Социальная структура понимается как совокупность социальных общностей, т.е. объединение реально существующих индивидов.
Виды соц.общностей:
1. Групповые – систематические отношения, общие ценности, внутренняя организация (религиозные, профессиональные, первичные, вторичные, референтные, формальные и неформальные)
2. Массовые – неустойчивые, низкий уровень соц.контроля, объединены эмоциями (аудитория, толпа, квазигруппы)
Социальная группа – совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей (Р. Мертон).
Виды социальных групп
Виды групп | Определение |
Малая группа | совокупность людей, которой объединены непосредственными личными контактами (2 - 30 человек). Пример: студенческая группа, спортивная команда. |
Первичная группа (понятие введено амер. социологом Ч. Кули) | вид малой группы с высокой степенью солидарности, глубоко развитым чувством «мы»; малочисленны, единство ценностей и интересов, неформальный контроль за поведением членов. Пример: семья, друзья |
Большая группа | совокупность людей, в которой связи и взаимодействия носят опосредованный характер. Пример: средний класс, жители города, партия. |
Вторичная группа | совокупность людей, которые опосредствованно связаны общей деятельностью по достижению общей цели и не являются близко (лично) знакомыми друг с другом. Пример: студенты всего института в целом. |
Квазигруппы: аудитория, толпа | группы, существующие непродолжительное время, после чего-либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы; характеризуются: 1)случайностью, стихийностью образования; 2) неустойчивостью взаимосвязей; 3) кратковременностью взаимодействия. |
Аудитория | это неустойчивая и неоднородная группа людей, объединенная на непродолжительное время. Пример: группа людей, собравшихся в зале послушать концерт. |
Толпа | это хаотичное сборище людей, лишенных осознаваемой людьми единой цели, но связанных между собой ситуацией, эмоциями и общим объектом внимания. |
|
|