Дифференциация – форма организации учебной деятельности учащихся, при которой учитывается их склонности, интересы, способности, но не снижается базовый уровень общеобразовательной подготовки учащихся.
Цели:
-В социальном плане, развитие творческого интеллектуального потенциала ученика.
-С психологической точки зрения: создание благоприятных условий для самореализации.
-с дидактической точки зрения: выбор методов, форм и средств обучения с учетом индивидуальных способностей школьников
-с методической точки зрения: создание новой методической системы, основанной на дифференциации.
Дифференциация затрагивает все компоненты методической системы обучения и все ступени школы. Она может проявляться в двух основных видах. Первый выражается в том что, обучаясь по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на различных уровнях. Определяющим при этом является уровень обязательной подготовки. Этот вид дифференциации называется уровневой (внутренней) дифференциацией.
|
|
Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.
Основные условия:
-Выделенные уроком в первую очередь обязательные результаты обучения должны быть открытыми для учащихся,
-в обучении должна быть обеспечена последовательность в продвижении ученика по уровням. Это означает, что в ходе обучения следует предъявлять более высоких требований тем учащимся, которые не достигли уровня обязательной подготовки.
-Добровольность в выборе уровня усвоения и отчетности.
Второй вид Д. называется профильной. Она предполагает обучения разных групп школьников по программам, отличающимся глубиной изложения материала, объёмом сведений.
Выделяются два типа школьных курсов: курс общекультурной ориентации (курс А, 3часа в неделю), рассчитанный на учащихся, склонных рассматривать математику только как элемент общего образования. И курсы повышенного типа, обеспечивающие дальнейшее изучение математики. И ее применение в качестве элемента профессиональной подготовки.
Выделяют два основных курса повышенного типа:
1)(курс В, 5 часов) – предназначен для учащихся, выбравших для себя те области деятельности, в которых математика играет роль аппарата, специфического средства для изучения закономерностей окружающего мира
|
|
2)(курс С, 8 часов) – ориентирован на тех учащихся, для которых собственно математика является одной из основных целей познания.
Т.о., для старшей ступени школы целесообразно наличие трёх основных математических курсов – А, В, С, которые призваны представить каждому ученику возможность изучать математику на уровне, соответствующем его интересам, способностям, склонностям.
Оба вида дифференциации сосуществуют и взаимно дополняют друг друга на всех ступенях школьного математического образования.
В основной школе ведущим направлением является уровневая дифференциация. На старшей ступени школы приоритет отдается разнообразным формам профильного изучения предметов