Творческий диктант – одно из наиболее эффективных синтетических упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, промежуточное между чисто орфографическими упражнениями с одной стороны и специальными упражнениями по развитию речи – с другой.
ü Подбирается связный текст, дающий возможность закрепить изученное.
ü учитель называет вид работы и ее цель и проводит вступительную беседу.
ü Затем сообщается задание: что нужно вставить (или заменить), по каким признакам подбирать конструкции для вставки (или замены) и какие пометки нужно сделать в тетради.
ü После этого читается текст. Цель учащихся – внимательно слушать, осознать задание и предварительно подобрать хотя бы часть слов или конструкций для вставки в текст (или замены).
ü Прослушав отдельное предложение, ученики повторяют его про себя со вставленными (или замененными) конструкциями. Проговаривание тренирует память, помогает запомнить предложение, услышать измененный текст. При повторном чтении ученики записывают измененное предложение, а при третьем сравнивают продиктованный и записанный тексты. Третий раз текст может читать один из учеников.
|
|
Творческий диктант, когда ученик записывает диктуемый учителем текст, предварительно подвергая его изменениям. Различают несколько видов творческого диктанта.
A. Творческий диктант со вставкой слов (распространение текста).
Речь идёт только о распространении текста второстепенными членами предложения.
Например, в 3 классе при изучении темы «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных женского и среднего рода в именительном падеже» возможен творческий диктант с заданием: распространить предложения второстепенными членами, выраженными именами прилагательными.
Клюква.
Клюква растёт в болотах. Её собирают осенью. Клюква – лекарство от всех болезней.
B. Творческий диктант на замену слов, т.е. с изменением грамматической формы некоторых слов диктуемого текста согласно указаниям учителя. Например, учитель диктует текст, в котором употреблены глаголы 1-го лица единственного числа. Дети по заданию учителя заменяют глаголы 1-го лица глаголами 2-го лица.
Что посею, то и пожну.
Что посеешь, то и пожнёшь.
Творческий диктант – это запись текста под диктовку с грамматическим, орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя.
Виды творческих диктантов при изучении орфографии
C. Творческие диктанты на расширение текста (или на вставку слов)
Такие диктанты предполагают вставку в текст подходящих по смыслу слов. Можно расширить текст путем введения предлогов, союзов, частиц.
|
|
Связный текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, читается с пропуском слов, а затем формулируется задача: вставить определенную группу слов в соответствии с замыслом. Творческий диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе написанного (если он проводится после выполнения творческого диктанта) отмечается, насколько точно и выразительно описывается предмет с помощью вводимых слов и словосочетаний.
D. Творческие диктанты с заменами
Некоторые части диктуемого текста в процессе его записи заменяются.
Например, замена отдельных слов однокоренными словами с приставками или суффиксами на определенную орфограмму, замена слов (словосочетаний, предложений) лексическими синонимами или замена одной грамматической формы, категории или конструкции другой.
E. Творческий диктант с комментированием орфографически трудных случаев.
Сам «комментатор» никогда не может одновременно и писать, и объяснять. «Психофизиологические свойства нашего мышления таковы, – пишет Б.Т. Панов, – что совершенно невозможно записывать текст и одновременно (абсолютно синхронно!) объяснять трудные орфограммы в словах»1. Таким образом, или он сначала объяснит нужную орфограмму, а затем запишет слово, или вначале запишет слово, а после сделает необходимые комментарии.
F. Творческий диктант с комбинированной подготовкой: перед записью первой части текста идет предварительное объяснение орфографии, вторая часть объясняется попутно с записью, последующие – анализируются после записи, а заключительная часть пишется самостоятельно без анализа. Комбинированный диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.
G. Творческий диктант по опорным словам.
На доске или карточках записываются опорные слова определенной грамматической категории, которые должны быть вставлены детьми в диктуемый текст. Учитель читает текст, пропуская написанные слова. Дети пишут диктант, выбирая по смыслу и вставляя пропущенные слова. Творческий диктант по опорным словам может быть основан на самостоятельном составлении детьми предложений, объединенных одной темой.
Например, учитель медленно диктует слова: осень, листья, дождь, небо, птицы. Дети записывают предложения в виде связного текста на тему «Осень».
«Наступила осень. С деревьев опадают листья. Весь день льет дождь. Небо покрыто тучами. Птицы улетают на юг».
2.2.1.4. Диктант «По следам ошибок»
Работа над этими ошибками ведётся в течение ряда уроков, диктант «По следам ошибок» представляет собой заключительный этап этой работы.
Цель диктанта – закрепление правописания слов. Учитель выбирает из ряда классных и домашних упражнений, контрольных работ типичные ошибки; выписывая, группирует их.
Дети должны быть заранее предупреждены о таком диктанте.
Диктант, состоящий из слов нескольких письменных работ, может быть рассчитан на 5-7 минут; если для диктанта используется материал всей четверти, то на 15-20 минут.