Деятельности класса (школы)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Коллективное целеполагание

Коллективное целеполагание представляет собой совместное выявление и постановку группой значимых для ее жизнедеятельности и развития целей и задач. Видение перспектив в групповом взаимодействии значительно повышает творческий потенциал группы, способствует развитию коллектива и создает условия для самореализации и саморазвития каждого ее члена.

Этап целеполагания представлен в логике осуществления коллективной деятельности как шаг второй и тесно связан с первым шагом - этапом коллективного анализа, вытекает из него. В той же тесной взаимосвязи он находится с этапом коллективного планирования и является основой для эффективного планирования в группе. Этап коллективного целеполагания часто проводят вместе с коллективным анализом или коллективным планированием.

Коллективное целеполагание напрямую выходит на процесс мотивации. Если цель поставлена верно, понятна каждому, является значимой для всех членов коллектива, то она мотивирует деятельность всех участников и коллектива в целом (как единого организма). Чем актуальнее, четче и привлекательнее цель, тем успешнее пройдет этап планирования, подготовки и реализации, тем старательней и интенсивней школьники будут стремиться к ее достижению.

Целеполагание можно провести в форме беседы (группового обсуждения) или письменно (анкеты, опросник, сочинение и т.д.).

 

Коллективное планирование

Коллективный анализ и коллективное целеполагание актуализируют проблемы коллектива и проявляют стоящие перед ним задачи, а коллективное планирование является заключительным этапом и выводит группу на определение конкретных действий (коллективных дел, индивидуальных поручений, самостоятельной работы и т.д.), которые позволили бы решить возникшую проблемную ситуацию или реализовать намеченную коллективную цель.

Коллективное планирование — совместное обсуждение и выбор конкретных дел на определенный период времени, позволяющих решать намеченные коллективом цели и задачи.

Чтобы школьникам создать условия для проявления своих идей и предложений, предоставьте им право выбора: работать в группе или самостоятельно, представлять групповой проект дела или свой альтернативный. Постарайтесь не упустить любую инициативу, идущую от детей (особенно пассивных), дайте им возможность побывать в различных позициях и ролях (аналитик, критик, секретарь, творческий мыслитель, рационализатор, мечтатель и т.д.). Поддерживайте альтернативные «бредовые идеи», так как они могут проявиться в очень интересных элементах дела и «оживить» его.

Каким должен быть первый шаг коллективного планирования?

В установочной «стартовой беседе» педагог увлекает ребят перспективой совместной деятельности, интересных и полезных дел. Это могут быть:

· Увлечение радостной перспективой. Этим средством возбуждается и укрепляется радостное ожидание того, что будет, что можно сделать хорошего для других и себя. Приемы: «Давайте помечтаем», «Давайте попробуем», «Представим себе, что...»;

·   Увлечение добрым делом. Этим средством пробуждается чувство радости от возможного доброго дела, своей необходимости другим людям;

· Увлечение творчеством. Приемы: «Давайте подумаем, как сделать наши дела интересными, необычными, оригинальными, неожиданными»;

· Увлечение борьбой с трудностями. Этим методом инициируется стремление к преодолению трудностей, проверке своих сил, испытанию, формированию силы воли и выносливости. Потребность в экстремальных ситуациях, риске, возможности испытать себя особенно актуальна для подросткового возраста;

· Увлечение необычным, таинственным, загадочным: «Почему?», «Что за этим скрывается?», «Кто разгадает тайну?», «Самое таинственное на свете...»;

· Увлечение смешным, веселым.

Далее идет обсуждение вопросов, которые помогают детям в планировании, побуждают их творческую мысль:

  • Что сделаем? (Какие коллективные творческие дела?)
  • Для кого? Варианты: для своего коллектива, для отдельного члена коллектива, для школы, для другого класса, для своих родных, для малышей, для окружающих людей, для родного края и т.д.
  • Когда сделаем?
  • Кто участвует?
  • С кем лучше провести это дело?
  • Как организовать подготовку?
  • Кому доверить руководство делом (совет коллектива, совет дела, творческая группа, инициативная группа)?

При этом взрослые не диктуют, не навязывают, а размышляют вместе с ребятами, отвечают на все вопросы. Тон разговора — доброжелательный, заинтересованный.

План жизни коллектива или отдельного дела будет выполняться только в том случае, если идея дел исходит от самих ребят, и каждый член коллектива становится активным участников планирования.

Приемы организации коллективного планирования

  1. Творческий конкурс между микрогруппами на лучшее предложение к плану класса, школы. Защита проектов, предложенных микрогруппами.
  2. «Анкета мнений и предложений». Ребятам могут быть предложены такие вопросы: Назови лучшие дела класса (школы) за прошлый год, что тебе в них понравилось, в чем принимал активное участие? Самые неудачные дела, в чем причина неудач? Твои предложения к плану на новую четверть (год), что сделать, что узнать нового, кого пригласить? За какое дело возьмешься в качестве организатора?
  3. Спецвыпуски классных, школьных газет. Например: «Мое предложение!», «Каким быть нашему классу?», «Предлагают творческие группы!», «Что делать?» и т.д.
  4. Тематические задания по планированию для творческих групп, объединяющих детей по интересам. Пусть коллекционеры придумают свои дела, художники - свои, туристы - свои, спортсмены - свои. Из таких предложений и сложатся общие дела класса, отряда, группы.
  5. Защита дела. Группы ребят, отдельные участники готовят свой нестандартный проект главного дела года и защищают его при всех, доказывая, аргументируя, отвечая на вопросы.
  6. Копилка интересных предложений («банк идей»). В классе вывешивается ящик типа почтового или конверт для предложений и вопросов.
  7. Разведка интересных и полезных дел. «Разведка» потому, что группе детей дается коллективное задание что-то найти, узнать, разведать. Задание группам определяет классный руководитель или совет класса (дела).

В связи с тем, что коллективное целеполагание и планирование тесно взаимосвязаны, конкретные формы проведения часто включают в себя оба этих этапа и поэтому описаны вместе.

 

Формы коллективного целеполагания и планирования

деятельности класса (школы)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: