Теоретическая база опыта

 

Тема моего опыта напрямую связана с проблемой повышения мотивации учащихся к изучению английского языка, посредством использования новейших технологий на уроках.

Проблема повышения мотивации интересует каждого педагога, так как без мотивации не будет качества образования.

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому "запускным механизмом" (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или понимание.

Специфику обучения иностранным языкам в школе рассматривали И.А. Зимняя и  Е.И.Пассов, вопросы психолингвистического сопровождения процесса обучения иностранным языкам А.А. Леонтьев и психологические механизмы овладения иностранным языком Б.В. Беляев. Ценный вклад в понимание учебной мотивации вносит концепция Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В. Хеннинг, Л.И. Бажович и А.К.Маркова.

  Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы, так же проблема как отечественной, так и зарубежной психологии. Ее значимость связана с анализом источников активности человека, побудительных сил его деятельности, поведения.

Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.

Можно выделить еще пять типов мотивации:

1. Целевая мотивация – хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.

2. Мотивация успеха – если предмет "удается", то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.

3. Страноведческая мотивация – язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.

4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.

5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95]

   Стандарты образования меняются, вводятся новые понятия, появляются новые требования и к ученику, и к учителю.  

 Утверждение государственных образовательных стандартов нового поколения возложило на учителей новые требования для достижения целей образовательного процесса, отвечающих нуждам современного общества.

Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:

1. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.

2. Развитие личности учащихся.

3. Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

1. Предметные результаты.

2. Личностные результаты, такие как:

- формирование мотивации изучения языка; формирование коммуникативной компетенции и общекультурной и этнической идентичности;

- осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка и стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

- стремление к лучшему сознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран;

- толерантное отношение к проявлениям иной культуры и готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.

3. Метапредметные результаты включают в себя:

- развитие коммуникативной компетенции и исследовательских учебных действий;

- умение четко определять области «знаемого и незнаемого»;

- умение определять задачи, решение которых необходимо для достижения поставленных целей, планировать действия, прогнозировать результаты, анализировать итоги деятельности, делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы;

- осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на английском языке.

Вышесказанное подтверждает, что мотивация к изучению является ключевым понятием в современной школе. Ученик занимает новую позицию, он становится самостоятельным, учитель теперь только «помощник», который контролирует и направляет ученика в нужном направлении.

Возникает вопрос: как же мотивировать ученика к изучению английского языка, если он находится в таких условиях?

Я считаю, что  повысить мотивацию учеников к изучению иностранного языка возможно, применяя новые интерактивные технологии в процессе обучения. Это завлечет учеников, повысит их интерес.

     Электронными образовательными ресурсами (ЭОР) называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.

     В своей практике я использую так называемые ЭОР нового поколения. Они представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы.Данные модули можно подбирать к любой теме  рабочей программы. Существует Центральное хранилище электронных образовательных ресурсов нового поколения - это Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).

Адреса ФЦИОР в Интернет:

http://fcior.edu.ru

http://eor.edu.ru

Доступ к данным материалам и получение любых электронных учебных модулей из ФЦИОР по глобальной компьютерной сети бесплатны.  

    Для работы с учащимися я предпочитаю пользоваться своими авторскими ЭОРами, которые разрабатываются к каждой теме отдельно. В первую очередь, это связано с тем, что я как учитель знаю возможности того или иного класса, темп их работы, увлечения и т.д. Ссылки на разработки хранятся в открытом доступе на личной странице https://vk.com/club170047997 и в личном кабинете на сайте learningapps.

    Электронные образовательные ресурсы позволяют реализовывать принципы дифференцированного и индивидуального подхода к обучению, и тем самым способствовать развитию личности в процессе собственной деятельности, ориентированы на развитие исследовательских умений обучающимся, эффективно влияет на повышение уровня успешности овладения иностранным языком. Проекты, выполненные с использованием Электронных образовательных ресурсов, помогают разнообразить занятия, проводимые по учебным пособиям, а также реализуют комплексный подход в обучении и значительно повышают мотивацию к изучению иностранного языка.

    Для создания ЭОР необходимо соблюдать основные требования:

1. педагогические требования (дидактические принципы; методические требования; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения);

2. технические требования;

3. эргономические требования;

4. эстетические требования.

   Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах:

- Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать максимум наглядности в виде аудио-, фото-, видео - и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие;

- Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию по элементам контента, их копирование, обращение к справочной системе, отвечать на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти;

- Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося;

- Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно;

- Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий;

- Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации;

- Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на учебные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей - понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.

Методические требования предполагают необходимость:

- учитывать своеобразие и особенности конкретного учебного предмета; предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей; реализации современных методов обработки информации.

Технические требования таковы:

1. наличие упрощенного варианта (например, возможность работы с отключенными рисунками);

2. скорость загрузки («легкость» в Мбайтах текста и графики, оптимальный объем).

3. доступность с различных моделей ПК, в любое время, простота навигации, возможность доступа через информационно-поисковые системы;

4. высокая степень интерактивности;

5. использование оптимального и современного инструментария для создания;

6. качественность программной реализации, включая поведение при запуске параллельных приложений, скорость ответа на запросы, корректность работы с периферийными устройствами;

7. адекватность использования средств мультимедиа, оригинальность и качество мультимедиа-компонентов;

8. обеспечение устойчивости к ошибочным и некорректным действиям пользователя.

Эргономические требования к содержанию и оформлению электронных ресурсов обусловливают необходимость:

1. учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся, различные типы организации деятельности, различные типы мышления, закономерности восстановления интеллектуальной и эмоциональной работоспособности;

2. обеспечивать повышение уровня мотивации обучения, положительные стимулы при взаимодействии обучаемого с электронным ресурсом;

3. устанавливать требования к изображению информации (цветовая гамма, разборчивость, четкость изображения), к эффективности считывания изображения, к расположению текста на экране.

Эстетические требования устанавливают: соответствие эстетического оформления функциональному назначению ресурса; соответствие цветового колорита назначению и эргономическим требованиям; упорядоченность и выразительность графических и изобразительных элементов.

   Существуют разнообразные виды ЭОР и программы для их создания. Технология разработки и работы с ЭОР на уроке будет подробно описана в следующем разделе «Технология опыта».

 

      

Новизна опыта

 

    Повышением мотивации учащихся к изучению английского языка занимаются многие учителя. Многие задаются вопросом: как добиться того, чтобы учащиеся осознали, что иностранный язык необходимо изучать, чтобы стать успешным в будущем? Но, к сожалению, для многих педагогов этот вопрос остается риторическим.

        Данная тема являлась огромной проблемой и для меня, как для учителя, до тех пор, пока я не прошла обучение в ВИПКРО по повышению квалификации на тему «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием интернет-технологий». Именно там я открыла для себя новые технологии, которые нужно применять на уроке.     

        Электронные образовательные ресурсы – это та «изюминка» моих уроков, которая мотивирует учащихся к изучению предмета.

        Этот способ повышения мотивации, а именно, работа с он-лайн источниками, интерактивными ресурсами и тестами, является новизной моего педагогического опыта.

           

Технология опыта

     Как было выше упомянуто, для повышения мотивации учащихся к изучению английского языка на своих уроках я использую:

1) Электронные образовательные ресурсы разных видов;

     В данном разделе я представлю алгоритм составления ЭОР и он-лайн тестов, а также цели и задачи, которые реализуются в ходе использования моих разработок. 

     В рамках урока в классе  на этапе презентации нового материала могут использоваться различные типы электронных образовательных ресурсов:

-анимации и иллюстрации,

-интерактивные таблицы и правила,

-учебные тексты,

- интерактивные задания, снабженные системой автоматической проверки.

Рассмотрим основные типы ЭОР, применяемые мной на уроках.

1) Демонстрационные материалы: иллюстрации, рисунки, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением или просто текст. Эти материалы  являются современным воплощением традиционных средств обучения таких, как: видеофильмы, плакаты, постеры с таблицами и другой наглядный материал, который мог размещен на доске или стенах в классе. К демонстрационным материалам относятся также анимации, или видеоролики. Анимации как правило представляют собой анимированные рисунки, выполненные во flash-технологии. Сюда же относятся видеофрагменты - результаты реальной видеосъемки.

Пример 1: анимированный озвученный ролик.

 

Пример 2: Реальная видеосъемка урока по теме «Расскажи о себе»

     Основная функция таких учебных материалов - наглядно-иллюстративная. Я их использую, как правило, на этапе презентации нового материала.

