Подведомственность как многоуровневое комплексное институциональное правовое явление.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляют в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд (ст. 11 ГК РФ).
Защита гражданских прав в административном порядке возможна лишь в случаях, предусмотренных законом. Однако решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде.
Кроме форм защиты прав граждан и организаций, перечисленных в ст. 11 ГК РФ, существует нотариальная форма защиты и охраны бесспорных субъективных гражданских прав (гл. III Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). Трудовые права работников кроме суда могут защищаться комиссиями по трудовым спорам (ст. ст. 381 - 397 Трудового кодекса РФ).
Законом установлен определенный порядок разрешения коллективных трудовых споров, который состоит из нескольких этапов (гл. 61 Трудового кодекса РФ).
|
|
Некоторые правовые вопросы разрешаются собраниями товариществ, кооперативов, акционерных обществ, поскольку отнесены к их компетенции законом и соответствующими уставами. Например, к компетенции общего собрания акционеров отнесены установление предельного размера объявленных акций, дробление и консолидация акций, участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах, иных объединениях коммерческих организаций (ст. 48 Федерального закона "Об акционерных обществах", принятого Государственной Думой 24 октября 1995 г.).
В связи с тем что в Российской Федерации существует не одна, а несколько форм защиты права, требуется четкое законодательное распределение между ними объема разрешаемых споров и иных правовых вопросов, т.е. круга ведения (предметной компетенции).
Правовое понятие "подведомственность" происходит от глагола "ведать" и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
Применительно к судам под подведомственностью понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
Понятие "подведомственность" употребляется еще и в других смыслах: а) как предпосылка права на обращение в суд и б) как правовой институт, т.е. совокупность юридических норм, расположенных в различных нормативных правовых актах, определяющих ту или иную форму защиты права.
|
|
Подведомственность как условие надлежащей реализации права на обращение за рассмотрением и разрешением дела.
В научной литературе доступность правосудия трактуется как судопроизводственный и судоустройственный принцип гражданского и арбитражного процесса, как самостоятельное правовое явление, как задача судопроизводства в судах. Названный принцип определяет судоустройственные и судопроизводственные начала осуществления судебной власти по гражданским, арбитражным, административным, конституционным и уголовным делам и получает развитие в отраслевых принципах.
В связи с этим заслуживает внимания исследование факторов, влияющих на доступность правосудия, которое позволило ученым идентифицировать их на отдельных стадиях гражданского судопроизводства. В ходе возбуждения гражданского процесса в контексте обеспечения доступа к суду принципиальное значение имеют разграничение компетенции между государственными органами и судами, определение надлежащего суда, его места нахождения и территориальной юрисдикции, порядок принятия заявления, определение надлежащего производства и применимых к нему правил.
Каждое из перечисленных положений объединяет в себе различные аспекты процессуальной деятельности, обеспечивающие гарантии доступности правосудия, призванные предотвратить установление государством каких-либо чрезмерных, необоснованных правовых и практических препятствий для рассмотрения дела в суде.
Успех обращения за судебной защитой во многом зависит от правильного определения надлежащего для рассмотрения спора суда, в ходе чего разрешаются вопросы о подведомственности, судебной подведомственности, подсудности гражданского дела. В Российской Федерации судебный контроль универсален и распространяется не только на противоправные деяния частных субъектов права - физических лиц и организаций, но и на деяния публичных субъектов и государства. Универсальность подобного рода, с одной стороны, гарантирует защиту нарушенных прав широкого круга участников цивилистических правоотношений в судебном порядке, с другой стороны, размывает границы подведомственности. Это означает необходимость разграничения компетенции судебных и иных государственных органов, распределения гражданских дел между арбитражными судами и судами общей юрисдикции, определения уровня суда в судебной подсистеме и, наконец, конкретизации суда, к ведению которого относится гражданское дело по территориальному признаку.
На каждом этапе идентификации суда как надлежащего для разрешения определенного юридического конфликта возникают законные основания для принятия либо непринятия заявления к производству суда. Соответственно, различаются процессуальные механизмы, в той или иной мере препятствующие развитию судебной деятельности по рассмотрению дела.
В аспекте доступности правосудия наиболее серьезной преградой служил отказ в принятии искового заявления как последствие неподведомственности гражданского дела суду общей юрисдикции в случае неправильного применения п. 1 ч. 1 ст. 134 ГПК РФ. В сферу регламентирования названной нормы входят вопросы установления правового характера предъявленного требования; отнесения его к компетенции суда общей юрисдикции; определения формы судопроизводства. Благодаря изменениям в ГПК РФ и иные процессуальные кодексы данная проблема устранена.