Особенности учета спецодежды

Для поддержания санитарного режима и обеспечения безопасных условий труда работники аптеки должны быть обеспечены санитарной и специальной одеждой.

В состав одежды входит:

1) специальная одежда – это халаты, куртки, брюки, косынки, колпаки, фартуки, перчатки, тулупы;

2) специальная обувь – это бахилы, тапочки, резиновые сапоги, валенки;

3) средства индивидуальной защиты  – это защитные очки, респираторы и др.

Одежда приобретается за счет средств аптеки и выдается работникам бесплатно (ст. 212, 219 ТК РФ). Это факт должен быть отражен в коллективном договоре.

Порядок выдачи одежды установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 290н от 2009 г. (приказ МЗСР РФ «Об утверждении межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» № 290н от 01.06.2009 г.).

Одежда выдается работникам при наличии сертификата (декларации соответствия) безопасности.

Одежда выдается в соответствии с отраслевыми нормами, определенными приказом МЗ СССР № 65 от 1988 г. (приказ МЗ СССР «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» № 65 от 29.01.1988 г.). Согласно этим нормам работникам аптеки полагается выдать три халата и три колпака на 24 месяца, занятым изготовлением лекарств также кожаные тапочки на 6 месяцев, а занятым изготовлением в асептических условиях 6 халатов,  6 колпаков и 6 пар бахил на 24 месяца.

Методические указания по бухгалтерскому учету спецодежды утверждены приказом МФ РФ № 135н от 2002 г. (пр. МФ РФ «Об утверждении «Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений и специальной одежды» № 135н от 26.12.2002 г).

Выдача одежды работникам и ее возврат фиксируется МОЛ в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ)или   карточкеМБ-2, а так же в ведомости учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений МБ-7.

Контроль за сроками эксплуатации одежды рекомендуется осуществлять проставлением на ней штампа с указанием на нем даты выдачи.

В момент выдачи в эксплуатацию стоимость одежды списывается на издержки обращения в полном объеме, если срок ее носки не превышает 12 месяцев (для целей бухгалтерского и налогового учета).

Пример 1. Куплено 5 пар тапочек по цене 600 руб. (без НДС). Срок эксплуатации тапочек составляет 6 месяцев. В том месяце, когда тапочки были выданы в эксплуатацию, на расходы (издержки обращения) будет списано 3000 руб. (600х5).

Если срок эксплуатации одежды превышает 12 месяцев, то ее стоимость списывается линейным способом, т.е. равными долями ежемесячно в течение всего срока эксплуатации (для целей бухгалтерского учета – пр. № 135н, а для целей налогового учета – единовременно – НК РФ).

Пример 2. Куплено 5 халатов по цене 600 руб. (без НДС). Срок эксплуатации халатов 24 месяца. Ежемесячно в течение всего срока носки халатов (24 месяца) на издержки обращения будет списываться 125 руб. (600х5:24).

Если такая одежда списывается в связи с преждевременным износом, то вместе с ней списывается остаточная стоимость.

По истечения срока эксплуатации работники обязаны возвратить одежду  МОЛ. После чего она списывается по акту МБ-8 и дополнительных бухгалтерских проводок не делается.

Вместо списанной одежды аптека обязана выдать работникам новую. Если одежда пришла в негодность раньше установленного нормами срока по независящим от работника причинам, то аптека обязана ее отремонтировать или  выдать новую (п. 25 правил № 290н).

Одежда является собственностью аптеки, поэтому при увольнении работник обязан ее вернуть.

Особенности учета дисконтных карт

Для привлечения и удержания клиентов аптеки прибегают к такому маркетинговому приему как предоставление им скидок с цены товара по дисконтным картам.

Выдача дисконтных карт покупателям производится либо за плату, либо безвозмездно при совершении покупки на определенную сумму. Чаще используется второй вариант. Выдача анкеты, как правило, оформляется анкетой покупателя. Форма анкеты утверждается приказом по маркетинговой политике.

Выданные за отчетный период дисконтные карты списываются по акту или расходному реестру. Формы документов разрабатываются аптекой самостоятельно.

Синтетический учет материалов

Материалы по фактической себестоимости учитываются на 10 счете «Материалы» (активный, инвентарный) на соответствующих субсчетах.

Данные ведомостей движения материалов ежемесячно сверяются с данными субсчетов, а данные сводной ведомости – с данными синтетического счета, они должны совпадать.

Многооборотная тара учитывается на счете 41 «Товары», на 3 субсчете «Тара под товаром и порожняя».

Основные операции:

№ пп

Наименование операции

Корр. счета

дебет кредит
  Приобретение материалов за б/н расчет    
1. Получены материалы (тара под товаром) от поставщиков (без НДС) 10 (41/3) 60
2. Выделен НДС 19 60
  Приобретение материалов за наличный расчет    
3. Выданы деньги в подотчет для приобретения материалов 71 50
4. Оприходованы материалы (без НДС) 10 71
5. Выделен НДС 19 71
6. ЛРС куплено у населения 10 50
  Продажа материалов (перевод в товар)    
7. Материалы (тара под товаром) переведены в товар 41/2 10 (41/3)
8. Начислена торговая наценка 41/2 42
  Списание материалов    
9. Списаны израсходованные материалы (на производство или иные нужды) 44 10
10. Списана стоимость инвентаря, спецодежды в момент выдачи в их эксплуатацию, дисконтных карт, выданных покупателям безвозмездно 44 10
11. Многооборотная тара возвращена поставщику 60 41/3
12. Списана пришедшая в негодность вследствие естественного износа тара 91 41/3
13. Выявлена недостача, порча материалов (тары под товаром) 94 10 (41/3)
14. Недостача, порча отнесена на виновное лицо (МОЛ) 73 94
15. Недостача, порча отнесена на финансовый результат (если судом отказано в признании виновности) 91 94

Учет товаров

Оценка товаров

Как и другие материалы, товары могут учитываться по фактической себестоимости (цене приобретения).

Однако аптеке как организации осуществляющую розничную торговлю разрешается производить оценку товаров по ценам реализации (продажи). Тогда одновременно должна учитываться торговая наценка как разница между покупными и продажными ценами. 

Если аптека использует предметно-количественно-суммовой учет реализации товаров, то удобнее учет товаров производить в ценах приобретения.

Если в аптеке ведется суммовой учет реализации товаров, то удобнее осуществлять учет по розничным ценам, т.к. стоимость реализованных товаров определяется по сумме полученной от реализации выручки. Тогда фактическая себестоимость реализованных товаров определяется расчетным способом, а именно как разница между суммовой выручки и реализованными торговыми наложениями (подробнее об этом будем говорить в теме «Учет финансовых результатов»).

Выбранный способ оценки товаров закрепляется учетной политикой аптеки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: