·Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением, вычитанием, умножением и делением. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком.
·Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произведении; умножение суммы и разности на число).
·Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел.
·Способы проверки правильности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидки результата, вычисление на калькуляторе).
Работа с текстовыми задачами
·Решение текстовых задач арифметическим способом. Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...».
|
|
·Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры
·Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше ниже, слева–справа, сверху–снизу, ближе дальше, между и пр.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, цилиндр, конус.
·Точное и приближённое измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника.
Работа с информацией
·Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации.
·Построение простейших выражений с помощью логических связок и слов («и»; «не»; «если... то...»; «верно/неверно, что...»; «каждый»; «все»; «некоторые»); истинность утверждений.
·Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации.
Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Создание простейшей информационной модели (схема, таблица, цепочка).
Основными причинами являются несформированность высших психических функций (внимания, памяти, абстрактно-логического мышления), которые участвуют в процессе овладения навыками счета, развитии пространственных и неречевых психических функций (А. Гермаковска, Ю.Г. Демьянов, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева). Системные нарушения речи, несформированность фонематических функций, недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, расстройства чтения и письма оказывают существенное отрицательное влияние на процесс овладения счетными операциями. Это приводит к трудностям овладения математическими понятиями, математическим словарем, нарушениям в восприятии текста задачи, к неправильной записи примеров и задач и другим симптомам.
|
|
Классификации дискалькулий:
врожденные и приобретенные (С. С. Мнухин);
первичные и вторичные (Н. Граньон).
- Наиболее обобщенной и практико-ориентированной является классификация Л. Косча представленная в работах Л.С. Цветковой. Он выделяет:
Вербальную дискалькулию, проявляющуюся в нарушении словесного обозначения математических понятий;
Практогностическую дискалькулию, характеризующуюся расстройствами системы счисления конкретных и наглядных предметов или их символов;
Дислексическую дискалькулию, в основе которой лежит нарушение чтения математических знаков;
Графическую дискалькулию, проявляющуюся в нарушениях записи математических знаков или символов и правильного воспроизведения геометрических фигур;
Операциональную дискалькулию, отражающую неумение выполнять математические операции.
Проявления дискалькулии у различных обучаемых варьируются в широких пределах. Их можно классифицировать следующим образом:
-чтение;
-понимание текста;
-понимание математических отношений;
-понимание математических абстракций;
-запоминание математических знаний;
-автоматизация основных математических действии;
-умение рассуждать.