Тема 4: Понятие профессиональной задачи. Виды и типы профессиональных задач. Алгоритм решения профессиональной задачи (2 часа)
Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
План
1. Сущность и специфика профессиональной задачи.
2. Типы и виды профессиональных задач и их характеристика.
3. Преобразование ситуации в профессиональную задачу.
4. Классификационные модели педагогических решений.
5. Алгоритмический или квазиалгоритмический способы решения задачи.
Практическое задание
Кейс 1 Проанализируйте предложенную ситуацию социального развития и сконструируйте алгоритм деятельности педагога, направленный на устранение причин, выступающих для личности факторами риска, и оказание социально-педагогической поддержки личности и семье. Определите границы деятельности социального педагога и психолога. «Вова (14 лет) С детства отличался большой подвижностью. Был очень общителен, самостоятелен. Легко и быстро входил в контакт со сверстниками и взрослыми. Однако в школе был неусидчив, легко отвлекался на уроках, конфликтовал с учителями. На замечания родителей и учителей не обращал внимания. Очень любил компании сверстников, где был одним из лидеров. В компании попробовал наркотики». Кейс 2. Проанализируйте предложенную ситуацию социального развития и сконструируйте алгоритм деятельности социального педагога, направленный на устранение причин, выступающих для личности факторами риска, и оказание социально-педагогической поддержки личности и семье. Определите границы деятельности педагога, психолога. «Игорь (13лет) С детства был беспричинно плаксив, капризен. Любил мучить кота Тигрика. Разбрасывал игрушки, однако никогда не давал играть ими другим детям. Хотя в первом классе очень аккуратно вел тетради и следил за учебниками. Часто раздражителен, настроение злобно-тоскливое. Иногда при незначительном поводе возникают аффективные разрядки с потоками брани и жаждой драки. В компании друзей стремился занять роль "некоронованного короля". В компании же попробовал крепкие напитки, предпочитает водку, пьет много "до отключи".
Кейс 3. «Учительница А.В. перешла работать в новую школу. Ее назначили классным руководителем 8 класса. Необходимо изучать подростков. Решила пойти с ними в воскресный день в семикилометровый поход в лес. Рюкзаки, ведра, кастрюли, палатки и все необходимое для однодневного похода. Уставшие, но радостные возвратились ребята домой. Многое узнала о своих воспитанниках и А.В.» Какие методы педагогических исследований могла применить учительница?
Кейс 4. В школу пришла молодая учительница русского языка Н.В. Ее назначили классным руководителем 7 А класса. До начала учебного года оставалось две недели. Она решила познакомиться со своими будущими воспитанниками, чтобы 1 сентября встретиться с ними как со старыми знакомыми. Попросила классный журнал 7 А класса, личные дела. Внимательно познакомилась с личным делом каждого ученика, особенно вчитывалась в характеристики.
Задания для самостоятельной работы
1.Осуществите моделирование трех педагогических задач согласно классификации. Бордовской. Результаты оформите в электронной копилке педагогических задач.
Литература
1. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Иательский центр «Академия», 2005. – 576 с.
2. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование.. – М, 1997.
Практическое занятие № 5
Тема 5: Педагогическое общение и взаимодействие. Этико-половая дифференциация детей в педагогическом общении (2 часа)
Цель: выработатьу обучающихся умения и навыки самостоятельной работы с научной литературой, формирование профессиональных компетенций, проверка освоения студентами содержания вопросов темы, оценка выполнения студентами практических заданий в ходе самостоятельной работы.
План
1. Функции педагогического воздействия, направленного на этико-половуюдифференциацию.
2. Создание ситуации успеха и неуспеха с целью инициирования физических и духовных сил личности.
3. Этическая защита в педагогическом общении.
Практическое занятие: подготовить доклады по теме:
1. История становления идеи педагогической поддержки.
2. Поддержка как «мягкая» педагогическая технология.
3. Опора на жизненный (витагенный) опыт старшеклассников – ключ к сотрудничеству и педагогической поддержке.
4. Технологии педагогической поддержки учащихся подросткового возраста.
5. Технологии педагогической поддержки старшеклассников.
Кейс:
1. Ситуации-проблемы средних и старших школьников, требующие педагогической поддержки социального педагога, психолога, учителя и классного руководителя:
Ситуация 1. Семиклассник Иван отказывается выполнять домашние задания по литературе и посещать занятия по этому предмету.
Ситуация 2. Пятиклассник Олег проявляет агрессию по отношению к слабым одноклассникам. Он обзывается, портит личные вещи детей. Однажды он сильно толкнул девочку, которая упала и сломала руку. Мальчик твердил, что это случайность, и он не хотел причинить ей зло.
Ситуация 3. Шестиклассница Ира ушла из дома и живет у бабушки. Родители обратились за помощью к классному руководителю после того, как не смогли сами уговорить девочку вернуться домой.
Ситуация 4. Девятиклассница Юля начала встречаться с юношей, который раньше встречался с ее подругой и одноклассницей Аней. Аня все время стремится навредить Юле, она не может простить ей этого, даже тогда, когда отношения Юли и юноши прекратились. Одноклассницы девочек разделились на два враждующих лагеря. Дружеская атмосфера в коллективе оказалась под угрозой.
Ситуация 5. Подросток часто не может и не умеет правильно защитить себя от обидчиков. Может ли взрослый помочь ребенку в решении этой проблемы и как?
Литература
1. Кочюнас, Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: Учеб. пособие для вузов / Р. Кочюнас. - М.: Академический проект, 2005 - 464c.
2. Линде Н. Д. Психологическое консультирование: Теория и практика. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2009. - 256 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/10454.
3. Немов Р. С. Психологическое консультирование. Учебник.2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2011. - 575 с. [Электронный ресурс]: Электронная библиотечная система «Университетская библиотека онлайн». – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/book/57852.