Интерактивные таблицы, правила и учебные тексты. 

Под интерактивными ресурсами (таблицами, правилами и учебными текстами) понимаются учебные материалы, которые обеспечивают автоматическую обратную связь с учащимися. Они не только несут демонстрационную функцию, но и служат опорой для анализа языкового и речевого материала, стимулируют устные и письменные высказывания учащихся по изучаемой теме.

 

Пример 3: Повторение времен группы Past и Present

Интерактивные таблицы и правила используются как на этапе объяснения, так и на этапах закрепления и повторения нового материала.

3) Интерактивный учебный текст представляет собой текст (или ряд последовательно сменяемых текстов) с заданием или комментарием, интерактивным рисунком, схемой, рисунком-анимацией. Пример 4.

     В интерактивных текстах при выполнении учащимся определенных действий может, например, анимироваться рисунок или выделиться фрагмент текста, объясняющего то или иное грамматическое явление. Текст объяснений может сопровождаться аудиоверсией. При нажатии на экране на различные слова инструкций и языковых примеров воспроизводится их аудиозапись, что очень важно для формирования правильных произносительных навыков учащихся.

4) Электронные задания.

Электронные задания ориентированы на индивидуальную самостоятельную работу учащихся, в связи с чем они снабжены функцией помощи и механизмом обратной связи. Основная функция таких заданий - тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Пример 5: «Что происходит на картинке»

Пример 6: «Переработка отходов»

 

Помимо представленных ресурсов для своих уроков я разрабатываю ЭОРы в программе LearningApps.org. Программа нетрудна в использовании и любой педагог в силах с ней работать.

    LearningApps.org предлагает разработку разнообразных видов упражнений, которые направлены на всевозможные виды деятельности, формирование всех УУД и достижение всех необходимых результатов:

- предметных;

- метапредметных;

- личностных.

     Итак, выделим основные виды электронных образовательных упражнений, которые можно создать в LearningApps.org:

Выбор

· Викторина

· Викторина с выбором правильного ответа (Приложение 5)

· Выделить слова

· Кто хочет стать миллионером? (Приложение 6)

· Слова из букв

Распределение

· Игра "Парочки"

· Классификация

· Найти на карте

· Найти пару

· Пазл "Угадай-ка"

· Соответствия в сетке

· Сортировка картинок

· Таблица соответствий

Заполнение

· Викторина с вводом текста 

· Заполнить пропуски

· Заполнить таблицу

· Кроссворд (Приложение 7)

Онлайн-игры

· Викторина для нескольких игроков

· Где находится это?

· Оцените

    С помощью данных интерактивных упражнений проверка домашнего здания или объяснение нового материала станет увлекательным занятием для учащихся. В результате у учащихся повышается интерес к изучению английского языка, повышается мотивация. Кроме того, использование ЭОР на уроке значительно экономит время для проверки домашнего задания, компьютер сразу выдает правильное решение упражнения, подчеркивая ошибки, и хвалит, если ученик не допустил ошибок. Это учит самостоятельно принимать решение и адекватно оценивать свои знания, так как списать «нежелаемую» отметку на предвзятое отношение учителя в данном случае не получится.

На примере одного упражнения разберем соответствие задания ФГОС.

 

Задача: вписать нужные формы глагола – связки в предложение.

На первом этапе упражнение выглядит так:

 

 

ЭТАП 1

ЭТАП 2

Когда ученик выполнил упражнение, компьютер проверяет введенные формы глагола и выделяет ошибки, если таковые имеются.

Если работа была выполнена верно, то электронный «учитель» хвалит и поздравляет ученика с отличным результатом.

ЭТАП 3

 

Данное упражнение способствует достижению  следующих   результатов:

1) Предметный результат – повторение пройденного грамматического материала.

2) Метапредметный результат - осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки.

3) Личностные результаты -  формирование мотивации изучения языка.

Формируются следующие УУД:

1) Регулятивные УУД – саморегуляция, планирование и выполнение упражнение по заданному образцу,

2) Познавательные УУД – поиск и выделение нужной информации, структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

    Итак, данное интерактивное упражнение полностью соответствует требованиям ФГОС и направлено на повышение мотивации обучающихся к изучению языка. Это интересно, познавательно и ребята с большим желанием работают на доске.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: