4.Культура Византии. Т. 1-3. М., 1984-1991
Тема 14. Россия в контесте мировой культуры.
Русская культура как часть мировой культуры, соотношение национального и вселенского в русской культуре.Записки иностранцев-путешественников о России: Мадам де Сталь, Жозеф де Местр, др.Петербург: первая «европейская» столица России. История строительства. Петербург как явление русской культуры: город-фантом, литературные, музыкальные, философские образы Петербурга. «Петербургские повести» Н.В.Гоголя, «Петербург» А.Белого, петербургский периода творчества А.А.Блока. «Религиозно-философские собрания в Петербурге начала 20 века. Серебряный век русской культуры. Европа и Россия в начале 20 века: культурное взаимовлияние. Русская музыка в мировом контексте: Скрябин, Рахманинов, Прокофьев - Дебюсси, Равель, Малер. Поэзия серебряного века. «Русские балетные сезоны» в Париже. Эпоха утраченных возможностей. Уход «философского парохода».
Литература:
1.Данилевский Россия и Европа. М. 1991.
2.Бердяев Н.А. Русская идея. // О России и русской философской культуре. М., Наука, 1990.
3.Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. Л., Лениздат. 1991
4.Российский цивилизационный космос. М., Эйдос. 1999.
Методические указания студентам вечернего отделения.
Кроме указанных в разд. 2.1.тем и вопросов, студенты вечернего отделения используют рабочую учебную программу (см. разд. 1.2.2), в качестве опорного материала для самостоятельной работы.
Контроль самостоятельной работы
Контроль самостоятельной работы осуществляется путем проведения письменных работ по вопросам, указанным в разд.2.2.
Требования к уровню освоения программы
3.1.В результате изучения дисциплины будущий специалист должен:
Понимать
и объяснять феномен культуры, её роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представление о способах приобретения, хранения и передачи социального опыта, базисных ценностей культуры;
знать:
формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, историю культуры России, её место в системе мировой культуры и цивилизации;
этапы развития культурологического знания, основные научные школы, направления, концепции культурологи;
условия формирования культуры личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе;
уметь:
оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания;
уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому и современной социокультурной ситуации.
Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знани
Дневное отделение.
Формы промежуточного контроля знаний — аттестация. Промежуточная аттестация проводится в форме письменной контрольной работы.
Перечень вопросов для промежуточной аттестации:
Перечень вопросов для промежуточной аттестации:
1.Понятие культуры. Основные определения культуры.
2.Культура как целостность. Системный подход в культурологи.
3.Культурологическая концепция Л.Уайта.
4.Границы культуры. Природа-культура-человек.
5.Функции культуры.
6.Механизмы культуры.
7.Динамика культуры. Культурные реформы и революции.
8.Типология культуры. Теории локальных цивилизаций.
9.Генезис культурологического знания. Мифология, Античность, Средние века.
10.Культурологические концепции эпохи Просвещения. Вико, Гердер, Фергюссон.
11.Классическая модель культуры. И.Кант.
12.Теории культуры 19-20 веков. Эволюционизм. Диффузионизм.
13.Анимистическая концепция Тайлора. Метод пережитков.
14.Биологическое направление в изучении культуры.
15.Психологический и психоаналитический подходы к изучению культуры.
16.Функционализм.
17.Методы культурологи. «Науки о духе» и «науки о природе». Синтетический метод культурологи.
18.Общая характеристика земледельческих культур Древнего Востока.
19.Письменность. История возникновения и виды письма.
20.Письменность. Роль писца в культурах Древнего Востока.
22.Месопотамия: основные вехи социокультурной истории.
23.Древний Египет: политическое, религиозное и общекультурное значение реформ Эхнатона.
24.Древняя Индия: специфика культурного развития. Основные религиозно-философские системы.
25.Древняя Индия: возникновение буддизма.
26.Древний Китай: конфуцианское социально-этическое учение.
27.Древний Китай: традиционные китайские верования и даосизм.
28.Япония: дзен-буддизм и бусидо.
Форма итогового контроля знаний — тест в конце 2-го семестра.
Вечернее отделение:
Промежуточная аттестация предусматривает обязательное написание реферата. Тема реферата должна быть одобрена преподавателем. Срок сдачи реферата – в период проведения промежуточной аттестации.
Примерный перечень тем рефератов:
Культура как предмет междисциплинарного анализа.
Системный подход в культурологии.
Принципы семиотического анализа культуры.
Проблема типологии культур.
Культура как проблема психоанализа.
Культурно-антропологический синтез в исторической науке. Школа «Анналов».
Повседневность как предмет культурологического анализа.
Диалогическая концепция культуры.
Особенности мифологического сознания.
Мифология и религия Древнего Египта.
Ислам: вероучение и основные направления.
Византия: специфика типа культуры.
Греция и Рим: общее и особенное.
Знание и вера в культуре Средневековья.
Социокультурный проект модерна.
Киберкультура: человек и техника.
Проблема этнокультурной унификации в эпоху глобализма.
Форма итогового контроля знаний – тест.