребенка. Наиболее подходящей ситуацией обучения является «обращенный показ», при котором взрослый специально адресует ему свои действия, называет его по имени, улыбается, вовлекая в игру. Именно в этом случае ребенок с удовольствием наблюдает за действиями взрослого, подражает им, присоединяется к игре. В дальнейшем, когда взрослый оставляет ребенка одного, тот долго продолжает начатую игру.

Другой тип предметных действий — соотносящие действия. Цель соотносящих действий состоит в приведении двух или нескольких предметов в определенное пространственное взаимоотношение (складывание матрешки, пирамидки, других сборно-разборных игрушек, закрывание коробки крышкой, вкладывание в отверстия фигурок разного размера и формы). Показано, что разные способы обучения выполнению соотносящих действий имеют различный развивающий эффект для способностей ребенка.

Кроме основного правила использования вещи важное значение имеют замещающие действия. Так, палочка может выступить в роли ложки или ножа; камень может стать картошкой или конфетой, лист деньгами и т.д. Замещающее действия характеризуется новым отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания. Способность к замещению рассматривается как одна из важнейших предпосылок развития игры. Иногда замещение оказывается несформированным даже к концу раннего детства. В этом случае ребенок на предложение покормить куклу, осмотрев стол с игрушками, отвечает, что кормить нечем — нет ни хлеба, ни чая, ни сахарa. Такие дети нуждаются в специальном внимании с тем, чтобы выяснить, с чем связано отставание в формировании символических (замещающих) действий, и оказать им педагогическую помощь в становлении знаковой функции сознания.

 

Зарождение новых видов деятельности

Внутри ведущей предметной деятельности начинают складываться новые виды деятельности, - это игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Например игра складывается с манипулирования предметами так, как показал взрослый, далее происходит перенос показанного действия на другие предметы (замещение), и наконец воспроизведение увиденного на игрушках. Одна из первых предметных игр — игра с носовым платком ребенка 14 месяцев. Она продолжалась более 20 мин. Ребенок воспроизводил поочередно все возможные способы действия с платком: он стелил его на диван и клал на него голову, укрывался им, «сморкался», вытирался, протирал игрушки и др. Предметная игра постепенно перерастает в сюжетно-отобразителъную, когда ребенок воспроизводит в действиях свои собственные наблюдения повседневной жизни. Например: Андрей, 15 месяцев, многократно в течение дня пытается организовать общение с взрослым по определенному «сценарию»: он приносит пеленку, подходит к матери, дергает ее руку вниз и настойчиво повторяет: «Бай-бай!» Укладывает мать на диван, тычет пальцем в глаза — «закрывай», укрывает ее, в основном голову, простынкой, садится рядом сам, покачивается, похлопывает рукой и напевает: «Бай-бай». Заглядывает под простынку, проверяет, закрыты ли глаза.

В конце второго — начале третьего года жизни ребенок, воспроизводя действия конкретного взрослого из своего окружения, не осознает этого, а позже замечая сходство но охотно соглашается и называет себя его именем. («Ты ведешь машину как папа. Миша — папа»).

Перечисленные этапы развития предметной игры составляют предпосылки сюжетно-ролевой игры. Со стороны взрослых ребенку необходима помощь, живой интерес, практические советы.

Другой новый вид деятельности, складывающийся на основе предметной, - изобразительная деятельность. Рисование — это знаковая, символическая деятельность, и любое, самое несовершенное изображение представляет собой знак предмета Рисование в раннем детстве проходит несколько стадий: каракули; узнавание предмета в случайном сочетании линий; и наконец, изображение по замыслу,  или по словесному указанию. Требуется руководство и помощь со стороны взрослых, чтобы стимулировать переход от черкания как орудийного действия карандашом к изображению.

«Мила занимается с карандашом и бумагой и вдруг обращается ко мне: «Мама, что?» Я не понимаю. Вопрос не относится к тому, что она нарисовала. Мила смотрит пристально на меня и затем вокруг. Такое впечатление, что она не знает, что делать дальше. Проверяю эту догадку: «Нарисуй котика». Мое предложение сразу вызывает активное чёрканье. Через несколько секунд снова: «Мама, что?» «Нарисуй собачку», — говорю я».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: